Глава 4. Картина образного моделирования концепта «власть».
Наряду с лексической репрезентацией, понятийным и ценностным компонентами концепта «власть» необходимо выявить способы его образного моделирования. Образная составляющая оказывается важнейшим структурным компонентом абстрактного по своей природе концепта «власть».
Семантическая структура образного комплекса актуализирует информацию об окружающей действительности самого разного характера. «Образ представляет собой емкий смысловой конструкт, отражающий реалию во всем многообразии ее свойств, аспектов и связей, в том числе ситуативных, при ассоциативном использовании демонстрирующий ярко выраженную многозначность».[67]
В образной концептуализации власти большую роль играет процесс метафоризации (один из фундаментальных когнитивных механизмов человеческого сознания). Посредством метафоры отвлеченное понятие «власть» осмысляется на основе привычных, чувственно воспринимаемых реалий и явлений действительности. Вместе с тем в сознании возникает и конкретный образ субъектов власти (прежде всего лиц, облеченных властными полномочиями), осмысляемый в речемыслительной деятельности с помощью метонимии. Метонимия и метафора в картине образного моделирования власти тесно взаимодействуют между собой.
Концепт «власть» относится к числу базовых концептов политического дискурса. Поэтому во многих исследованиях образ власти является одним из объектов анализа политических метафор.
Исследованию современной российской политической метафоры посвящена монография А.П.Чудинова «Россия в метафорическом зеркале» (2001). В монографии принята классификация Дж.Лакоффа и М.Джонсона: различаются ориентационные метафоры (они опираются на пространственные оппозиции типа «верх – низ», «центр – периферия», «больше – меньше» и т.п.), онтологические метафоры (например, представление человеческой души как некого вместилища чувств, представление неодушевленных предметов как живых существ) и структурные метафоры, которые дают возможность использовать одну понятийную сферу для описания другой.
А.П.Чудинов выделяет и анализирует типовые метафорические модели в современном отечественном политическом дискурсе. Метафорическая модель понимается автором как существующая и/или складывающаяся в сознании носителей языка схема связи между понятийными сферами, которую можно представить формулой: «Х – это Y». Например, политическая деятельность – это война. Отношение между компонентами формулы понимается не как прямое отождествление, а как подобие: «Х подобен Y», политическая деятельность подобна войне. В соответствии с данной формулой система фреймов, слотов (концептов) одной ментальной сферы (сферы-источника) служит основой для моделирования ментальной системы другой сферы (сферы-магнита).[68]
На основе понятийных сфер-источников «Человек», «Социум», «Природа», «Артефакты» А.П.Чудинов выделяет четыре основных разряда моделей русской политической метафоры, в каждом из которых рассматривает несколько наиболее типичных моделей:
1.Антропоморфная метафора (анализируются фреймы и слоты, относящиеся к исходным понятийным сферам «Анатомия и физиология», «Болезнь», «Семья», «Секс»).
2.Социальная метафора (исследуются фреймы и слоты, относящиеся к понятийным сферам «Преступность», «Война», «Театр», «Игра и спорт»).
3.Метафора природы (источником метафорической экспансии служат понятийные сферы «Животный мир», «Мир растений»).
4.Артефактная метафора (исследуются понятийные сферы «Дом (здание)» и «Механизм»).[69]
А.П.Чудинов в своих работах учитывает материалы «Словаря русских политических метафор» А.Н.Баранова и Ю.Н.Караулова (1994). Авторы словаря обращают внимание на то, что метафорическая модель – это результат естественной, наивной, а не научной категоризации окружающего мира. В данном словаре метафорической моделью называется «понятийная область (область источника в когнитивной интерпретации метафоры), элементы которой (смыслы и сочетания смыслов) связаны различными семантическими отношениями («выполнять функцию», «способствовать», «каузировать», «быть частью», «быть видом», «быть примером» и др.), причем каждый элемент модели соединен с другими элементами существенно более сильными связями, чем с элементами других понятийных областей».[70] Здесь представлены метафорические модели политического дискурса, созданные на материале стенограмм съездов народных депутатов, политических дискуссий, отраженных в СМИ всего периода перестройки. Наиболее частотной в словаре оказывается метафора персонификации. Следом за ней в порядке убывания идут метафоры «Война», «Объект (предмет)», «Медицина», «Театр», «Строение», «Механизм» и другие.
