О том, как братьям должно исправлять свои проступки
Если брат словом или делом совершит пустячный проступок, он должен раскрыть это перед начальником своим и исполнить указанное тем во исправление проступка. За мелкий проступок и наказание должно быть соответствующим, если только эти мелкие проступки не повторяются столь часто, что не остается ничего, кроме как ужесточить наказание. Если же случится, что будет кем-либо открыт проступок, коий брат собирался скрыть, должно наказать его более сурово, нежели обычно наказывают за подобный проступок. Если же проступок велик, его должно отделить от общества братьев, и не дозволять ему вкушать пищу совместно с братьями, и садить его должно отдельно ото всех. Он же должен быть полностью покорен воле и приказам Мастера и братьев, дабы и он мог спастись в Последний День.
О внимательности Мастера в своей свободе действий
Мастер имеет право освободить от любого из обязательств, изложенных в данном Уставе, кроме трех – целомудрия, бедности и послушания – и, с должным вниманием ко времени, месту, человеку и нуждам дела, давать подобные освобождения, но делать это таким образом, чтобы в каждом отдельном случае действовать во славу Божию, с должным вниманием к благочестию и практическим соображениям.
Аминь.
………………………………………………………………………………………………………………………………………
[1]Эльба. – А.В.
[2]Гунны. – А.В.
[3]Эврих. – А.В.
[4]Из послания римлянам Аталариха, преемника Теодориха, 526 г.
[5]Это IX–X вв. – А.В.
[6]Зеленый, цвет прасинов. – А.В.
[7]Отец Юстиниана. – А.В.
[8]Квартал Константинополя. – А.В.
[9]Имеется в виду: язычником. – А.В.
[10]К королю лангобардов. – А.В.
[11]Г. Шустер считает годом образования иоаннитов 1118 г. – А.В.
[12]Орден святого Иакова из Компостеллы, которого паломники чтили наравне с Иаковом, братом Христа, причем часто не отличая одного от другого, утверждая, что могила Сантьяго – это и есть могила евангельского Иакова. – А.В.
[13]Тевтонский. – А.В.
[14]Вообще-то датой учреждения Ордена следовало бы считать 1198 г. – А.В.
[15]Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
[16]Имеется в виду начало с организации прежде всего госпиталя. – А.В.
[17]В 1197 г. внезапно скончался и Генрих VI. Вы видите, как ловко Э. Машке включает и эту, отнюдь не самую существенную, деталь в общий контекст: как же, мол, теперь было иначе немцам поступить? Тем более о том, что Орден «появился на чужбине», говорить не следовало вовсе: ведущие рыцарские ордены и до них появились как раз в Святой Земле, а не дома у французов или португальцев. – А.В.
[18]Erich Maschke. Der Deutsche Ordensstaat. Gestalten seiner grossen Meister. Hamburg, 1935.
[19]Т. е. для создания орденского государства. – А.В.
[20]Уже говорилось, что идея возникла гораздо раньше начала колонизации, если только она не происходила уже с 1140–х гг. – А.В.
[21]Вероятно: увеличилось. – А.В.
[22]Мелочь какая-то! – А.В.
[23]Здесь, как видите, идет чисто геббельсовская пропаганда. – А.В.
[24]Аналогии с Германией ХХ в. даже приводить не нужно. – А.В.
[25]Эту цитату вы уже встречали. – А.В
[26]То есть за датчанами все еще оставалась Эстония. – А.В.
[27]Какая культурная жизнь? лицемерие! – А.В.
[28]Что-то слабо верится в непременное желание Германа Зальцского подчиняться кому-либо и быть чьей-то частью: скорее всего это из пропагандистских тезисов, освоенных Эрихом Машке уже в ХХ веке. – А.В.
[29]Однако видите, какой вывод делает историк? – А.В.
[30]Владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу. – А.К.
[31]Александра. – А.В.
[32]О. Rutenberg. Geschichtc der Ostseeprovinzen Liv-Esth-und Kurland von der altesten Zeit bis zum Untergange ihrer Selbstandigkeit, I Band. Leipzig, 1859, S. 120.
[33]Видите, Ф. Фарисов тоже отдает дань этой пресловутой козаченковской «засаде». – А.В.
[34]Текст пересказан из книги В.Т. Пашуто. Образование Государства Литовского. М., 1959.
[35]Петр из Дусбурга. Хроника Земли Прусской.
[36]Они опустили как имя Александра, так и звание князя. – Я.Д.
[37]Герольды прибыли не с двумя воинами, а с двумя мечами, причем выбранными из ножен, то есть обнаженными. – А.В.
[38]Это весьма серьезное подозрение, когда оно касается члена духовно-рыцарского ордена, тем более что не имеет под собой никаких оснований. Представьте, каково было на самом деле одиночество верховного магистра! В конце следующего века ровно в том же обвинят Бориса Годунова, несмотря на его православие. И это подается до сих пор как исторический факт!.. – А.В.
[39]Генрих тщетно просил себе, например, новой сутаны, ибо старая пришла в ветхое состояние. – А.В.
[40]Прусский союз. – А.В.
[41]Ордена. – А.В.
[42]Орден. – А.В.