Защита и уважение основных прав и свобод человека и гражданина является обязанностью публичной власти.

Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностных лиц.

Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением».

Комментарий.

Принадлежность власти народу определяется демократическими принципами построения государства. Реализация данного положения возможно, согласно этой же статье, путем выборов, референдумов, а также через органы государственной власти и должностных лиц, определенных Конституцией, и через органы местного самоуправления. Следовательно, все органы государственной власти и их должностные лица, которые указаны в Конституции, и органы местного самоуправления, помимо своей служебной подчиненности, также подотчетны народу. Поэтому информация об их деятельности должна носить максимально открытый и доступный характер. Подробно должна быть изложена мотивировка принимаемых решений. В реализации данного положения играет большую роль законодательство относительно обращений граждан и коллективных субъектов общественной жизни. Немаловажно также законодательство о проведении митингов, демонстраций, шествий и др. массовых мероприятий.

Узурпация власти (действия, направленные на насильственный захват государственной власти или насильственное ее удержание в нарушение Конституции Республики Армения, а также на насильственное свержение конституционного строя Республики Армения или насильственное нарушение территориальной целостности Республики Армения) является преступлением согласно ст. 300 УК РА. При этом организации уголовной ответственности не подлежат.

Статья 3.

Текст:

«1.Высшей ценностью в Республике Армения является человек.

Неотчуждаемое достоинство человека является основой его неотъемлемых прав и свобод.

Защита и уважение основных прав и свобод человека и гражданина является обязанностью публичной власти.

3. Публичная власть ограничена основными правами и свободами человека и гражданина, как непосредственно действующим правом».

Комментарий.

Данная статья Конституции корреспондирует к категории правового государства, упомянутого в ст. 1 Конституции.

Статья предусматривает прямое действие основных прав и свобод человека и гражданина, что должно служить дополнительной гарантией защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, имеет особое практическое значение приведение в Конституции исчерпывающего перечня всех прав и свобод человека и гражданина.

Статья 4.

Текст:

«Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами - на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей».

Комментарий.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви — является одним из принципов демократического государства, но далеко не единственно достаточным для построения истинно демократического, социального и правового государства. Поэтому имеет большое практическое значение реальный баланс между ветвями власти, который основывается на огромном количестве конституционно-правовых (содержащихся, возможно, не только в самой Конституции), административных и других норм.

Статья 5.

Текст:

«1. Конституция имеет высшую юридическую силу.

2. Законы должны соответствовать Конституции и конституционным законам, а подзаконные акты – Конституции, конституционным законам и законам.

3. Обязательные нормы общего международного права имеют преимущественную силу перед законами. Если ратифицированными международными договорами устанавливаются иные нормы, нежели предусмотренные законами, то применяются нормы международного права».

Комментарий.

Иерархия нормативно-правовых актов — вполне обычное явление в жизни государства и его правовой системы. Примечательно то, что данная статья Конституции определяет приоритет норм международного права только лишь по отношению к законам и подзаконным актам (что не затрагивает нормы самой Конституции и конституционных законов), а не над всеми нормами национального права. Можно обоснованно предположить, что это оправдано, так как функционирует протекция важнейших норм национального права. Также необходимо заметить, что ратификация международных договоров по своей процедуре повторяет принятие законов, следовательно ратифицированные международные договоры (принятые нормы международного права) не должны иметь юридическую силу выше, чем Конституция и конституционные законы, принимаем и изменяемые в особом порядке.

Статья 6.

Текст:

«1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица правомочны совершать только такие действия, на которые они уполномочены Конституцией или законами.

На основе Конституции и законов и в целях обеспечения их осуществления органы предусмотренные Конституцией в соответствии с законом могут быть уполномочены принимать подзаконные нормативные правовые акты. Уполономачивающие нормы должны соответствовать принципу правовой определенности.

3. Законы и подзаконные нормативные акты вступают в силу после их публикации в установленном законом порядке».

Комментарий.

Согласно данной статье, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, упомянутых в Конституции, не могут быть установлены в подзаконных нормативно-правовых актах, а исключительность Конституцией и законами.

Статья 7.

Текст:

«Выборы в Национальное собрание и старейшин общин, также как и референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, свободного и прямого избирательного права – тайным голосованием».

Комментарий.

Согласно социальным и экономическим реалиям, армяне диаспоры играют важнейшую роль в жизни общества и государства. Отношения с армянской диаспорой также определены как один из важнейших приоритетов во внешней политике (см. статью 18 Конституции). Следовательно, обоснованно можно предположить, что избирательные права армян диаспоры (которые являются довольно часто также и гражданами Армении) нуждаются в особой правовой регламентации и дополнительных гарантиях, так как реализация избирательных прав посредством дипломатических миссий является особых осложняющим условием в избирательном процессе.

Статья 8.

Текст:

«1. В Республике Армения признаются идеологическое многообразие и многопартийность.

Наши рекомендации