В словаре А.Н.Баранова и Ю.Н.Караулова термин «метафорическая модель» относится только к области источника. В исследованиях А.П.Чудинова (вслед за Лакоффом) название модели всегда подразумевает два компонента: сферу-источник и сферу-магнит (например, политическая метафора с исходной понятийной сферой «Спорт», спортивная метафора в политической коммуникации). Исследуя типичные свойства метафорических моделей, авторы единодушно отмечают пересекаемость (диффузность) этих единиц, их способность взаимодействовать друг с другом.
С опорой на классификации метафорических моделей А.П.Чудинова, А.Н.Баранова и Ю.Н.Караулова, мы представим образное, в том числе метафорическое, моделирование концепта «власть» в современной российской публицистике на материале, извлеченном из общественно-политической газеты «Аргументы и факты» (ноябрь 2007 – май 2008; октябрь 2008 – апрель 2009), а также на материале из произведений художественной литературы. Сопоставление материалов исследователей с выявленной нами картиной говорит о том, что образное моделирование политической власти носит устойчивый характер (в частности, персонификация власти, опредмечивание власти, власть в образе здания/строения и механизма и др.).
Фактический материал содержательно затрагивает преимущественно политическую и государственную сферы властных отношений и очень редко – сферу межличностных отношений (микроситуацию властных отношений).
В общем виде назовем устойчивые модели, с помощью которых представлен образ власти:
· власть – лицо, человек;
· власть – объект, предмет;
· власть – пространство;
· власть – строение, здание;
· власть – механизм, машина;
· власть – растение;
· власть – животное;
· власть – война;
· власть – спорт, игра;
· власть – театр, кино;
· власть – уголовный мир.
Анализ показал, что различные образные модели тяготеют к избирательной интерпретации и оценке ситуации властных отношений.
Персонализация власти.
Образная концептуализация политической, государственной власти в значительной степени антропоморфна. Это объясняется тем, что в действительности власть (право) принадлежит лицам, облеченным властными полномочиями. Результаты психологических исследований подтверждают, что для человека характерно персонифицированное восприятие политической власти, которое «редуцирует» всю совокупность властных отношений до фигуры конкретного субъекта власти. В массовом сознании политическую картину мира репрезентирует прежде всего субъект власти. В качестве субъекта власти выступают органы власти и должностные лица (образующие в сознании человека целостный образ в рамках единого гештальта).
Наиболее часто в речи встречаются примеры метонимически производных значений слов, репрезентирующих концепт (в значении «должностные лица»).
Оно, положим, расследований, доносов, расстрелов и теперь хоть отбавляй. Но в идее это совсем другое. Во-первых, власть новая. Еще без году неделя правит, не вошли во вкус. Во-вторых, что там ни говори, они за простой народ, в этом их сила.
Б.Пастернак. Доктор Живаго.
Однако нередко метонимия и метафора (олицетворение) в процессе концептуализации власти практически не дифференцируются. Это происходит тогда, когда возникает представление о собирательном образе власти. Вероятно, собирательный образ возникает из-за дистанцированности, отчужденности представителей власти от народа. Собирательный образ политической власти наделяется признаками и свойствами человека, обладающего определенными качествами: психическими, морально-этическими, профессионально-деловыми; предстает в облике человека.
На основе сведений по психологии[71] обозначим основные свойства и признаки человека, которые служат источником для метонимического переосмысления, олицетворения и персонификации власти. Власти в образе человека свойственны с точки зрения психической деятельности ощущения и восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, чувства и эмоции, воля, характер, а также физическая деятельность.
