Культура возрождения в италии

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

СТРАН

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

В ЭПОХУ

культура возрождения в италии - student2.ru ОЗРОЖДЕНИЯ

Под редакцией Л.М.Брагиной

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов высших

учебных заведений,

обучающихся по гуманитарным

специальностям

культура возрождения в италии - student2.ru

МОСКВА

«ВЫСШАЯ ШКОЛА»

культура возрождения в италии - student2.ru

Сандро Боттичелли

Рождение Венеры Фрагмент

УДК 940

ББК 63.3 (0)4

И 90

Р е ц е н з е н т ы:

кафедра истории древнего мира и средних веков факультета истории, политологии и права Московского педагогического университета (зав. кафедрой профессор О. Ф. Кудрявцев); кандидат исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов Н. С. Елманова

А в т о р ы:

Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Володарский, Т.П. Гусарова, О.В. Дмитриева, Г.П. Мельников, А.А. Сванидзе, С.К. Цатурова

Ил. на переплете: Джованни Беллини. Благовещение.

Ил. на форзацах: Витторе Карпаччо. Сцены из жизни св. Урсулы. Фрагменты.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: И90 Учеб. для вузов/ Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Володарский и др.; Под

ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш. шк., 2001. — 479 с.: ил.

ISBN 5-06-003216-7

Книга является первым учебником по истории культуры стран Западной, Северной и Центральной Европы в эпоху Возрождения. С учетом новейших достижений историографии и культурологии авторами дана широкая панорама духовной, художественной и повседневной жизни Европы в XIV—XVII вв. Основное внимание уделено явлениям и процессам, определяющим своеобразие эпохи.

В подготовке учебника авторы (историки-страноведы, ведущие специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Института всеобщей истории РАН и Института славяноведения РАН) использовали опыт чтения в Московском государственном университете лекционного курса «История культуры средних веков и эпохи Возрождения».

Книга иллюстрирована и снабжена указателем.

Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, всех интересующихся историей мировых цивилизаций.

УДК 940

ББК 63.3 (0)4

ISBN 5-06-003216-7 © ГУП «Издательство «Высшая школа», 2001

Введение

Цель данного учебника — систематическое, комплексное освещение истории культуры эпохи Возрождения в странах Западной и Центральной Европы. Культура этого времени обладает неповторимым своеобразием. Она сохраняет черты преемственности с традициями средневекового периода, но представляет собой уже иной по характеру тип культуры, обусловленный историческим процессом перехода к новому времени.

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В целом, однако, она охватывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начинается раньше, уже с середины XIV в. Само понятие «Возрождение» (rinascita, rinascentia) возникло в Италии XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этой метафорой обозначали первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тысячелетнего Упадка культуры. Время «упадка» получило тогда пренебрежительное наименование «средние века», и понадобилось несколько столетий, чтобы по достоинству были оценены также и крупнейшие культурные достижения средневекового периода. С XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс» (Renaissance), прочно вошедший в русскую речь. Он употребляется как равнозначный понятию «Возрождение», но чаще используется при стилевой характеристике культурного своеобразия эпохи.

Культура Возрождения — не то же самое, что культура эпохи Возрождения. Первое из этих понятий относится к новым, собственно ренессансным явлениям, веяниям, тенденциям. Второе — гораздо шире, оно включает наряду с ренессансной культурой также и иные культурные феномены: средневековые традиции, которые продолжают существовать, и новые культурные процессы, неренессансные по характеру, в том числе связанные с воздействием Реформации и Контрреформации. Основное внимание в учебнике уделено тем явлениям и особенностям культуры эпохи Возрождения, которые определяют ее новаторский характер, но они освещаются во взаимосвязях и конфликтах с другими, нередко не менее масштабными и характерными культурными факторами.

Структура учебника подчинена его главным задачам: в основу положен страноведческий принцип рассмотрения истории культуры, который позволяет выявить важные для эпохи Возрождения аспекты крепнущего национального своеобразия. Этот подход сочетается с освещением специфики отдельных крупных регионов и общеевропейской культурной проблематики. В частности, характерные черты национальных вариантов ее решения выступают особенно ясно при сопоставлении сходных областей культуры разных стран.

Материалы учебника не включают страны Восточной Европы, в том числе Россию, поскольку в этом регионе культура Возрождения не получила развития: исследователи отмечают лишь отдельные явления предвозрожденческого характера или привнесенные элементы, существенно не повлиявшие на основной ход культурной эволюции.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому времени. Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности — абсолютной монархии, а также в результате межконфессионалъной борьбы, вызванной Реформацией и последовавшей за ней Контрреформацией.

