Особенности русской культуры на пороге нового времени
Культурное развитие Руси в XVI в. определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.
1.1. Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.
1.2. Формирование единого национального государства и начало его централизации явились мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.
1.3. Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., регламентировавший церковное искусство. В качестве образца в живописи провозглашалась иконография Андрея Рублева (расположение фигур, использование определенных цветов и т. п.). В зодчестве за образец принимался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка. Решения Стоглавого собора способствовали поддержанию высокого уровня мастерства.
1.4. Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы.
1.5. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики.
1.6. Образование единого государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей Руси. Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер.
2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания
2.1. Развитие аппарата власти и международных отношений в связи с образованием единого централизованного государства, укрепление церкви и дальнейшее развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных людях.
2.2. В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества.
• Центрами просвещения на Руси были монастыри.
• В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские «мастера грамоты» встречались крайне редко.
• Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, началам арифметики.
• В качестве «учебных пособий» использовали обычно богослужебные книги.
2.3. Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы.
• Основным материалом для письма стала бумага, использовать которую начали еще в XIV в. Привозили ее из Италии, Франции, германских государств, Польши.
• Господствующим типом письма окончательно стала появившаяся в XV в. «скоропись» – беглое, ускоренное письмо.
2.4. Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял возросшие потребности в них. Важной вехой в развитии русской культуры стало появление книгопечатания (1553). Первые издания были анонимными и не датировались. Поэтому началом книгопечатания часто считают 1563 г„ когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была издана первая русская датированная книга «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов» – сборник ежедневных молитв. Наряду с религиозными книгами был напечатан первый русский букварь (в 1574 г. во Львове), а в течение всего XVI в. было издано 20 книг. Но ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга.
Литература и общественно-политическая мысль
Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам о самодержавной власти, месте и значении церкви в государстве, международном положении России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свою роль и традиционные для русской литературы жанры и направления.
3.1. По-прежнему сохранялось летописание.
• В XVI в. московское летописание, впитавшее общерусские традиции, достигло своего расцвета. Оно теперь было подчинено единому центру и единой цели – укреплению Российского государства, авторитета царской и церковной власти. Так, «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в. В нем обосновывается мысль о том, что Русь является наследницей древних монархий.
• Во второй половине столетия летописание исчерпало свои возможности. Стали появляться новые формы летописных произведений. «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного, взятие Казани, реформы и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. «Степенная книга» содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, от Владимира I (Святославича) до Ивана IV.
• Большое значение приобрели хронографы, в которых излагались события от сотворения мира до падения Византии и раскрывалась особая роль Руси в истории христианских народов.
3.2. Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых, как и прежде, преобладала героическая тематика: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» и др.
3.3. Значительные изменения претерпевает литература путешествий. Развивались светские мотивы, в описание путешествий все чаще включают вымышленные сюжеты. Формируются новые жанровые разновидности путевых записок – «повести русских послов» («статейные списки», «росписи»), «отписки» землепроходцев.
3.4. Характерной особенностью литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашли отражение напряженные поиски решения проблем жизни государства и общества, зарождались идеологическая и философская полемики.
• «Москва – третий Рим». Первые литературно-публицистиче-ские произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику. В «Сказаниях о князьях Владимирских» и в «Сказании о Владимире Мономахе» нашла свое выражение зародившаяся еще в конце XV в. концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддержала Русская православная церковь. В посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис «Москва – третий Рим», ставший идеологической доктриной русского самодержавия.
• Талантливый русский публицист Иван Пересветов в своих произведениях «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане» и др. изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства он видел в сильной самодержавной власти, опирающейся на поместное дворянство. Пересветов ратовал за возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.
• Интересное публицистическое наследие оставил сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Курбский. В своих сочинениях («История о великом князе Московском» и др.) Курбский выступал за ограничение власти царя. К публицистике можно причислить и знаменитую переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными.