Речь. Отличительной особенностью человека как высокоорганизованного живого существа является речевая деятельность. Через посредство языка и речи формируется мышление человека, осуществляется общение людей друг с другом.
Аспект речевой деятельности по отношению к власти имеет очень большое значение. Е.И.Шейгал отмечает, что одним из наиболее ярких дискурсивных проявлений власти является монополия на информацию и право на речь. Власть проявляет себя в праве говорить и в праве лишать этой возможности других. В дискурсе власть непосредственно связана с воздействием через язык, с понятием коммуникативного лидерства. Интересно, что еще первобытный старейшина в родовой общине воспринимался как источник авторитетного слова, значимого для выживания племени. Не удивительно, что слово лидера и в современном обществе обладает особым авторитетом и служит мощным инструментом социальной власти.[72]
На ассоциативную связь «власть – говорение» указывает и Э.Бенвенист в «Словаре индоевропейских социальных терминов»: слово, произнесенное властью, обретает силу закона, предопределяет некоторое изменение в мире, создает нечто новое. Э.Бенвенист также пишет о символике власти. Скипетр, символ власти, первоначально по своей функции восходит к дорожному посоху вестника. Посох – это атрибут путешественника, идущего с правом и властью говорить, но не действовать. Три условия подразумевают одну функцию человека, соединяющего их в себе и проявляющего их в обществе (человек идущий, человек, облеченный властью, человек-рупор). Из предмета, несущего известие, скипетр становится символом его функции, сакральным знаком законности. С этого времени скипетр определяет человека, произносящего речь, человека священного, чья миссия состоит в передаче сообщений, исходящих от властей.[73] Из художественного произведения приведем пример, наглядно отражающий в сознании писателя представление о символической функции скипетра: …Властные натуры показывают свое преимущество: тогда спорщики скисали, отступали в тень, тускнели, а скипетром завладевал Пеперкорн, решал, распоряжался, призывал, заказывал, приказывал…(Т.Манн. Волшебная гора).
В аспекте речевой деятельности актуализируется ЛСВ «должностные лица». На этот аспект указывает сочетаемость лексемы власть с семантикой глаголов речи: власть обещает, уверяет, говорит, объявляет, сообщает, требует, приказывает, предлагает, намекает, советует, молчит и т.д. Наряду с метонимией встречается и метафорическое осмысление собирательного образа власти.
Власть пока только обещает «рассмотреть, внести, принять поправки к закону».
АиФ. 2008. №12.
Реальная инфляция в Украине к концу года достигнет 25%, а не 16, как обещалоправительство.
АиФ. 2008. №48.
…«Единая Россия», которая имеет прямое отношение к власти, обещает меньше всего. Больше всего обещает всегда оппозиция.
АиФ. 2007. №47.
Власть уверяет, что благосостояние народа резко возросло.
АиФ. 2007. №47.
…Получается, что власть по каким-то причинам отказывает оппозиции.
АиФ. 2008. №11.
СМИ обнажают язвы общества. Сама власть не способна открыто обсуждать собственные проблемы.
АиФ. 2008. №16.
Вроде бы власть и своя, вроде бы пытается наладить разговор с народом, но общего настроения не возникает… Остается впечатление, что власть живет своей жизнью, а народ – своей.
АиФ. 2008. №48.
Восприятие. Физическое восприятие представляет собой целостное психическое отражение предметов, явлений и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. В образной концептуализации власти задействованы зрительные и слуховые ощущения человека. Следовательно, и власть обладает способностью видеть и слышать (когнитивный образ непосредственно формируется на основе перцептивного).
В Пензенской области 35 человек, среди которых есть грудные дети, зарылись в землю и ждут конца света! Куда все это время смотрели власть, правоохранительные органы, в конце концов, Православная церковь.
АиФ. 2007. №47.
Советская власть сквозь пальцы смотрит на возникновение Дальневосточной республики.
Б.Пастернак. Доктор Живаго.
