Новые тенденции в развитии русского искусства XVI в.
Общие тенденции, характерные для развития русской культуры XVI в., проявились и в эволюции изобразительного искусства. Возросший интерес общества к «ученому», богословскому знанию вел в XVI в. к обновлению и усложнению иконографии, предметом изображения все чаще становились, наряду с событиями Священной истории, сложные богословские аллегории. Стремление к полноте знания, «энциклопедичности» приводило к созданию икон, на которых соединялись в единое целое ряд таких композиций. Характерным для положения, сложившегося в XVI в., можно считать и то, что изобразительное искусство широко использовал правитель для упрочения своей власти. Трон Ивана IV был украшен изображениями сцен из «Сказания о великих князьях владимирских». Те же сцены были изображены и в росписях Золотой палаты Кремля, выполненных по заказу царя после пожара Москвы в 1547 г. Сохранившееся описание утраченных фресок позволяет видеть в них выполненную средствами изобразительного искусства параллель к той картине всемирной и русской истории, которая была обрисована в русском Хронографе и «Степенной книге». Созданная в эти же годы огромная икона «Церковь воинствующая» (ее более древнее название — «Благословенно воинство небесное») соединяет в одной композиции изображение небесного воинства во главе с архангелом Михаилом и русскими святыми и выступающего в поход под их защитой Ивана IV с его войском. В тесной связи с этими памятниками стоит огромный цикл иллюстраций к «Лицевому своду» — выполненному по заказу царя изложению всемирной и русской истории.
Большое, могучее государство, сильная власть нуждались и в создании монументальных памятников архитектуры, которые были бы зримой демонстрацией их мощи. С этой целью строились большие соборы в разных городах страны по образцу храма, построенного Фиораванти. В них, однако, была нарушена присущая Успенскому храму соразмерность. Такие соборы стали воплощением возвышающегося над человеком и подавляющего его могущества.
Кругу памятников, тесно связанных с решением важных для церкви и государства задач, можно противопоставить такое явление, как иконы так называемой «строгановской школы», создававшиеся на рубеже XVI—XVII вв. Небольшого размера, выполненные с ювелирной тщательностью, они явно должны были служить установлению личной, интимной связи между образом и его владельцем.
Древнерусская шатровая архитектура. Вторая половина XV—XVI в. — это время, когда древнерусское искусство развивалось вне художественных контактов с поствизантийским миром. Именно в эту эпоху были созданы архитектурные памятники, которые следует оценить как совершенно самостоятельный вклад в развитие средневековой архитектуры. Речь идет о памятниках шатрового зодчества. В появлении шатровых храмов нашли свое завершение поиски древнерусских мастеров, направленные на передачу могучего, устремленного ввысь движения. Наиболее замечательные памятники шатрового зодчества в России XVI в. —это церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г., и Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), поставленный в честь победы после взятия русскими Казани (1554— 1560 гг.). J
Музыка. Начиная с XVI в. можно составить конкретное представление и о развитии русского хорового пения. Использовавшаяся в это время; система нотных крюковых записей расшифрована исследователями и, несмотря на ее определенное несовершенство (отсутствие точной фиксации высоты звука и указаний на его длительность), позволяет составить представление о характере творчества работавших в то время мастеров. Исследователи установили, что в это время существовал целый ряд хоровых распевов и разные музыкальные школы (в частности, новгородская и московская). Наиболее известный мастер этого времени, сочинения которого сохранились, — это новгородец Федор Христианин, переселенный Иваном IV в Александрову слободу. Сохранились музыкальные сочинения и самого царя. Во второй половине XVI в. система записи была заметно усовершенствована благодаря появлению дополнительных помет, обозначавших высоту звука. Очевидно, старая система перестала удовлетворять русских мастеров хорового пения.