3.5. Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра «Домострой» – учебник нравственности, определявший поведение человека, его обязанности в семье и обществе. Эти правила впоследствии стали классическим образцом патриархального уклада в семье, но в тот период он содержал революционные нормы, подчеркивая душе-спасительность труда, возможность «праведного стяжательства», давая высокую по тем временам оценку женщине и т. д.
3.6. Среди литературных памятников XVI в. нельзя не упомянуть 13-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» («Чтения ежемесячные») – составленный митрополитом Макарием и его учениками свод всей житийной литературы и произведений русской средневековой письменности, одобренных православной церковью.
Архитектура
Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступал новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризовавшийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Многие памятники конца XV–XVI в. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.
4.1. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории русской архитектуры, так и в истории Русского государства.
• В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин (Руффо), Алевиз Новый.
• В это время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади.
Классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в. стал Успенский собор (1475–1479) – кафедральный храм, построенный итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размеру.
При строительстве Архангельского собора (1505–1508), бывшего до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый соединил традиционную крестово-купольную конструкцию пятиглавого шестистолпного храма с богатым архитектурным декором итальянского Ренессанса.
Псковские мастера построили девятиглавый Благовещенский собор (1484–1489) – домовый храм русских великих князей и царей; и церковь Ризоположения (1484–1486) – домовый храм русских митрополитов.
Архитектурным центром кремлевского ансамбля стала колокольня Ивана Великого, возведенная в 1505–1508 гг. и надстроенная в 1600 г.
• В Московском Кремле возводились также и светские здания. В их числе Княжеский дворец, состоявший из нескольких связанных между собой строений. От этого дворца сохранилась Грановитая палата f 1487–1491), построенная Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным.
Московский Кремль стал символом величия и могущества столицы централизованного Русского государства.
4.2. Храмовое строительство. В XVI в. по образцу московского Успенского собора были построены пятиглавые крестово-купольные храмы практически во всех русских монастырях и главные соборы ряда крупных русских городов. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.
4.3. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля – шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных шатровые храмы не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте.
Одним из первых шатровых храмов является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III в честь рождения его сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.
Самый известный памятник шатрового зодчества – Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555–1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.
Шатровые храмы были возведены в Суздале, Загорске и других городах.
4.4. Широкое распространение в XVI в. получило строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами ремесленных слобод и посвящались святому, покровительствовавшему данному ремеслу. До нас эти постройки практически не дошли.
4.5. В XV–XVI вв. наблюдался подъем крепостного (фортификационного) строительства. Огромный размах получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и в других городах.
В Москве были сооружены новые кирпичные стены Московского Кремля (1485–1495), имевшие 18 башен и украшенные характерными для итальянского крепостного зодчества зубцами в виде «ласточкиных хвостов» – мерланами. В 1535–1538 гг. итальянским архитектором Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы – Китай-город. В 1585–1593 гг. под руководством «городовых дел мастера» Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы – Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо). В конце XVI в. в связи с набегами крымских татар была создана последняя линия внешнего укрепления Москвы – деревянные стены на Земляном валу – «Скородом» (ныне Садовое кольцо).
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стиранием границ местных школ и заметным усилением светских элементов.
5.1. Иконопись.
• В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы.
• Иконописцы все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появлялись светские элементы. Широкое распространение получили иконы богородичного цикла «О Тебе радуется», что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божией Матери.
• С конца XV в. изобразительное искусство характеризовалось возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширением круга тем живописи. Собор 1553–1554 гг. подчеркнул необходимость следовать «древним образцам», но, одновременно, разрешил изображать на иконах лица царей, князей, в том числе живых, а также «бытийное письмо», т. е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. Появились новые композиции и новые темы. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. «Бытийным письмом» была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).
• Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
5.2. Существенные изменения претерпела книжная миниатюра. Замена пергамена бумагой отразилась на ее технике и колорите. Новые миниатюры походили более на акварель, чем на эмаль или мозаику. Характерными чертами книжной миниатюры стали изображение бытовых сцен и многоплановость композиции.
5.3. С началом централизации государство стало активно участвовать в развитии религиозного искусства: организовывались мастерские, царь участвовал в обсуждении канонов иконописания на церковных Соборах, в частности Стоглавом.