Откуда взялось чувство вины?
Когда ребёнок подрастает, начинает свободно перемещаться и принимать самостоятельные сложные решения, уследить за ним становится невозможно. Но как же им управлять? Как сохранить контроль, не имея возможности все время поддерживать личный контакт? Решение простое и элегантное: нужно "встроить" в его психику своеобразную программу-сторож, которая будет блокировать побуждения к нежелательным поступкам. Роли таких сторожей выполняют в первую очередь стыд и вина. Более примитивное чувство стыда достаточно просто вырабатывается в процессе общения со сверстниками, жестоко высмеивающими совершающих стыдные поступки. Выработка чувства вины сложнее, но и результатов даёт больше. Культивируя чувство вины у ребёнка, родители могут направлять его поведение в желаемое русло.
Не брезгует манипуляциями на основе чувства вины и государство. Например, в судах многих стран осознание своей вины и раскаяние подсудимого может несколько смягчить приговор. Тем самым государство как бы поощряет чувство вины за совершение нежелательных поступков. Но наибольших результатов в применении чувства вины для управления человеком достигла церковь. Сконструировав образ идеального верующего, следующего заповедям и выполняющего все религиозные предписания, церковь активно навязывает чувство вины каждому, кто уклоняется от соответствия этому образу. Церковью создана сложная и мощная концепция греха и покаяния, центром которой является перманентное переживание чувства вины верующим. Действуя таким образом, религиозные лидеры вплоть до XX века держали под контролем умы и чувства граждан своих стран, а в некоторых местах нечто подобное продолжается и по сей день.
Тем самым, можно смело утверждать, что почти каждый человек на протяжении своей жизни хоть единожды, но чувствовал себя виноватым, то есть испытывал чувство вины. За слова, поступки, мысли – за всё, что угодно! У некоторых людей это чувство протекает результативно, то есть человек осознает свои ошибки и делает для себя выводы, стараясь не повторять их в жизни. Другие же, наоборот, переживают это чувство без каких-либо выводов - постоянно терзают себя, и не могут успокоиться на протяжении долгого периода времени. Естественно, это негативно сказывается на общем самочувствии и даже на здоровье таких людей.
Комплекс вины, пожалуй, один из тех комплексов, с которым жить тяжелее всего. Под воздействием неосознанного чувства вины, человек за все произошедшие вокруг него негативные события подсознательно берет ответственность на себя.
Сегодня мы обсудим эту сложную тему и узнаем, как навсегда избавиться от чувства вины и жить счастливо?
СХЕМА ЗАНЯТИЯ
Содержание упражнений | кол-во минут | дидактический материал | |
I. | Вводная часть | ||
1. | «Метеорологическое знакомство». | ||
2. | «Диалог» - Опрос ожиданий группы. Установление правил группы. | ||
3. | Разбор темы занятия. Притча: « Путник» | ||
4. | Теоретический блок. | ||
5. | Разминочное упражнение - «Карусель» | ||
II | Основная (рабочая) часть | ||
6. | 1.Внедрение принципа разделения ответственности. Упражнение: «Зыбучие пески» 2.Внедрение принципа относительности. Упражнение: « Разные глаза» 3.Релаксационное упражнение: « Очищающий душ» 4.Внедрение принципа трансформации Упражнение: « Поиск злодея» | ||
III | Заключительная часть | ||
7. | Упражнение: «Прощение». Подведение итогов | ||
8. | Рефлексия | ||
9. | « Морское прощание». |
I. Вводная часть
Упражнение №1 «Метеорологическое знакомство».
Цель: Знакомство. Диагностика состояния каждого участника группы в начале тренинга.
Инструкция:Участники по очереди должны описать своё состояние в метеорологических терминах. Например: «Я — Света. На душе у меня солнечно, погода ясная, ветра нет, температура +20°С»; «Я — Коля. На душе у меня пасмурно, кратковременные осадки, ветер порывистый, температура — 3° С»..
Вопросы к рефлексии:Как вы считаете, в связи с чем у вас такая температура? Изменилось ли настроение? Каким оно стало? Для кого это упражнение было трудным?
Упражнение №2 « Диалог»Опрос самочувствия и ожиданий группы.
С каким настроением Вы просыпаетесь? А с каким настроением Вы пришли сюда? Изменилось ли оно? Добровольно ли Вы пришли сюда или Вас уговорили? Как Вы полагаете после нашего тренинга что-то в вашем самочувствии изменится? Что? Изменится ли Ваша жизнь к лучшему?
Напоминание правил группы.
Ведущие предлагает участникам вспомнить и принять правила работы в группе.
1. Слушать и слышать.
2. Быть активным;
3. Правило – «стоп»
4. Открытое выражение чувств
5. Говорить от себя.
6. Правило демократичности
7. « Здесь и сейчас»
8. Правила конфиденциальности.
9. Не критиковать и не оценивать.
Цель: создание доверительного и безопасного пространства в группе.
№ 3 Притча «Путник»
« По дороге брёл уставший путник. Он был обвешан всякими предметами. Тяжёлый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нёс по камню. Вокруг шеи на старой истлевшей гнилой верёвке болтался старый мельничный жернов. Железные цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на значительную усталость. Тут ему повстречался крестьянин: – О, усталый путник, зачем ты нагрузил на себя эти обломки скал? – спросил он. – Действительно, глупо, – ответил путник, – но я до сих пор их не замечал. Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин. – Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи тяжелые железные гири? – поинтересовался он. – Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим. Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву, так что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: – О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка? И зачем тебе такой большой бурдюк с водой? Ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути! – Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути. С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление, он увидел висевший на шее тяжелый мельничный жернов и понял, что из-за него шел, сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул его в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей, он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор».
Рефлексия: Как Вы поняли данную притчу? Что автор этой притчи хотел до нас донести? Можете ли Вы привести примеры из жизни, которые соответствовали бы сказанному в данной притчи?
№4 Теоретический блок
Цель:расширение теоретических знаний очувстве вины, его возникновении и проявлениях.
Упражнение №5 « Карусель»
Цель:1. Возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих сильных качеств, достоинств.2.Взбодрить участников тренинга после теоретической информации.
Инструкция:Участники делятся на две равные группы. Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне, те, кто во вторую, - занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий даёт тему для обсуждений и распределяет роли: например, сидящие во внутреннем круге принимают пассивную роль( слушают, задают уточняющие вопросы), а во внешнем – активную(рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через полторы-две минуты по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево(т.е. меняется состав пар) и изменяется распределение ролей: слушавшие теперь рассказывают, а рассказывающие - слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активные и пассивные роли и задаётся новая тема для обсуждений. Таким способом обсуждается 3 темы: « Мои достижения»; « Мои умения, таланты»; «Не все знают обо мне, что…(в положительном ключе)»
Вопросы к рефлексии:Как вы себя чувствуете? Что было тяжелее слушать или рассказывать? Как Вы думаете, почему? Удалось ли вспомнить и поделиться своими положительными качествами? Это подняло Вам настроение? А можно ли сказать, что уровень самооценки несколько повысился? Можете ли Вы использовать данную похвалу, направленную в вашу сторону, в жизни?
II Основная (рабочая) часть
Упражнение №6