Иные основания приобретения гражданства
Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах.
Одно из таких обстоятельств - оптация, когда два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. Если гражданин одного государства - участника договора решает избрать гражданство другого государства, его гражданство меняется, например, с момента выезда на постоянное место жительства в государство своего нового гражданства. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.
Оптация осуществлялась, например, в соответствии с Соглашением между СССР и Чехословакией от 10 июля 1946 г. На его основе Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 31 октября 1946 г., установивший, что лица чешской и словацкой национальностей, члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, а лица русской, украинской и белорусской национальностей, члены их семей, переселяющиеся из Чехословакии в СССР, приобретают советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР.
Оптация применяется и для того, чтобы дать возможность жителям территорий, изменивших свою государственную принадлежность, самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государство прежнего гражданства продолжает существовать) или обретением гражданства государства, к которому отошла территория их проживания.
К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей. Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ), либо в упрощенном порядке (органами миграционной службы, органами Министерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка.
Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести российское гражданство по заявлению его родителя, приобретающего российское гражданство.
Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.
Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего российское гражданство.
Если один из родителей, приобретающих российское гражданство, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иностранное гражданство, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.
Ребенок, являющийся российским гражданином, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет российское гражданство. Последнее может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) российским гражданином или супругами, являющимися российскими гражданами, или супругами, один из которых - российский гражданин, а другой - лицо без гражданства, приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя - российского гражданина.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является российским гражданином, а другой - иностранцем, может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. В этом случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России.
Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство российского гражданина, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
Ребенок (недееспособное лицо), находящийся на полном государственном попечении в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения, другом аналогичном учреждении России, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя соответствующего учреждения.
Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство иностранца, приобретающего российское гражданство, может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок (недееспособное лицо), являющийся российским гражданином, над которым установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет российское гражданство.
Задача
Жители одной из республик СК предложили вынести на республиканский референдум вопрос о выходе из состава Российской Федерации и образовании самостоятельного государства. При этом они ссылались на ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право народов на самоопределение. Дайте правовую оценку указанной инициативе.
Право на самоопределение в пределах России может, осуществляется в самых различных формах от создания условий для свободного национально-культурного развития народов, их языка, традиций, религий и т.д. до образования новых субъектов федерации. Однако при этом важно помнить, что субъекты федерации не наделены правом выхода из ее состава. Это полностью соответствует принципам, установленным в нормах международного права, и является одной из важнейших гарантий государственной целостности России.