Противоречия экономического развития

Хозяйственные реформы середины 60-х годов.Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продол­жения экономических реформ.

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродук­ции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим заку­почным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в кото­рой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-эконо­мисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М Бирман и др. В ходе дис­куссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расцене­ны как несвоевременные, тем не менее в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет).

Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На пред­приятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систе­му управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирова­ния и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, та­ким образом, повышала роль экономических методов управления, но не затрагивала основ командно-административной системы.

Индустриальное развитие.С 1966 г. приступили к работе на новых условиях хозяйствования свыше 700 производственных кол­лективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществле­ния реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупны­ми. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной коопе­рацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработ­кой сырья. Одним из крупнейших объединений стал «АвтоЗИЛ». В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И. А. Лиха­чева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союз­ных республиках.

Восьмая пятилетка (1966—1970 гг.) была временем наиболее ста­бильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция — на 50% (офици­альные данные). В больших масштабах велись капитальное строитель­ство и реконструкция действующих производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать За­падно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростан­ции в Криворожье и Конакове. Сооружались новые и реконструирова­лись действующие предприятия химической промышленности. Особен­ностью нового строительства являлось его смещение в районы добычи нефти и природного газа. Окончилась прокладка газопровода Средняя

Азия — Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Как и в предшествующие десятилетия, в годы 8—11 пятилеток труженики промышленности выступали с многочисленными трудовы­ми начинаниями. Десятки тысяч рабочих участвовали в движении изобретателей и рационализаторов, соревновались за высокую произ­водительность труда.

Массовое распространение получило возникшее еще в начале 60-х годов движение за коммунистическое отношение к труду. Многочис­ленные инициативы появлялись в периоды подготовки к знаменатель­ным датам — 50- и 60-летию Октябрьской революции, к 50-летию об­разования СССР, 40-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Соревнование тружеников индустрии приносило определенный экономический эффект. В то же время в нем присутствовало немало показухи и элементов формализма. Многие трудовые инициативы ока­зывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовле­ние продукции).

Характерной чертой индустриального развития 70-х годов являлось увеличение масштабов нового строительства. Вступили в строй под­шипниковый завод в Курске, заводы автоматических линий в Костро­ме и атомного машиностроения в Волгодонске («Атоммаш»). Достиг проектной мощности Волжский автомобильный завод (ВАЗ). В Набе­режных Челнах возводился завод по производству автомобилей боль­шой грузоподъемности (КамАЗ). Начали действовать тепловые элек­тростанции в Запорожье и Сургуте. Велось техническое перевооруже­ние действующих предприятий (Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения и др.).

Высокими темпами развивались энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Особое внима­ние уделялось развитию оборонной промышленности. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976—1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. «Пятилетка эффективности и качест­ва» — так называлась она в официальных документах. Однако наме­ченные планы по внедрению новой техники и росту производитель­ности труда выполнены не были. Более того, наметилось серьезное отставание во всех индустриальных отраслях.

Индустриальное развитие 70-х — начала 80-х годов характеризо­валось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. В основе планов социаль­но-экономического развития лежала подчиненность экономик всех союзных республик единому народнохозяйственному комплексу. С целью «взаимодополнения» республиканских хозяйств и их объеди­нения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного раз­деления труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное вни-

мание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.

Осуществлялись программы создания территориально-производст­венных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориаль­но-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентско-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная маги­страль (БАМ).

Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали дис­пропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали обще­ственное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.

Тенденции аграрного развития.Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйст­ва. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нарушения в политике планирования заготовок, устанавливались до­полнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хозяйств.

С конца 60-х и особенно в 70-е годы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться интегрирован­ные хозяйства — агропромышленные объединения, комбинаты, агро-фирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. К се­редине 80-х годов в агросфере экономики действовали 4,8 тыс. меж­хозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидае­мого эффекта.

Принимались и другие меры для подъема аграрного производст­ва. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйст-

вами в худших природных условиях. Для улучшения управления аг-росферой были созданы Государственный агропромышленный коми­тет, а на местах — районные агропромышленные объединения. Но­вые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971—1975 гг. он составлял 13% совокуп­ного общественного продукта, а в 1981—1985 гг.— лишь 6%.

Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами. Для преодоле­ния сложившихся трудностей с продуктами питания была разработа­на Продовольственная программа СССР (1982 г.). Программой пре­дусматривалось комплексное развитие сельского хозяйства и обслу­живающих его отраслей промышленности, заготовок, хранения, переработки. Агропромышленный комплекс (АПК) был выделен в самостоятельный объект планирования и управления.

На рубеже 70—80-х годов значительно ухудшились условия на­роднохозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуа­ция. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из по­следствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных от­раслей. Из каждого рубля государственного бюджета 70 копеек на­правлялись на военные нужды. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического про­гресса. Перемещение центров добывающей промышленности в вос­точные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энерго­блоков на атомных электростанциях сопровождались поспешностью и показухой.

Для повышения производительности труда была предпринята по­пытка внедрения новых форм его организации — коллективный под­ряд на условиях полного хозрасчета. Бригадный характер труда по­лучил распространение в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, но в конечном счете он не принес ожидаемого эффекта. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой предприятия в сфере промышленности, торговли и т. д.). Ее развитию сопутствовали без­закония и коррупция.

Задания одиннадцатой пятилетки (1981—1985 гг.) не были вы­полнены ни по одному показателю.

Социальная сфера.Противоречия в развитии общества затруд­нили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официаль-


I

ная статистика). Медленнее, чем планировалось, росли реальные до­ходы населения. Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. Одновременно велось неоправданное сближение оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зарплаты велся без учета реальных ре­зультатов труда работающих.

В 70-х — начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по «остаточному» принци­пу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населе­ния. Значительно отставала от города обеспеченность селян меди­цинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось од­ной из причин оттока сельских тружеников в города. За период ме­жду Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. числен­ность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в об­щем составе населения страны превысила 62%.

В социальную сферу, так же как и в другие области жизни, глу­боко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так на­зываемой номенклатуры. Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распреде­ления материальных благ. Для них существовало специальное снаб­жение продовольственными и промышленными товарами, действова­ли специальные поликлиники, больницы, санатории. Номенклатура была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некото­рых руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии.

Наши рекомендации