А на деле власть по-прежнему больше прислушивается к словам лоббистов от крупного бизнеса, чем к стонам середнячков.
АиФ. 2008. №41.
Инициативы, рожденные «снизу», должны быть услышаны властью.
АиФ. 2007. №47.
Внимание.Внимание выражается в направленности и сосредоточенности сознания в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание характеризует интенсивность познавательной деятельности. Так, власть может обращать внимание или не замечать что-либо.
…Общественно-консультационный совет может стать инструментом для сбора информации по локальным проблемам, которые от внимания власти ускользают.
АиФ – Самара. 2007. №47.
Внимание областной власти к проблемам Автограда такое, что Самаре не снилось.
АиФ – Самара. 2008. №14.
Приятно, что в нашей губернии власть обратила внимание на семейные ценности, не дожидаясь подсказки сверху.
АиФ – Самара. 2008. №3.
Интеллектуальная деятельность и ментальные свойства. К познавательным процессам причисляют память, мышление, воображение. Память – процессы запоминания, сохранения и воспроизведения какой-либо информации. Мышление – процесс, характеризующий опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Воображение – процесс выведения имеющихся у человека знаний в новом сочетании, способность мыслить творчески. Соответственно власть думает, считает, полагает, понимает, осознает, знает, догадывается, подозревает, запоминает, помнит, забывает, представляет, воображает и т.д. Либо власть характеризуется отсутствием умения мыслить, думать, анализировать и т.д.
Церковь почти никогда не высказывала взглядов, которые бы противоречили мнению власти.
АиФ. 2009. №5.
Власть по-прежнему считает, что народ можно осчастливить рейтингами политиков, процентами участия в выборах…
АиФ. 2008. №17.
Власть во все времена понимала – не границы и территории объединяют людей, а общий язык, через который транслируются одни и те же идеологические ценности, мораль и культура.
АиФ. 2008. №11.
…По сравнению с советским периодом тотальной лжи российская власть сделала кой-какие выводы.
АиФ. 2008. №9.
…Война – это нарочно властью выдумано: обыкновенный человек так не может…
А.Платонов. Чевенгур.
…Сортировка отходов – это огромная проблема, связанная прежде всего с менталитетом не только жителей, но и власти.
АиФ. 2008. №3.
-В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудростиадминистративного аппарата.
АиФ. 2008. №48.
-Вы демонизируете власть и делаете ей комплименты. Это значило бы, что там, наверху, некий коварный супермозг. Но интеллект – наоборот, проблема власти.
АиФ. 2008. №9.
Вера. Под верой понимается убежденность, глубокая уверенность в чем-либо или ком-либо. Понятие «вера» отражает трактовку разума, рассудка. Объекты веры (разнообразные представления, факты, явления действительности и т.п.) не даны субъекту чувственно, а предполагаются как вероятные, возможные. Если возможность переходит в действительность, то вера переходит в уверенность. Вера как особое состояние субъекта отражает эмоциональное и ценностное отношение к предмету веры.
Для того чтобы успешно править обществом, любая власть, в том числе диктаторская, нуждается в доверии населения. Оно возможно или на основе обожествления власти, как бывает в тоталитарных государствах, или на основе исповедования властями и населением каких-то общих идей и ценностей, как в демократических государствах. О единстве идеологии власти и народа в современной России говорить затруднительно, поскольку нынешняя правящая партия вообще не имеет никакой идеологии.
АиФ. 2008. №12.
…Власть, похоже, и сама не верит в свое счастливое единение с народом.
АиФ. 2008. №15.
Они – бывшие офицеры – обманули доверие Советской власти и, пользуясь вашей темнотой, хотят сдать полк казакам.
М.Шолохов. Тихий Дон.
Эмоции и чувства.К эмоциональным процессам причисляют чувства, эмоции, аффект, настроение.Эмоции представляют собой особый класс психических процессов, выражающих в виде субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения актуальных потребностей (непосредственное переживание в данный момент: страх, гнев, печаль, тоска, радость). Эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения. Чувства – это высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в личностном развитии человека. Под настроением понимают сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Власть может испытывать самые разные эмоции и чувства.