Мощным фактором воздействия не только на экономику и общественное развитие европейских стран, но и на мировоззрение людей этой эпохи стали Великие географические открытия. Они обогатили европейцев знаниями об иных цивилизациях, о многообразии обычаев и традиций народов Америки, Азии, Африки. Развитие интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента, достижения в естествознании, математических науках, технике, открытия новой астрономии от Коперника до Галилея — все это способствовало формированию новых представлений о времени и пространстве, изменениям в устоявшейся картине мира.

Типологические черты культуры Возрождения выявляются в ее соотношении не только с античностью и средними веками, но и с последующими культурными эпохами. Сделав своим девизом обращение к первоисточникам знания, Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности — как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой. Оно открыло тем самым новые пути для своего собственного соперничества с античностью.

На античном фундаменте строились многие области ренессансной культуры — от системы гуманитарных знаний, образов и норм литературы до архитектуры и различных видов изобразительного искусства. Античность впервые была осмыслена как самостоятельная культурная эпоха, оставившая богатейшее наследие, овладение которым способствовало развитию светской и рационалистической направленности ренессансной культуры. Обретя высокую оценку в исторической перспективе, античность стала, таким образом, важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения, а творческая переработка наследия древних — одной из ее типологических черт.

Сложнее складывалось отношение новой культуры к культуре средних веков. Хотя в целом последняя была негативно воспринята творцами Ренессанса, видевшими в ней проявление «варварства», она оказала в то же время непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. Двойственность позиции по отношению к культурным традициям средневековья стала еще одной типологической особенностью Возрождения. Главное же отличие его от предшествующей культурной эпохи заключалось в гуманистическом взгляде на человека и окружающий его мир, в складывании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенностях художественного содержания и языка нового искусства, наконец, в утверждении прав светской культуры на самостоятельное развитие. Все это послужило основой для последующей эволюции европейской культуры в XVII—XVIII вв. Именно Возрождение впервые после патристики, и притом в гораздо более крупных масштабах, осуществило широкий и многообразный синтез двух культурных миров — языческого и христианского, который оказал глубокое воздействие на культуру нового времени.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные общественные группы — средние слои города и его верхушка, часть клира, дворянства, аристократии. Еще более широкой была социальная среда, в которой распространялась эта культура. В конечном счете она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, разумеется, в разной мере. Формировавшаяся в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Недаром Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества: требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

Термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрождения») сложился в научной литературе прошлого столетия на основе понятий, характерных для самой этой эпохи, — humanitas (в значении присущей человеку высоконравственной духовной культуры) и studia humanitatis — термина, означавшего новый комплекс гуманитарных дисциплин. Этот комплекс включал помимо грамматики и риторики, традиционных для средневековой системы образования, филологию и поэтику, историю, этику и педагогику. Гуманисты видели в studia humanitatis, науках, направленных на изучение проблем человека, противовес studia divinitatis — наукам о божественном, составлявшим основу средневековой схоластической системы знания. Новый комплекс гуманитарных наук базировался на отказе от «варварской» средневековой латыни, на изучении древнегреческого и классического латинского языков. Именно в эпоху Возрождения начала складываться классическая филология, связанная с сопоставлением и выверкой текстов античных авторов. Особый вес приобрела в эту пору риторика, основанная на принципах ораторского искусства Цицерона и Квинтилиана. Она находила широкое применение в государственной практике, особенно в дипломатии, а также в философской и общественной мысли.

В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначалась линия светской этики. В ней разрабатывались проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, давалась новая оценка труда, творчества, волевой активности личности. Важное самостоятельное значение получили обновленные история и педагогика, служившие также морально-дидактическим целям, задачам воспитания нового человека — гражданина, обладающего высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждениями. В истории особое значение приобрело осмысление деятельности не только великих людей, сильных личностей, но и коллективных усилий, культурных достижений — всего, что способствует земной славе. Гуманистическая педагогика ставила целью формирование свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящей, духовно и физически гармоничной личности. Одной из первых в систему нового комплекса гуманитарных наук была включена поэтика, которая строилась на осмыслении не только античной, но и современной поэзии. В ней получили обоснование новые эстетические принципы.

