Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Групповой тренинг направленный на снижение чувства вины выжившего бойца».

Учебный предмет:Обеспечение психологии учебной деятельностиПреподаватель:канд. псих. н. Харламова Т. В.

Работу выполнили:

Студентки:

Бережная О. Кирюхина Н.

Краснопёрова М. Лысенко В. Мельник А. Самсонова Секисова Е. Тукалова М.

Курс (группа): ПСДс-51 оз

Севастополь, 2017г.

Пояснительная записка

Тренинг на тему: « Снижение чувства вины выжившего бойца»

Запрос: «Навязчивое чувство вины за то, что ты выжил, а твои товарищи погибли.» Группа жалуется на уныние, слабость, нерешительность и пассивность, а также на ночные кошмары.

Цель: Избавить группу от навязчивого чувства вины. Обучить конструктивным приёмам саморегуляции.

Задачи:

v Понять и осознать природу возникновения чувства вины;

v Помочь избавиться от чувства вины;

v Научить, отслеживать и корректировать возникающее чувство вины;

v Обучить некоторым приёмам саморегуляции.

Целевая аудитория: Двенадцать мужчин в возрасте от 25 до 50

Обоснование:

Участвующие в боевых действиях, так и остаются не принятыми и не понятыми теми, кто не знает войны. Чувство вины - тяжёлый груз, который несёт он на себе через всю жизнь. И чем больше, глубже и лучше обосновано это чувство, тем тяжелее и невыносимее груз. Он сковывает, прижимает к земле, лишает инициативы и воли, ограничивает возможности. Но самое главное, он лишает жизнь её радостных красок и естественного вкуса. Под тяжестью груза бывший солдат рискует оказаться в кабинете психиатра или вовсе, покончить жизнь самоубийством.

В результате тренинга участники должны:

1. Знать природу возникновения чувства вины и его проявления;

2. Уметь отследить данное состояние у себя;

3. Овладеть некоторыми приёмами трансформации чувства вины.

Теоретический блок.

СХЕМА ЗАНЯТИЯ

  Содержание упражнений кол-во минут дидактический материал
I. Вводная часть    
1. «Метеорологическое знакомство».    
2. «Диалог» - Опрос ожиданий группы. Установление правил группы.    
3. Разбор темы занятия. Притча: « Путник»      
4. Теоретический блок.  
5. Разминочное упражнение - «Карусель»  
II Основная (рабочая) часть    
6. 1.Внедрение принципа разделения ответственности. Упражнение: «Зыбучие пески» 2.Внедрение принципа относительности. Упражнение: « Разные глаза» 3.Релаксационное упражнение: « Очищающий душ» 4.Внедрение принципа трансформации Упражнение: « Поиск злодея»  
III Заключительная часть    
7. Упражнение: «Прощение». Подведение итогов  
8. Рефлексия  
9. « Морское прощание».  

I. Вводная часть

Упражнение №1 «Метеорологическое знакомство».

Цель: Знакомство. Диагностика состояния каждого участника группы в начале тренинга.

Инструкция:Участники по очереди должны описать своё состояние в метеорологических терминах. Например: «Я — Света. На душе у меня солнечно, погода ясная, ветра нет, температура +20°С»; «Я — Коля. На душе у меня пасмурно, кратковременные осадки, ветер порывистый, температура — 3° С»..

Вопросы к рефлексии:Как вы считаете, в связи с чем у вас такая температура? Изменилось ли настроение? Каким оно стало? Для кого это упражнение было трудным?

Упражнение №2 « Диалог»Опрос самочувствия и ожиданий группы.

С каким настроением Вы просыпаетесь? А с каким настроением Вы пришли сюда? Изменилось ли оно? Добровольно ли Вы пришли сюда или Вас уговорили? Как Вы полагаете после нашего тренинга что-то в вашем самочувствии изменится? Что? Изменится ли Ваша жизнь к лучшему?

Напоминание правил группы.

Ведущие предлагает участникам вспомнить и принять правила работы в группе.

1. Слушать и слышать.

2. Быть активным;

3. Правило – «стоп»

4. Открытое выражение чувств

5. Говорить от себя.

