Контроль за ценами как метод прямого регулирования рыночной экономики России

Ценообразование в современной России – это процесс установле­ния цен в зависимости от себестоимости выпускаемой продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и многих других факторов. Основные принципы ценообразо­вания, представлены на рисунке 3.

Основные принципы ценообразо­вания в современной России
Цена продукции выше ее себестоимости
Цена товара определяется рыночными возможностями
Реализация продукции по данной цене приносит за определенный период времени максимальную прибыль

Рисунок 3 – Основные принципы ценообразо­вания в современной России

Воздействие государства на процессы ценообразования является одним из важнейших элементов экономической политики, который способен, изменить рыночное равновесие, используя цены для баланса интересов участников рынка.

Организационная структура системы государственного контроля над ценами – это совокупность звеньев управления (структурно организованных единиц), которые находятся во взаимодействии, при этом управление данной структурой осуществляется методом организации управления каждого из звеньев, так и методом организации взаимоотношений между звеньями системы.

Организационная структура системы государственного контроля над ценами основывается на законодательном разграничении полномочий между РФ, ее органами местного самоуправления и субъектами, имея при этом два уровня: государственный уровень и муниципальный уровень.

Деятельность предприятия, как объекта правового регулирования, по формированию цен подчинена правилам, установленным нормативными актами. Они различаются в зависимости от того, о какой цене идет речь – о регулируемой или свободной. Регулируемая цена – это цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Свободная (рыночная) цена – это цена, которая складывается на товарном рынке.

Существуют различные классификации цен. Например, в зависимо­сти от цены, присутствующей на оптовом или розничном рынке, вы­деляют оптовые и розничные цены; в зависимости от рынка – делятся на внутригосударственные и мировые. Разновидностью цены является тариф, представляющий собой цену на оказываемые услуги. Государство, создавая и используя механизм регулирования цены, преследует цель формирования цивилизованных рыночных отношений и конкурентной среды.

В рамках хозяйственной деятельности предприятия устанавливают цены для своих подразделений, переведенных на внутрихозяйственный расчет. Такие цены называются внутрихозяйственными.

Каждый вид цен складывается под воздействием различных факто­ров. Например, оптовые цены формируются по согласованию изгото­вителя с потребителем, включают в себя налог на добавленную сто­имость, а при реализации продукции через посредников – снабженческо-бытовые надбавки (соглашение сторон, комиссионные сборы за посреднические услуги, транспортные услуги и иные расходы).

Рознич­ные цены формируются на базе отпускной цены, налога на добавлен­ную стоимость и торговой надбавки. Последняя, определяется продав­цом с учетом ситуации на рынке и включает издержки обращения, транспортные и иные расходы, налог на добавленную стоимость.

Регулированием цен называют воздействие на цены со стороны государства (органов управления), направленное на получение необходимого (нужного) результата. Способы государственного контроля над ценами представлены на рисунке 4. Они могут быть прямыми и косвенными.

Основные способы государственного контроля над ценами
ПРЯМЫЕ СПОСОБЫ – установка фиксированных цен – замораживание цен – установка предельного уровня рентабельности – установка предельного уровня цены – установка порядка регистрации (декларирования) цен – ограничение сроков действия определенных цен – установка предварительного уведомления о предстоящих изменениях цены  
КОСВЕННЫЕ СПОСОБЫ – создание условий для развития честной конкуренции – изменение налогового законодательства – сертификация и лицензирование – введение квот – авансирование – введение комплексного контроля за формированием и применением регулируемых цен

Рисунок 4 – Способы государственного контроля над ценами

При этом прямыми способами называют установление определенных правил ценообразования, они включают в себя способы воздействия на субъекты ценообразования и уровень цены, и являются административно-правовыми способами. Косвенные способы государственного контроля над ценами предполагают воздействие на цену с помощью экономических рычагов.

В России широко используется опыт зарубежных стран в сфере государственного контроля над ценами, как прямые, так и косвенные способы.

Рассмотрим более подробно способы прямого контроля государственного контроля над ценами в Российской Федерации, как было отмечено выше, к прямым способам контроля относят лимитирование цен и их суб­сидирование за счет средств бюджета государства. В целом прямые способы государственного контроля над ценами делятся на две группы:

1) фиксированные или регулируемые цены;

2) ограничения в законодательстве, нарушение которых наказывается штрафами, либо лишением свободы. Запрет накладывается на фиксацию цен любым из участников цепи товародвижения, демпинг, ценовую дискриминацию, недобросовестную ценовую рекламу.

Методами прямого регулирования тарифов (цен) в России являются:

– замораживание цен (общее или частичное) на определенный период времени;

– установка фиксированных тарифов (цен) на продукцию (товары) или услуги;

– установка на продукцию (товары) или услуги предельных минимальных или максимальных тарифов (цен);

– индексация;

– установка коэффициентов к действующим тарифам (ценам) или пределов (коэффициентов) изменения цен на продукцию (товары) или услуги;

– заключение соглашений между органами, регулирующими цены (тарифы), и субъектами ценового регулирования об уровняхлибо пределах измене­ния тарифов (цен);

– соотношение уровня и динамики цен (тарифов) с матери­альными балансами производства и реализации отдельных видов продукции (товары) или услуги;

– введение моратория (временного полного или частичного) на изменение цен (тарифов);

– установление фиксированных или предельных скидок (наценок) к ценам (тарифам) на продукцию (товары) или услуги.

Прямой государственный контроль над ценами предполагает необходимую корректировку рынка, он дополнят рыночный механизм, политикой государства, путем осуществления контроля за его важнейшими параметрами, создавая стабильность в экономике, однако при чрезмерном государственном контроле за ценами, возникает опасность ослабления рыночных механизмов.