Власть любит тишину. И очень не любит, когда шахтеры стучат касками у Дома правительства или когда домохозяйки выходят на улицу с пустыми кастрюлями.
АиФ. 2007. №47.
…Ведь поселенцы придут, такие же крестьяне. Но раз они лучше владеют землей, то им ее и отдадут. Советская власть урожай любит.
А.Платонов. Чевенгур.
Правовым, а стало быть, и справедливым государством может быть только такое, где и власть и общество хорошо знают и уважают законы своей страны. (Д.Медведев)
АиФ. 2008. №10.
…Кремль не боится и внешнего давления, о чем свидетельствует мораторий на ДОВСЕ.
АиФ. 2007. №51.
Считается, что на Западе больше прислушиваются к общественному мнению. А в России оно интересно власти постольку-поскольку.
АиФ. 2007. №47.
Временами кажется, что у власти начинают сдавать нервы.
АиФ. 2009. №8.
Предложения оппозиции давят на психику и электората, и власти – для чиновников это «барометр» общественных запросов.
АиФ. 2007. №48.
Воля.Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, воздействий. Власть может наделяться этим свойством человеческой психики, может желать чего-либо, принимать волевое решение.
Именно чиновники становятся угрозой реализации нацпроектов. Это порождает социальный цинизм по отношению к власти… Чтобы этого не происходило, нужна волявласти.
АиФ. 2007. №51.
Политическая воля власти и решительность правоохранительных органов могут здесь много решить. (о коррупции)
АиФ. 2008. №11.
До сих пор стабильность строилась на личности – президента, премьера. Но этого мало, вот власть и решила укрепить институты. Партия – один из них, наряду со СМИ, Общественной палатой.
АиФ. 2008. №47.
Предположим, в Грузии правящий режим решает задавить оппозицию и начинает репрессии. Итог: сотни тысяч граждан Грузии решают не возвращаться из России.
АиФ. 2007.№47.
Характер. Характер – это индивидуально-своеобразный комплекс устойчивых особенностей личности, проявляющихся в поведении и деятельности человека. Число черт характера человека чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную степень выраженности. Представление о власти, которое складывается в массовом сознании, часто обладает резко выраженной отрицательной оценкой, негативной модальностью. Это объясняется тем, что деятельность властей оценивается с точки зрения морали и эффективности функционирования. Существует своеобразный «кодекс чести» для представителей власти. Так как власть обычно не соответствует ожиданиям общества и далека от совершенства, возникает критическое отношение к образу власти в целом.
Многие декаденты вроде Маяковского, учуяв явно адский характер новой власти, поспешили предложить ей свои услуги.
В.Пелевин. Чапаев и Пустота.
Морально-этические качества.
Равнодушие власти к сохранению историко-культурного наследия старой Самары подтверждается и тем, что у нас до сих пор не принят закон «Об объектах культурного наследия, расположенных в Самарской области»…
АиФ – Самара. 2008. №40.
К сожалению, власть и интеллигентность, нравственность, мораль несовместимы.
АиФ. 2007. №47.
Но аресты, тюрьмы, ссылки в Сибирь сотен молодежи все более разжигали и обостряли ее борьбу против огромного, бездушного механизма власти.
М.Горький. Жизнь Клима Самгина.
-Россию погубила косная, своекорыстная власть, не считавшаяся с народными желаниями, надеждами, чаяниями…
И.Бунин. Окаянные дни.
Над смешным и глупым он сам же первый и смеялся, а говоря о подлых жестокостях власти, прижимал ко груди своей кулак и вертел им против сердца.
М.Горький. Жизнь Клима Самгина.
…Проблема в том, что в царском режиме не было справедливости.
АиФ. 2008. №45.