Профессиональные занятия комплексом studia humanitatis стали отличительной чертой гуманистов — нового слоя интеллигенции. Завоевывая для гуманистических дисциплин преимущественно артистические факультеты университетов, они, как правило, читали там риторику, поэтику, моральную философию. Новый образовательный комплекс благодаря усилиям гуманистов получал все более высокий престиж в обществе. С развитием Реформации и Контрреформации этот комплекс, хотя и с принципиальными коррективами в его общей направленности, использовали также и церковные структуры — протестантские и католические. Хотя сами гуманисты, как правило, не занимались непосредственно естественными науками, их огромный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, по выработке новых методов интерпретации текстов оказал воздействие на подъем естествознания и натурфилософии в XVI в. Этот процесс не был однозначным: интерес к опытным знаниям развивался не только благодаря гуманизму, но нередко и вопреки его культу книжного слова и верности античным авторитетам.

В распространении новых гуманистических идеалов и ценностей, в утверждении нового понимания личности, способной к свободному саморазвитию, как и нового взгляда на мир, важную роль сыграли — каждое на свой лад — книгопечатание и изобразительное искусство. Нередко они выступали в творческом содружестве. С эпохой Возрождения связаны и первые шаги, и стремительный расцвет типографского дела, свершившего подлинную техническую и информационную революцию в культуре. Переводы древних авторов, издания неолатинской литературы, бурный рост публикаций на национальных языках, появление злободневной публицистики и другой, рассчитанной на массовый спрос, нередко иллюстрированной печатной продукции, возникновение периодических изданий — все это во много раз ускорило процессы распространения информации в обществе, расширило горизонты грамотных европейцев. Огромные (по тем временам) тиражи дали мощный стимул школьному делу и университетскому образованию. Появился и стал утверждать свою роль массовый читатель — качественно новое культурное явление, не существовавшее в таких масштабах в средние века.

Исключительно важное место в культуре Возрождения обрело искусство. Возродив античный принцип жизнеподобия, «подражания природе», а вместе с ним и идеал прекрасного, гармоничного человека, оно стало зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, инструментом познания и вместе с тем поэтизации действительности. В изучении перспективы, анатомии, пропорций искусство нередко шло рука об руку с научными исканиями. В нем рождаются станковая картина, свободно стоящая статуя, новые виды архитектурных сооружений — дворец, вилла. Появляется портрет, утверждающий значение индивида, разрастаются изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к окружающему миру, о живом интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи и скульптуры, героизирующие человека. Ренессансная архитектура обретает четкость членений, величественную простоту и соразмерность человеку, она не подавляет, а возвеличивает его. В новом зодчестве возрождается значение античной ордерной системы в конструкции зданий, а не только в их украшении. Внешний вид здания и его интерьер получают гармоническую взаимосвязь. Важные перемены происходят в положении художника, который постепенно освобождается от обязательных прежде цеховых связей, и в отношении общества к искусству. Это сказалось в расцвете меценатства и светского заказа, не вытеснившего, однако, традиционный заказ и патронаж церкви. Возрастает значение индивидуальности художника, стремившегося к более свободному выражению своего отношения к миру и человеку. Как и в других сферах культуры Возрождения, процессы, свершавшиеся в искусстве, не были однозначными. Новое нередко соседствовало с многовековыми традициями, само развитие искусства шло крайне неравномерно по темпам в разных регионах, по продвинутости нового в различных видах художественного творчества, в теории и осмыслении истории искусства. Тем не менее в целом эпоха Возрождения стала одним из крупнейших этапов в художественном развитии человечества.

Аналогичные сдвиги происходили в литературе, театре, музыке. В литературе возродились и расцвели забытые античные жанры диалога, трагедии, комедии, появились новые формы — новелла и сонет, обновилась не только лирическая, но и эпическая поэзия. В музыке эпоха Возрождения ознаменовалась развитием новых школ полифонии, возникновением оперы и мадригала. Театральное искусство, где традиционными были мистерии на религиозные темы и праздничные карнавальные действа, обогащается светской драматургией, воплощавшейся в придворных и городских театрах. Именно последние, как и обновленные театрализованные уличные шествия и карнавалы, становятся местом встречи ренессансного искусства с самым массовым зрителем эпохи.

В создании культуры Возрождения основной вклад принадлежал новой интеллигенции, разнородной по происхождению (здесь были выходцы из самых разных слоев общества: от аристократии до купеческой, ремесленной и крестьянской среды). Ее социальный статус определялся профессиональной деятельностью, государственной службой, а нередко и церковным саном. Творческая судьба этой интеллигенции в немалой степени зависела от взаимоотношений с властью, меценатства, системы заказов — частных, корпоративных, церковных, государственных. Возрождение привнесло в культуру эпохи и новые формы самоорганизации лиц творческого труда—гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые содружества людей творческих профессий отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий, чуждых средневековому догматизму, разнообразием позиций и мнений. Это имело важное значение для развития культуры и науки: самокритика способствовала их продвижению вперед, уберегала от опасных тупиков застоя, жесткой канонизации.

