Государственные служащие как субъекты административного права

До недавнего времени под государственными служащими понимался широкий круг граждан, занимавших оплачиваемые должности в любых государственных организациях.Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года было утверждено Положение о федеральной государственной службе (САПП.1993. №53.ст.5073.), которым к числу государственных служащих отнесён более узкий круг работников федерального уровня, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач и функций государственной власти.Федеральным государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законода-тельством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Должность -основа характеристики правового положения служащего .

Федеральная государственная должность — это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная ) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета.Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе, необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права.В связи с распадом СССР и созданием СНГ в органах исполнительной власти в первую очередь на федеральном уровне, необходимо сформировать служащего нового типа, способного эффективно и правомерно действовать не в замкнутой аппаратной среде, а общаясь с представителями других независимых государств- субъектов федерации, организаций, основанных на различных формах собственности. Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов :

законности; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц;

подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы;

равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;

ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных ( служебных ) обязанностей;

социальной защищённости государственных служащих;

стабильности государственной службы.

Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений — особенно конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих.

Государственно -служебные отношения делятся на внутренние (внутриорганизационные ) и внешние. Это деление является основополагающим и при характеристике государственного служащего как субъекта административного права, поскольку позволяет проводить различие между должностными лицами, обладающими государственно властными полномочиями, и государственными служащими, такими полномочиями не наделенными.

Внутри- организационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность. Внутриорганизационными являются также отношения, возни-кающие у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения государственной должности по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения и ответственности и тп.

Внешними считаются те государственно — служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и другими субъектами ( гражданами, государственными и не государственными организациями ) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности. Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделён государственно — властными полномочиями — должностное лицо. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий, могут быть участниками лишь внутренних ( внутриорганизационных ) отношений. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

Должностные обязанности и права — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно -служебных отношений. Установление обязанности делает необходимым существования права; совокупность обязанностей и прав предопределяет содержание государственно — служебных отношений. Обязанности и права устанавливаются не для каждого государственного служащего, а для должности, поэтому зависят от задач и функций органа. Существуют общие должностные и специальные обязанности и права: руководителей других должностных лиц, а также всех государственных служащих. Законодательством определены порядок приёма на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей и присвоение классных чинов и другие вопросы прохождения службы.

Прекращение государственной службы может происходить по таким основаниям, как:

— отставка государственного служащего ( по достижении предельного для службы возраста, по заявлению о его добровольной отставки в связи с достижением возраста, при котором назначается пенсия на общих основаниях и др.);

— увольнение служащего в связи с утратой гражданства России;

— за невыполнение или ненадлежащее выполнение служащим возложенных на него обязанностей ;

— призыв служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение;

— перевод служащего с его согласия, на службу в другой государственный орган ;

— отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, а равно отказ от продолжения службы в данном органе в связи с изменением существенных условий службы.

Особыми видами федеральной государственной службы являются:

— военная служба ;

— государственная служба сотрудников органов внутренних дел;

— государственная служба в федеральных органах налоговой полиции.

Соответствующие государственно служебные отношения регулируются законами и иными нормативными актами.

Таким образом административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями как в смысле их объёма, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно- правового регулирования, особенно в области государст .

Наши рекомендации