В нашей выборке оказалось несколько примеров «положительной» оценки власти. Отметим, что при эмоционально-оценочном восприятии власти нужно принимать во внимание идеологический и прагматический аспекты значения.
Ничего честнее, светлее, совестливее, эффективнее и победнее, чем советская власть, не было и не будет! (Г.Зюганов)
АиФ. 2008. №6.
Благополучие малого бизнеса крепко зависит от благосклонности муниципальной власти и контролирующих органов.
АиФ – Самара. 2008. №46.
Профессионально-деловые качества.
Что же касается продлений полномочий губернаторов, то эти решения находятся вкомпетенции федеральной власти.
АиФ. 2008. №41.
Опасность исходит… от низкого качества государственной власти. Малоквалифицированный и развращенный коррупцией госаппарат не заинтересован в модернизации.
АиФ. 2008. №41.
За призывами к «особому пути» прячется неспособность власти реализовать проект модернизации России.
АиФ. 2008. №8.
Увлечение Сталиным – это не просто ностальгия по временам «простых решений», по годам молодости, по энтузиазму тех лет. Это прежде всего недовольство медлительностью реформ, неэффективностью власти, ее неспособностью оперативно искоренить ошибки и искривления бурных 90-х годов – коррупцию, преступность, социальное расслоение.
АиФ. 2009. №5.
Я никогда не видел власти, которая обладала бы прозорливостью.
Х.Кортасар. Выигрыши.
Физические действия и деятельность. Физическая деятельность человека в отличие от психической деятельности предстает во внешнем проявлении, в мотивированном акте действия. Физическая деятельность является видом активности, регулируемым сознанием человека. Реальным воплощением власти являются люди. Поэтому и смысловая реализация концепта «власть» связана с активным началом субъекта.
Бабушка, мать и тетки Агнии имели устойчивое свое исповедание: всегда быть на стороне тех, кого теснят, кого ловят, кого гонят, кого преследует власть.
А.Солженицын. В круге первом.
Сегодня власть, чтобы хоть как-то залатать прохудившееся доверие, вынуждена тратить сотни миллионов на пропаганду «победной поступи демократии».
АиФ. 2008. №48.
Каждый живет, молится и мечтает по-своему: власть, бизнес, чиновничество, народ.
АиФ. 2008. №45.
Дмитрий Медведев пообещал регулярно, «откровенно и прямо» рассказывать в телеэфире о том, что происходит в стране и как власть борется с кризисом.
АиФ. 2009. №8.
Пока у населения складывается мнение, что власть кинулась спасать прежде всего тех, кто ближе к ней: банкиров, крупный бизнес, олигархов, валютных спекулянтов.
АиФ. 2009. №7.
…Мы занимаемся вздором…, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
И.Тургенев. Отцы и дети.
И опять заколебался Сталин: ради чего, ради кого отказался он от умеренной благополучной жизни, от покровительства власти, дал заслать себя в эту чертову дыру?
А.Солженицын. В круге первом.
Власть пусть не досыта и не всех, но прокормила свое население, расплатилась с внешними долгами и частью – с внутренними, дала кой-какие льготы старикам.
АиФ. 2008 №12.
Некоторые капиталисты просили, чтобы их наняла Советская власть себе в батраки – без пайка и без жалованья…
А.Платонов. Чевенгур.
Теперь рассмотрим другие образы власти, относящиеся к понятийной сфере-источнику «Человек».
Анатомический и физиологический образ. Образ власти в сознании нередко персонифицируется, т.е. власть может обретать реальный человеческий облик. Человек концептуализирует власть в виде некоего подобия своего тела и его органов, частей тела. Вследствие этого власть воспринимается как живой организм.
В частности, верховных правителей называют главами государств, первыми лицами государств. Эти официальные наименования настолько употребительны в речи, что сейчас уже не осознаются как метонимически производные. Основанием для образного обозначения служит функционирование органов и частей тела человека. Так, голова связана с умственной деятельностью человека, головной мозг осуществляет общее руководство организмом (ср.: русские пословицы и фразеологические выражения «народ – тело, царь – голова», «свой ум – царь в голове», «без царя в голове», «царствует ум головою»). Лицо – передняя часть головы человека, определяющая первоначальное восприятие человека в его индивидуальности.