6. Правило демократичности

7. « Здесь и сейчас»

8. Правила конфиденциальности.

9. Не критиковать и не оценивать.

Цель: создание доверительного и безопасного пространства в группе.

№ 3 Притча «Путник»

« По дороге брёл уставший путник. Он был обвешан всякими предметами. Тяжёлый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нёс по камню. Вокруг шеи на старой истлевшей гнилой верёвке болтался старый мельничный жернов. Железные цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на значительную усталость. Тут ему повстречался крестьянин:

– О, усталый путник, зачем ты нагрузил на себя эти обломки скал? – спросил он.
– Действительно, глупо, – ответил путник, – но я до сих пор их не замечал.

Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин.

– Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи тяжелые железные гири? – поинтересовался он.
– Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим.

Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву, так что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника:

– О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка? И зачем тебе такой большой бурдюк с водой? Ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!
– Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути.

С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление, он увидел висевший на шее тяжелый мельничный жернов и понял, что из-за него шел, сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул его в реку так далеко, как только смог.

Свободный от обременявших его тяжестей, он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор».

Рефлексия: Как Вы поняли данную притчу? Что автор этой притчи хотел до нас донести? Можете ли Вы привести примеры из жизни, которые соответствовали бы сказанному в данной притчи?

№4 Теоретический блок

Цель:расширение теоретических знаний очувстве вины, его возникновении и проявлениях.

Упражнение №5 « Карусель»

Цель:1. Возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих сильных качеств, достоинств.2.Взбодрить участников тренинга после теоретической информации.

Инструкция:Участники делятся на две равные группы. Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне, те, кто во вторую, - занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий даёт тему для обсуждений и распределяет роли: например, сидящие во внутреннем круге принимают пассивную роль( слушают, задают уточняющие вопросы), а во внешнем – активную(рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через полторы-две минуты по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево(т.е. меняется состав пар) и изменяется распределение ролей: слушавшие теперь рассказывают, а рассказывающие - слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активные и пассивные роли и задаётся новая тема для обсуждений. Таким способом обсуждается 3 темы: « Мои достижения»; « Мои умения, таланты»; «Не все знают обо мне, что…(в положительном ключе)»

Вопросы к рефлексии:Как вы себя чувствуете? Что было тяжелее слушать или рассказывать? Как Вы думаете, почему? Удалось ли вспомнить и поделиться своими положительными качествами? Это подняло Вам настроение? А можно ли сказать, что уровень самооценки несколько повысился? Можете ли Вы использовать данную похвалу, направленную в вашу сторону, в жизни?

II Основная (рабочая) часть

Упражнение №6

Упражнение: «Зыбучие пески»

Цель:Осознание и разделение ответственности за происшедшее, дабы уменьшает силу вины.

Инструкция:ведущий предлагает участникам закрыть глаза, сделать глубокий вдох и вспомнить обстоятельства вызывающие у них чувства вины. Затем взять предлагаемый лист бумаги(не подписывает его) и подумав, вписать имена, должности или ещё что-то, что указывало бы на того или иного человека, тех на ком ещё может лежать ответственность, напрямую или косвенно, в сложившейся ситуации. По желанию участники могут высказаться. На выполнение данного задания отводится 5 минут, после чего записки складывают и отправляются в общий мешок, затем ведущий забирает его.

Вопросы к рефлексии:

Как вы себя чувствуете? Сложно ли было выполнять данное задание? Как Вы думаете почему? Как вы считаете, изменилось ли что-то? Стало ли Вам легче после осознания того, что не Вы один виновен? Можно ли сказать, что Ваше настроение улучшилось?

Упражнение №7 Внедрение принципа относительности.

Упражнение: « Разные глаза»

Цель:Переменить точку зрения, на сложившеюся ситуацию, с целью сбросить груз вины.

