Функции политического лидерства. Свобода и ответственность политического лидера.

К функциям политического лидерства относятся:

-интегративная функция, т.е. интеграция слоев населения в конкретной политической программе, в идеале предусматривающей удовлетворение притязаний каждой группы населения. Установка такого типа в деятельности политика является необходимым условием лидерства ;

- координационная - т.е. корреляция деятельности властных институтов (парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системой аксиологических регулятивов, с общественным мнением;

-прагматическая - превращение целей и задач, стоящих перед обществом и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.

Этими функциями определяется и конкретная деятельность всякого политического лидера, в задачу которого входит:

- объединение граждан вокруг общей цели и организация её достижения;

- нахождение и принятие оптимальных политических решений;

- выработка новых идей, поддержание в обществе оптимизма и социальной активности;

- предотвращение отчуждения граждан от политического руководства через средства массовой информации, встречи с избирателями, поездки по стране, интервью и т.д.;

- легитимация строя (в первую очередь в тоталитарных обществах – СССР, Германия, Северная Корея, Куба).

Социальная значимость политического лидера очень высока. Соответственно к нему со стороны общества предъявляются высокие требования.Суть этих требований сводится к следующему:

- серьезное политическое образование, компетенция, эрудиция;

- воля, твердость характера, целеустремленность;

- способность к компромиссу, диалогу, уступкам;

- толерантность (терпимость, стремление при решении общественных проблем исходить из баланса интересов различных слоев и групп, партий и общественных движений, умение налаживать с ними работу по достижении общественно значимых целей);

- организаторские способности, благодаря которым разрозненные силы сливаются в единый поток;

- чувство такта, дипломатичность;

- способность к творчеству, новаторству, к разумному риску;

- ораторские способности, умение четко и аргументированно формулировать свои мысли, овладевать вниманием аудитории;

- политическая интуиция, чувство времени.

У нас за время существования русской государственности не было и нет четко разработанных принципов ответственности государственных и общественных деятелей за свои дела. Не будем уходить далеко в историю. Возьмем массовые кровавые преступления сталинистов. Все они остались практически безнаказанными. Члены ГКЧП открыто вступили против законной власти, и находятся люди, которые рассматривают их едва ли не как героев. Решение о вторжении в Афганистан принимали 4 конкретных человека, абсолютно незаконно, но ни при жизни, ни посмертно их деяния не были квалифицированы как преступление. Более того, многие конкретные виновники преступлений против общества не только не понесли наказания, но и продолжают занимать важные государственные посты, демонстративно строят своз карьеру и снова поучают народ и призывают его к очередному светлому будущему. Некоторые из них лелеют мечту снова стать политическими лидерами. Нынешний парламент принял сотни новых законов и постановлений. Но ни одного нет, предусматривающего ответственность политиков за свои действия и намерения. Получается, что они по-прежнему могут делать что угодно, обещать и не выполнять обещания, подписывать сомнительного рода документы и не отвечать за свои подписи, обогащаться за счет государства и кричать о бедственном положении россиян.

Политическая ответственность у нас категория, таким образом, не юридическая, а нравственная. Это значит, что каждый за свои действия отвечает только перед своей совестью. А совесть - это такое понятие, что всякий толкует его по-своему.

Именно поэтому государственная власть у нас остается лучшей приманкой для честолюбивых людей, поскольку она дает славу, почет, уважение; материальное благополучие. И все это не за работу, а только за принадлежность к этому слою деятелей. Неслучайно на российской политической сцене так много претендентов на должности руководителей. Вот если бы каждый из них знал, что государственный руководитель ответит перед на­родом за каждый свой шаг, за каждое свое слово, то толпа претендентов на роли государственных руководителей сразу бы сильно поредела.

Таким образом, мы видим, что политическое лидерство - это один из уникальных феноменов политической жизни общества, связанный с осуществлением властных функций. Оно служит институтом, включающим большинство населения в решение социальных проблем в масштабах общества в целом.

Наши рекомендации