Специфические черты приобрели в эпоху Возрождения и традиционные формы культуры. Придворная культура, в частности, всегда была комплексной по общему характеру, но в новых условиях она обрела и новую окраску. Поддерживаемые средствами правителей и знати, при дворах взаимодействовали художники и писатели, архитекторы, музыканты и актеры Ренессанса. Здесь расцветали стилистически единые ансамбли искусств, культивировались изысканность, тонкий вкус, высокий уровень художественного мастерства. Ведущий стиль определял особенности архитектуры, убранство интерьеров, садово-парковое искусство, не говоря уже о поэзии и музыке, моде на одежду и деталях быта. Ренессансные черты придворной культуры сказались и на образе жизни при дворах церковных властителей.

Самостоятельный, медленно эволюционирующий путь развития сохранился в народной культуре крестьянства и основной массы городского населения. В этой среде продолжали существовать некоторые архаические традиции и суеверия языческого типа, причудливо сплетавшиеся с христианскими религиозными верованиями и представлениями. Светские начала были сильны в собственно фольклорных сферах — устных сказаниях, песнях, танцах, театральных действах. Распространение книгопечатания, развитие национальной литературы и театра, культурные влияния, исходившие от иной социальной среды, — все это способствовало проникновению в народную массу, по крайней мере в городскую, отдельных элементов ренессансной культуры. Ее воздействие здесь было, однако, достаточно слабым.

Средневековые культурные традиции сохраняли свою важную роль и в жизни дворянства, особенно сельских хозяев, а также бюргерства, но веяния Ренессанса сказались на этих социальных слоях в гораздо большей мере. В Германии и Нидерландах в первые десятилетия XVI в. бюргерство сыграло ведущую роль в развитии ренессансной культуры и лишь к концу столетия значительно возрос культурный вклад дворянства. Во Франции, напротив, на протяжении всего периода Ренессанса доминирующие позиции в новой культуре принадлежали дворянству, хотя бюргерство с самого начала принимало участие в культурном творчестве Возрождения.

Развитие культуры в эпоху Возрождения прошло ряд этапов. Они не идентичны периодам эволюции гуманизма, хотя и связаны с этим процессом. В итальянском Ренессансе, имеющем наиболее длительную историю, помимо подготовляющей его фазы обычно выделяют стадии Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Развернутая характеристика специфики этих явлений дается в соответствующих главах учебника. В других европейских странах принято намечать, как правило, лишь две фазы развития: эволюцию ренессансной культуры до Реформации, расколовшей католическую церковь, и особенности перемен в культуре и ее бытовании в условиях развернувшейся с 1530-х годов и продолжавшейся до конца эпохи Возрождения острой межконфессиональной и политической борьбы.

В культуре дореформационного периода, прежде всего в творчестве гуманистов, по-новому зазвучали традиционные антиклерикальные мотивы. К обвинениям духовенства в стяжательстве, незаслуженных привилегиях, упадке нравов добавились обличения в невежестве клира, особенно монашества, указания на ответственность за засилие суеверий и чисто внешних форм религиозности во всех слоях общества. Литература и искусство, религиозно-философская и социально-политическая мысль отразили широкое распространение различных форм критики современного состояния церкви, ее учения, институтов, культовой практики. Гуманизм был отнюдь не единственным выразителем этих общественных настроений, но его вклад оказался особенно разносторонним и значительным.

Выступая против схоластики, которая была теоретической опорой католической ортодоксии, критикуя учреждения церкви и все ступени ее иерархии, гуманисты идейно подготавливали почву для Реформации. Этому способствовали также программное обращение к первоисточникам и живой интерес к раннему христианству, новое осмысление патристики и критика текстов, распространенная на важные церковные документы и даже на Вульгату — канонизированный папством текст Священного Писания. Целью гуманистов было обновление образования и воспитания человека, развитие новой культуры, науки, искусства, мирное реформирование на этой основе жизни общества и церкви. В то же время для Реформации основные задачи концентрировались в преобразовании религиозно-церковной сферы, светские результаты должны были лишь вытекать из этого главного дела, и поэтому Реформация хотя и использовала опыт гуманистов, но переосмысляла его, направляла в русло собственных интересов.

