Раздел 2. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время.

Предназначение и задачи ГО

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по под­готовке к защите и по защите населения, мaтeриальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие их. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она осуще­ствляется по территориально-производственному принципу.

В соответствии с принципами государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремаль­ных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны.

Основные задачи ГО:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных дей­ствий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическо­му, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые

· мероприятия;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении

· военных действий или вследствие их;

· восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Cтpyктypa и opганы управления ГО

Гражданская оборона организуется по территориально-производ­ственному принципу на всей территории Российской Федерации с уче­том особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприя­тий, учреждений и организаций.

Террuторuальный принцип заключается в организации ГО на тер­риториях республик, краев, областей, городов, районов, поселков со­гласно административному делению Российской Федерации.

Проuзводственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации, которое:

· обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО;

· руководит организацией и ведением ГО;

· издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов феде­ральных законов в области ГО;

· определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих суще­ственную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;

· устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

· осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента России.

За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, кра­ях, областях, городах отвечают соответствующие руководители орга­нов исполнительной власти.

Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществ­ляют их руководители, являющиеся по должности начальниками граж­данской обороны.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возло­жено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих пол­номочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. Начальники орга­нов управления по ГОЧС являются первыми заместителями соответ­ствующих начальников гражданской обороны (НГО).

По согласованию между федеральным органом исполнительной вла­сти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление ГО на территориях субъектов Российской Федерации и отнесенные к группам по ГО. Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с НГО субъектов Российс­кой Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения специальных задач наряду со штатными органами управления ГОЧС на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики. Для координации деятельности территориальных органов в пределах нескольких республик, краев или областей используются региональные центры ГОЧС, являющиеся полномочными представителями МЧС России в регионах.

Структура ГО на объектах экономики

Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется для защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него.

Основные задачи ГО на объекте:

· защита работающего персонала и населения от ЧС;

· повышение устойчивости функционирования объекта;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Начальник ГО объекта подчиняется НГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении - начальнику ГО города (района, префектуры), на территории которого расположен объект. На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель НГО, являющийся в мирное время начальником структурного подразделения, уполномоченного на решение задач ГО, и основным организатором всех подготовительных мероприятий по ГО. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного приказом НГО назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от вы­полнения своих основных служебных обязанностей.

Заместителем НГО по рассредоточению и эвакуации является заместитель руководителя объекта по общим вопросам. В его функции входят разработка плана рассредоточения, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочей силы к месту работы, руководство службой охраны общественного порядка.

Обязанности заместителя НГО по инженерно-технической части возлагаются на главного инженера предприятия. Он руководит переводом предприятия на особый режим работы, мероприятиями по повышению устойчивости его функционирования в мирное и военное время, а также при угрозе нападения службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, осуществляет техничес­кое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем НГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагаются материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, проведение мероприятий по размещению и эвакуации, спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противни­ка он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уни­кального оборудования.

Структурное подразделение объекта, уполномоченное решать задачи ГО, создается при НГО и является органом его управления. Состав подразделения (начальник отдела, его заместитель) зависит от значимости объекта и комплектуется как штатными работниками ГО, так и дополнительными лицами, не освобожденными от основных обязанностей. Его работа организуется на основании приказов, распоряжений и указаний НГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.

Подразделение обеспечивает своевременное оповещение об угрозе ЧС природного и техногенного характера и осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения. В его обязанности входят разработка, корректировка и организация выполнения плана ГО объекта, контроль за обучением рабочих и служащих по ГО и подготовка гражданских организаций гражданской обороны.

Вне зависимости от характера производственной деятельности на объекте по решению руководителя могут создаваться службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и другие. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Руководство службами осуществляют начальники, назначаемые приказом НГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе кото­рых они созданы. На них возлагается поддержка в постоянной готовно­сти сил и средств служб, участие в разработке плана ГО объекта и необ­ходимых документов служб, своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта.

Она организует своевременное оповещение руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе ЧС, связь и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе, устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники) и обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медимущества и медицинских средств индивидуальной защиты, медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение, медпомощь пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения, а также медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации. Началь­ник службы - главный врач.

Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, пун­ктов питания, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ. В ее обязанности входят: орга­низация подготовки формирований радиационной, химической и биоло­гической защиты; контроль за состоянием средств индивидуальной за­щиты и специальной техники, а также за облучением и заражением лич­ного состава; ведение радиационной и химической разведок; ликвидация очагов радиоактивного и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка формируется из подраз­делений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время прове­дения аварийно-спасательных и других неотложных работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, на­блюдает за режимом светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировки - отдел главно­го энергетика - разрабатывает мероприятия, обеспечивающие беспе­ребойную подачу газа, топлива или электроэнергии на объект, осна­щение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты, первоочередные восстановительные работы на энергосетях и свето­маскировку.

Аварийно-техническая служба создается на базе производствен­ного, технического или отдела главного механика. Разрабатывает и про­водит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, а также неотложные работы по локализации и ликви­дации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе строительных це­хов отдела капитального строительства или жилищно-коммунального. Она осуществляет разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках. Обеспечивает готовность убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации. Организует стро­ительство защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спа­сательных и других неотложных работ при разборе завалов.

Транспортная служба базируется в гараже. Она разрабатывает и осуществляет перевозки, связанные с рассредоточением рабочих и слу­жащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; перевозит пораженных; проводит работы по обез­зараживанию транспорта.

Служба материально-технического снабжения развертывается на базе этого отдела. В ее функции входят: снабжение формирований ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организация ремонта и подвоза к участкам работ техники и имущества, их хранение и учет; обеспечение рабочих и служащих предметами первой необходимости как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.

На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.

Силы ГО

Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач гражданской обороны, создаются силы ГО.

Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские организации гражданской обороны. В них могут зачисляться граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I-й, 2-й и 3-й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на соответствующих территориях:

· выявляют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования;

· определяют по согласованию с организациями виды, состав и численность создаваемых формирований;

· ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет последних;

· организуют подготовку формирований;

· осуществляют общее руководство деятельностью формирований. Организации, создающие формирования:

· разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом;

· укомплектовывают формирования личным составом, специальной техникой и имуществом;

· осуществляют подгoтoвку и руководство деятельностью формирований;

· поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами ГО к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Законодательство Российской Федерации в области ГО

Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, исполнительной власти ее субъектов, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О гражданской обороне»

В Законе шесть глав.

В первой главе определены задачи, правовое регyлирование, принципы и ведение ГО на территoрии Российской Федерации. Во второй - полномочия Президента Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области ГО. В третьей - полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области ГО. В четвертой - порядок управления и организации служб ГО, а также структура ее системы. Определен и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный решать задачи ГО. В пятой - состав сил ГО, основы деятельности ее войск, а также порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны. В шестой - порядок финансирования мероприятий ГО и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормaтивными правовыми актами Российской Федерации:

· проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;

· оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

Наши рекомендации