Реализация права. Понятия и формы.

Действие права

Действие права — это совокупность всех форм проявления его юридической силы. Под юридической силой права имеется в виду официальная, государственно-властная общеобязательность и самих норм права, и принятых на их основе правовых актов, отдельных правовых норм, и права в целом как системы норм.

Понятие действия права, действия составляющих его норм выражает динамику права, процесс его реального регулятивного воздействия на уже урегулированные общественные отношения. Это динамичное состояние права, право в действии является, по сути своей, той целью, ради которой в результате правоустановительной деятельности официально формулируется, текстуально выражается и документально (в соответствующих актах) закрепляется право в статике, «право в книгах».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема, особенно не ощущавшаяся на заре цивилизации (когда фактические отношения часто приравнивались к праву), обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.

В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идей- но-мотивационное воздействие на личность.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права:

1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами;

2) опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением;

3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Особой формой реализации права является правоприменение, представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Применениеправа — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения инди видуально- конкретных пpaвовых предписаний.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Правоприменение как форма реализации права обладает особыми признаками, отличающими его от иных форм реализации. Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; в третьих, правоприменение имеет творческий и организующий характер; в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.

Применение права.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и применению индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы либо должностные лица: органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий. В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права);

3) решение юридического дела.

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие, "реальные" стадии и указаны.

Поскольку единственным исходным основанием начала процесса правоприменения является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств, то первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупность фактов) с целью достижения фактической объективной истины.

Правоприменительный орган должен отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела {факты, имеющие юридическое значение), а затем тщательно проанализировать и дать им соответствующую оценку с точки зрения их истинности и достоверности (процесс доказывания). В ряде случаев круг обстоятельств (фактов), подлежащих установлению, обозначен в законе.

На второй стадии происходит установление юридической основы дела, или, иными словами, выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к конкретным обстоятельствам дела.

На этой стадии правоприменитель прежде всего решает вопрос, на основании какой правовой нормы должно решаться рассматриваемое дело (говоря юридическим языком - дать правовую квалификацию юридическим фактам этого дела), проверить подлинность нормы (достоверность ее текста с точки зрения законности, соответствие закону либо другим вышестоящим нормативным актам) и ее действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Затем правоприменитель должен уяснить содержание применяемой нормы (толкование).

При выборе и анализе нормы права иногда имеет место коллизия правовых норм, когда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые либо не совпадают, либо противоречат друг другу.

В этом случае коллизия решается в пользу: нормы вышестоящего нормативно-правового акта; нормы одного и того же органа, но принятой позднее; специальной нормы, а не общей.

Особо следует сказать о ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Если исключить некомпетентность правоприменителя, то в этом случае:

· либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера;

· либо налицо пробел в праве.

На третьей стадии правоприменительного процесса компетентный орган выносит властное решение, которое доводится до заинтересованных лиц и организаций. При этом правоприменитель должен удостовериться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к этому конкретному случаю.

На этом процесс применения нормы права заканчивается и начинается реализация акта применения нормы права (правоприменительного акта), т. е. реализация конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

Правоприменительный акт - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Из этого определения легко выявить основные признаки правоприменительного акта:

  • Во-первых, он имеет властный характер и, следовательно, охраняется принудительной силой государства.
  • Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.
  • Во-вторых, это индивидуальный правовой акт, который относится к строго определенным лицам и имеет силу только для данного случая (на сходные случаи не распространяется).
  • В-третьих, он выносится в строгом соответствии с законом, опираясь на определенные нормы права.
  • И в-четвертых, правоприменительный акт издается в установленной законом форме и имеет точное наименование (приговор, приказ, постановление, распоряжение).

Форма акта, к примеру, для приговора суда: вводная часть, описательная, мотивировочная, резолютивная.

Правоприменительные акты классифицируют на следующие виды:

  • акты представительных органов государственной власти;
  • акты исполнительных, распорядительных органов государственной власти;
  • акты правоохранительных органов;
  • акты государственных органов контроля (налоговой инспекции, таможенных органов и т. д.).

В соответствии с функциями права правоприменительные акты подразделяют на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением, и охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушений конкретными людьми.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена на основе такого критерия, как эффективность, то есть с позиций их результативности в механизме правового регулирования. Ценность правоприменительных актов состоит в том, что при их помощи достигаются определенные социальные цели, реализуются задачи правового регулирования, обеспечивается охрана наиболее важных общественных отношений, прав и свобод личности. Полная и всесторонняя оценка эффективности правоприменительного акта представляет достаточно сложную задачу, ибо предполагает комплексный анализ его места и назначения не только в конкретном правоприменительном производстве, но и в механизме правового регулирования в целом, учет тактических и перспективных задач, на решение которых он направлен, а так же морально-психологических, политических, социально-экономических и собственно юридических издержек, с которыми было сопряжено принятие данного акта. Наиболее эффективным будет тот правоприменительный акт, который позволяет достигать целей правового регулирования (ближайших, отдаленных и конечных) в сжатые сроки и при минимальных издержках.

Наши рекомендации