Совет Федерации назначил дату выборов главы государства – 2 марта 2008 г.
АиФ. 2007. №48.
Создается совершенно ненормальное положение, когда население выставляет высочайшие баллы двум первым лицам страны и отказывает в доверии всем прочим институтам власти, партиям, депутатам, милиции, судам.
АиФ. 2008. №48.
Метонимический перенос имени с лица на представителей власти нередко подчеркивает истинный характер властей предержащих.
Властные же лица держат за мосек более или менее независимую прессу, которая до сих пор вякает на авторитетных людей.
АиФ. 2009. №10.
Символика руки весьма разнообразна. Рука может употребляться в значении символа власти, покровительства, руководства (функция практической деятельности). Слово рука имеет соответствующее толкование в ряде выражений. Фразеологическое единство сильная рука обозначает влиятельного покровителя, железная рука – политического руководителя диктаторского толка. Актуальны в этом отношении русские пословицы «под рукой царевой народы и земли», «у царя руки долги», «своя рука владыка». В результате метонимического переноса рука как часть тела человека может наделяться властью.
Когда народ начал обрастать жирком, у власти не зачесались руки накинуть на него налоговую удавку.
АиФ. 2008. №16.
…Чем тверже рука власти, тем быстрее мы проведем хорошие реформы.
АиФ. 2008. №17.
…Каждому народу нужна сильная рука правителя!
АиФ. 2009. №7.
В России есть люди, которые тоже не хотят интеграции, потому что и вступление во Всемирную торговую организацию, и договор с Евросоюзом в чем-то свяжут руки российской власти…
АиФ. 2008. №47.
И тут же чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло. Шухов скинул бушлат с лица, приподнялся. Под ним, равняясь головой с верхней нарой вагонки, стоял худой Татарин.
А.Солженицын. Один день Ивана Денисовича.
В анатомическом и физиологическом образе власти могут быть «задействованы» и другие части тела и органы человека.
Федеральная власть переложила на плечи местной многие проблемы…
АиФ. 2008. №16.
Давай Советской власти в ноги поклонимся: виноватые мы…
М.Шолохов. Тихий Дон.
В этот момент предатель Григорьев хочет всадить рабоче-крестьянской власти нож в спину…
И.Бунин. Окаянные дни.
Опомнитесь! Вашей рукой хотят помочь душить рабоче-крестьянскую власть.
М.Шолохов. Тихий Дон.
Физиологические и психофизиологические процессы и состояния. В широком смысле к физиологическим и психофизиологическим процессам и состояниям человека можно отнести питание, сон, рождение, развитие организма, болезнь, смерть. В соответствии с этим власть как живой организм можно охарактеризовать с точки зрения физиологии. Например, прекращение существования каких-либо политических или социальных институтов власти метафорически предстает как их физическая смерть, гибель.
Народ, особенно в условиях кризиса, очень пристально наблюдает за тем, как ведет себя власть. Поумнела ли? Ужалась ли в чем? Отдала ли врачам «мигалки»? Или по-прежнему ест и пьет «в два горла»?
АиФ. 2009. №8.
Вся наша бизнес-элита, а следовательно и власть почивали на нефтяной подушке. Она сдулась, и голова уперлась в жесткое изголовье.
АиФ. 2009. №15.
В отличие от стареющих западных демократий наша демократия молодая, и ей еще много предстоит.
АиФ. 2008. №47.
По мере старения В.Жириновского будет слабеть и его авторский проект – когда-нибудь вслед за аграриями ЛДПР бесследно утонет в недрах «партии власти».
АиФ. 2008. №41.