Инструкция:ведущий предлагает участникам закрыть глаза, сделать глубокий вдох и вспомнить обстоятельства вызывающие у них чувства вины. Затем взять предлагаемый лист бумаги(не подписывает его) и нарисовать на весь лист два больших глаза (глаза должны быть распахнуты, чтобы там можно было написать). Левый глаз пометить как свой, а правый подписать как «иное мнение». В левом глазу предлагается записать обстоятельства которые вызывают чувство вины, а в правом, постараться и найти, точку зрения, с которой сделанное окажется не злом, а добром. На выполнение данного задания отвести 10 минут.

Рефлексия: «Посмотрите на свой рисунок. Что Вы сейчас чувствуете? Натолкнул ли рисунок Вас на какие-либо размышления? Какие эмоции переполняют Вас сейчас?»

Упражнение: « Поиск злодея»

Цель: трансформировать вину, обернуть в гнев против реальной угрозы.

Инструкция:Участникам предлагается лист бумаги и карандаши, им требуется нарисовать лица тех людей, кто по их мнению заинтересован в их самобичевание, кому это выгодно, может кто-то умело спланировал их реакции, заставив вести себя "как надо". На выполнение данного задания выделяется 15 минут.

Вопросы к рефлексии:Как ваше настроение? Трудно ли было искать виновных? Как по вашему, у вас получилось? Что вы почувствовали? Что теперь Вы намерены делать?

Что хорошего для себя вы почерпнули в этом упражнении?

III. Заключительная часть

Упражнение №10 «Прощение».

Цель: научиться просить и принимать прощение за свой поступок, который вызывает чувство вины.

Инструкция:Участнику предлагается сесть напротив пустого стула и представить, что на нем сидит человек, перед которым надо попросить прощение. После того как участник попросил прощение, он занимает место пустого стула и от имени человека, перед которым у него сформировалось чувство вины, прощает самого себя.

Можно предложить участникам использовать фразы.

Например: «Надя, я виновата перед тобой за то, что я разбила твою любимую вазу и не призналась, прости меня!»

«Да, ты не призналась мне за то, что ты разбила мою любимую вазу, надо было мне сказать сразу, но я все равно тебя прощаю!».

Существует способ избавления от вины: «Перестаньте оправдываться, когда этого не нужно делать и этого от Вас не ждут». Вы никому, ничего не должны. Говорите себе «Я знаю кто я такая, я знаю, какая я, я знаю, почему я так поступила».

Вопросы к рефлексии:Было ли вам сложно работать с данной техникой? Если да, то почему? Были ли у вас какие-то специфические ощущения от данного упражнения? Если да, то какие? Будете ли вы использовать данную технику дальше?

№ 8. Рефлексия

Как вы считаете, изменилось ли ваше состояние, в котором вы находились в начале тренинга и сейчас?

Что вы узнали нового? Какие навыки получили?

Что вам больше всего понравилось?

Продолжите фразу: «Когда у меня будет возникать навязчивое чувство вины, я буду делать…»

Упражнение №9 «Морское прощание».

Цель: Закрепление позитивного эмоционального образа занятий.

Инструкция:Участники встают в тесный круг – так, чтобы касаться плечами своих соседей. Кладут руки друг другу на плечи. Ведущий в месте с участниками находится в кругу. Он начинает медленно раскачивать его влево-вправо, сопровождая это рассказом:» Представим себе, что наш тренинг проходит на корабле. Мы стоим на нём, нас обдувает лёгкий морской бриз, под ногами мягко покачивается палуба. Корабль приближается к порту – скоро наш тренинг завершится, мы сойдём с палубы на берег и отправимся каждый своим путём. Но сейчас, пока мы все ещё вместе, на корабле, давайте подумаем, что мы могли бы друг другу подарить, чтобы наша дальнейшая жизнь была легче, интереснее, успешнее, добрее. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и уверенность в себе…» Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе(речь идёт о виртуальных подарках).

Когда обмен подарками завершён, ведущий продолжает «Ну вот, наш корабль успешно прибыл в порт. Сейчас мы сойдём на берег – из тренинга в реальную жизнь. Но прежде чем сделать этот шаг, давайте скажем друг другу спасибо, пожелаем успехов и наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Вопросы к рефлексии:Есть ли какие-либо вопросы?Спасибо всем за открытость и активное участие!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Наши рекомендации