Цена не связанная с конкурентным рынком, не может достаточно оперативно измениться в зависимости от спроса и предложения, но и полный отход от контроля над ценами приведет к разрушению основ экономики, при этом государство потеряет один из важнейших способов борьбы с монополизмом.

Итак, при прямом государственном контроле над ценами регулирование осуществляется путем регламентации уровня цен, установления норматива рентабельности, либо норматива элементов, которые составляют цену.

К косвенным способам государственного контроля над ценами в России можно отнести налогообложение, го­сударственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на це­ны оказывают все государственные регулирующие мероприятия.

Налоговая политика находит выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга нало­гоплательщиков и объектов налогообложение, в налоговых льго­тах, дифференцированной кредитной политике, государственных заказах частным компаниям и т д. Методы косвенного регули­рования цен (тарифов) в России, предусматривают:

1) введение обязательного предварительного декларирования цен (тарифов);

2) установление предельного уровня (норматива) рентабель­ности;

3) регистрацию цен (тарифов);

4) установление единых правил калькулирования расходов, формирования цен;

5) уведомление о предстоящем изменении цен (тарифов);

6) установление фиксированных или предельных соотношений стоимости сы­рья и выработанной из него продукции;

7) ограничение участия перепродавцов в обороте товаров;

8) установление количественных ограничений в экспорте или импорте (внешней торговле).

Воздействие косвенных способов государственного контроля над ценами на факторы, определяющие спрос и предложение, представлено на рисунке 5.

Воздействие на факторы, определяющие спрос и предложение
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ государственные закупки товаров; депонирование запасов; поощрение сбыта излишков товаров на внешнем рынке; расширении импорта товаров и услуг; кредитная политика; налоговая политика; политика в области рабочей силы    
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СПРОС пропагандистские кампании; политика оплаты труда и налогообложение; пенсионная политика  

Рисунок 5 – Воздействие косвенных способов государственного контроля над ценами на факторы, определяющие спрос и предложение

В соответствии с решениями Правительства РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регули­рованию. Они обязательны для предприятий всех организационно-пра­вовых форм. В современных условиях действуют три перечня.

Первый перечень, в его состав входят: продукция, товары, услуги, на которые государственное регулиро­вание цен осуществляется Правительством РФ и федеральными орга­нами исполнительной власти (природный газ, кроме реализуемого на­селению, продукция ядерно-топливного цикла, продукция оборонного комплекса, драгоценные металлы, нефть, услуги почты и электричес­кой связи, перевозки железнодорожным транспортом, некоторая алкогольная продукция и жизненно необходимые лекарственные препараты).

Второй пере­чень – это продукция, товары и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это, например, некоторые социальные услуги и т. д.

Третий – это перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право, вводить государственное регулиро­вание тарифов и надбавок.

Регулирование цен на товары и услуги предприятий-монополистов составляет специфическую область деятельности государства. Здесь действуют жесткие и четкие правила, применяемые к предприятиям, включенным в специальный Государственный реестр РФ предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках.

Таким образом, в Российской Федерации основными способами государственного контроля над ценами являются способы установки коэффициентов, которые влияют на изменение цен, на предельные нормативы рентабельности, на фиксирование их предельного уровня, на ограничение предельного уровня и т.д.

Первичная форма государственного воздействия на цены – наблюдение за це­нами. Оно служит основой, на кото­рой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдением занимаются ста­тистические органы, общест­венные организации и научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодно­го номинального повышения заработной платы, пенсий, посо­бий, а также выяснение влияния роста цен на издержки произ­водства и национальную конкурентоспособность. Степень государственного регулирования цен изменяется в за­висимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

Итак, к основным задачам в сфере ценового регулирования на 2017 год относятся следующее (рисунок 6).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА 2017 ГОД
– повышение прозрачности регулирования и унификация методов (подходов) тарифной политики в различных регулируемых сферах деятельности – переход на долгосрочное ценообразование с горизонтом планирования 5–7 и более лет – переход сфер деятельности, находящихся в состоянии конкуренции, от регулируемого сектора к рыночным отношениям (электросвязь, аэропорты и др.) – дополнительная проработка оптимальных методов регулирования услуг по погрузке, выгрузке и хранению грузов в портах  

Рисунок 6 – Основные задачи в сфере ценового регулирования на 2016 год

Одной из целей на 2017 год является разработка новых методологических подходов к регулированию тарифов в сфере электросвязи и почтовой связи. Главная задача в сфере общедоступной электросвязи состоит в кардинальном изменении порядка и подходов к регулированию этого сегмента.

ФАС России предлагается перевести регулируемые организации данной сферы в условия конкурентных рынков (дерегулирование) с целью недопущения сдерживания экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

При этом предлагается из сферы регулирования естественных монополий полностью исключить услуги междугородной телефонной связи. В свою очередь решения о введении, изменении или прекращении регулирования в сфере услуг местной и внутризоновой телефонной связи следует принимать основываясь на результатах анализа рынка услуг телефонной связи (с определением продуктовых и географических границ).

Как показывает практика, хозяйствующие субъекты, попадая в условия свободного ценообразования, начинают вести себя в соответствии с рыночной ситуацией. А динамика роста цен (тарифов) на оказываемые ими услуги, сокращается более чем в два раза.

Таким образом, предлагаемые меры в части изменения тарифной политики обеспечат эффективность государственного регулирования в той мере, в которой это регулирование необходимо для достижения баланса интересов регулируемых организаций и потребителей.

Наши рекомендации