Представляется интересным тот факт, что в «Словаре русских политических метафор» (1994) отражается устойчивая метафора паралич власти:
Экономический хаос, паралич власти, «война» законов и другие негативные процессы действительно грозят разрушить некогда «могучий» Союз ССР и тем самым смести не только нарождающуюся в муках демократию, но и ныне существующие официальные государственные структуры во главе с президентом Горбачевым.[74]
Метафора паралич власти появляется в СМИ в период кризиса во власти, когда государственный аппарат находится в тяжелом положении, переживает временные трудности, когда меняется политический режим или форма государственного правления. Метафорическое представление системы власти как больного организма весьма традиционно. Среди метафор болезни, характеризующих несостоятельность власти, также встречаются близорукость, атрофия, дистрофия, немощь, патология, коллапс, агония, температура власти и другие. Однако метафора болезни практически отсутствует в нашем фактическом материале. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в настоящее время, по сравнению с периодом распада СССР, первым постсоветским временем, система государственных органов власти в России характеризуется относительной стабильностью и эффективным функционированием.
В современной российской публицистике о параличе власти говорят по отношению к украинской власти.
Нередко можно прочесть, что Дмитрий Медведев станет самостоятельной и крупной политической фигурой, только когда встанет на позиции, противоположные тем, которые занимал или занимает Владимир Путин. Рассуждениям на эту тему…предаются в основном те, кто ищет бреши в российской государственности, а не озабочен ее укреплением. Больше всего это похоже на игру в «разводку», нацеленную на стравливание президента и премьера, Кремля и Белого дома, чтобы на выходе получить паралич власти по украинскому образцу.
Известия. 25.02.2009.
Три года назад много говорилось о «европейском выборе украинцев» и «рождении украинской нации», о том, что Украина продемонстрировала России «альтернативный путь». И что теперь? Экономические трудности, наложившись на перманентный политический кризис, фактический паралич власти, оборачиваются коллапсом, буквально уничтожающим страну. И просвета не видно. Учитывая немалое сходство наших стран, легко представить себе, что бы было у нас как при сохранении старого политического формата, так и в случае «рецидива».
Известия. 22.12.2008.
Родственные и межличностные отношения. Через метафору родства осмысляются отношения между государством и обществом, между верховной властью и народом. Неслучайно в сознании языкового коллектива возникают такие наименования представителей власти, как царь-батюшка, императрица- матушка, дедушка Ленин, вождь-отец, «отец народов» Сталин. Об этом аспекте свидетельствуют и русские пословицы «без царя народ сирота», «без царя – земля вдова», «государь – батюшка, надежа – православный царь», «государь – батька, земля – матка». Довольно часто, правда, в политической речи данные метафорические обозначения приобретают ироническую окраску.
Представители власти составляют группу людей, объединенных профессиональными и деловыми интересами. Поэтому людей во власти также связывают межличностные отношения: друзья – враги («свои – чужие», «левые – правые»).
Представляете, если появится многодетная правительственная семья? Она ж всю власть приберет к рукам!
АиФ. 2007. №47.
«Дедушка Ленин» стал безобидным, почти фольклорным героем анекдотов и полусказочных историй.
АиФ. 2009. №5.
…Нам пытаются внушить, что лучшим защитником народа является сама власть и ее замечательная партия.
АиФ. 2007. №47.
…В результате сталинской политики врагом советской власти сделался весь народ…
АиФ. 2009. №5.
Мы расстреливали и будем расстреливать врагов Советской власти, всех, кто вздумает навязывать нам помещицкую власть.
М.Шолохов. Тихий Дон.
Как правило, стараются вывести из-под удара повинившееся начальство, конкретных министров, друзей власти.
АиФ. 2008. №48.
Итак, метонимическая и метафорическая концептуализация политической власти в русской языковой картине мира в значительной мере антропоморфна, тесно связана со сферой-источником «Человек». В сознании собирательный образ власти не только наделяется свойствами, характеризующими человека, но и обретает реальный человеческий облик.
2. Опредмечивание власти.
Представление влас