Реформация (лат. reformatio —преобразование) началась в 1517 г. с критики М. Лютером католической доктрины и церковной практики на основе новаторских теологических идей, которые в его последующих выступлениях разрослись и получили дальнейшую углубленную разработку. Новое учение евангелизма, ставшее теоретической базой требований радикального переустройства католической церкви, дало стимул мощному проявлению реформационных настроений и действий сначала в Германии, а затем и в других странах. Отвергнув власть папства и претензии католицизма на духовный контроль над обществом. Реформация привела к расколу римской церкви, возникновению новых христианских вероучений, созданию протестантских церквей и многочисленных, не связанных с ними религиозных общностей. Развиваясь с разной степенью интенсивности почти во всех странах католической Европы XVI в., Реформация стала сложным комплексом широких религиозных и социально-политических движений.

Борьба Реформации и ее противников привела к расколу европейского гуманистического движения по вероисповедным признакам. Она особенно обострилась после провала прямых попыток компромисса между католиками и евангелистами, а также в связи с неудачей ориентированной на такой компромисс внутрицерковной католической реформы, которая была отвергнута как проявление слабости. В ответ на успехи Реформации католическая церковь с помощью поддержавших ее политических сил развернула широкое наступление на любые проявления оппозиции. Совокупность этих совместных действий церкви и властей получила название Контрреформации. С ней была связана глобальная проверка римской церковью всего спектра ее доктринальных, культовых и организационных «уязвимых мест», подвергшихся нападкам реформаторов, а также предпринятые церковью новые и весьма эффективные меры по усилению своего влияния на все слои общества — от укрепления централизации церкви, ужесточения инквизиции и цензуры до эластичного использования богатейших возможностей искусства и ряда достижений гуманизма в целях упрочения церковной ортодоксии. Таким образом, Контрреформация, как и Реформация, наложила весьма заметный отпечаток на развитие культуры. Гуманизм в этой обстановке межконфессиональной и политической борьбы утратил возможности автономного развития, был вынужден в значительной степени трансформироваться в ученое эрудитство. Многие важные элементы гуманистической образованности не были, однако, утрачены, они вплавились в культурные процессы второй половины XVI в. Хотя культура этой эпохи окрасилась в различные конфессиональные тона, это не исключало ни отдельных проявлений свободомыслия, ни контактов между деятелями науки и культуры, принадлежавшими к разным вероисповедным лагерям.

Последние десятилетия XVI — первые десятилетия XVII в. стали периодом особенно сложного и противоречивого развития культуры. Ренессансные идеалы могущества человека в обстановке действия несоизмеримых с его возможностями гигантских общественных и политических сил, непонятных и неотвратимых хозяйственных процессов, претерпевают кризис, начинают звучать в трагической тональности. Усложнение картины мира, во многом обязанное своими успехами продвижению вперед науки и культуры XVI в., побуждает ставить под сомнение кажущийся теперь чересчур простым оптимистический антропоцентризм гуманистов. Развитие опытных знаний сопровождается расцветом паранаук — астрологии, алхимии, магии, в сплетении с которыми, а порой и в русле которых еще совершаются важные открытия. Пору подъема переживает натурфилософия, поначалу во многом стимулированная гуманизмом, но она же и противопоставляет себя ему, и компенсирует недостаток точных ответов на загадки природы бурными всплесками фантазии, антропоморфными представлениями о космосе.

В искусстве международное художественное направление маньеризма вырастает на почве попыток усвоения и повторения приемов великих мастеров Ренессанса, но порывает с ренессансными идеалами и стилистикой, обретает антиклассические черты. Маньеристы, стремясь выразить уже иное мироощущение, хотят «превзойти натуру», а не «подражать» ей. Для них типичны бегство в спиритуальное, холодная экзальтация виртуозного мастерства, полное динамики воплощение причудливых и фантастических образов, в которых главной ценностью становится не красота, а грация. Возрастает роль аллегоризма, многозначного иносказания, подтекста, широко используется сложная эмблематика. Воздействие придворно-аристократической среды на это искусство делает его, как правило, утонченно элитарньм.

Эпоха Возрождения завершается множеством замечательных созданий культуры, на редкость многослойной по конфессиональной и социальной ориентации, по бесчисленным различиям — национальным, региональным, местным. В то же время она сохраняет черты общности, качества, присущие западной цивилизации. Университетские программы имеют значительное сходство и в католических, и в лютеранских, и в кальвинистских владениях. Национальные особенности, казалось бы, резко отличают искусство XVI в. в Испании и Нидерландах, но творчество мастеров обеих стран имеет и общие черты — жанровые, стилистические. Общность и полифония были и остаются характерными признаками культуры стран Западной и Центральной Европы накануне новой фазы развития, связанной уже целиком с XVII в.

Глава 1

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Наши рекомендации