Лекция 1. Теоретические основы энергетической политики
Приняты следующие нормативно-правовые акты Республики Татарстан в сфере энергетики
• Закон Республики Татарстан (№ 41-ЗРТ) от 17 июня 2015 года «Об утверждении стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года»
• Закон Республики Татарстан от 14.06.2012г. (№ 49-ЗРТ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Татарстан»
• Закон Республики Татарстан от 25 декабря 1992 года N 1722-XII «О недрах». В Разделе II. «Собственность на недра» определено, что недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан.
• Экологический кодекс РТ от 15 января 2009 г. (№ 5-ЗРТ)
Кроме того одним из важнейших видом источников энергетического права РФ, являются ратифицированные Россией международные договоры. Для энергетической сферы характерно использование всех предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» разновидностей международных договоров.
Лекция 5. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
На итоговом этапе реформирования системы электроэнергетики и на фоне снижения мировых цен на энергоносители Россия столкнулась сразу с целым спектром вызовов. Некоторые угрозы имеют системный характер и сопутствуют развитию российской экономической модели с начала 1090-х годом, однако актуализировались риски, связанные с переходными состояниями мировых энергетических и финансовых рынков.
Принципиальные отличия ЭС - 2035 от ЭС - 2030
} Ориентация на сдержанный рост внешнего и внутреннего энергопотребления благодаря росту энергоэффективности и соответственно снижению темпов экономического роста (вместо среднегодового темпа роста ВВП России 4,7% принято 3,8 % в базовом сценарии и 2,8 % ‐ в сценарии риск‐анализа);
} Акцент на экономической (ценовой) доступности поставок энергоносителей на внутренний рынок (ранее задачи энергетической безопасности и эффективности сводились к обеспечению ресурсной достаточности, резерву мощностей и снижению энергорасточительности);
} Энергетическая политика переориентируется от ресурсно‐сырьевого варианта к ресурсно инновационному развитию, что позволяет во главу угла поставить проблему не количественного увеличения объемных, показателей, а качественного изменения структуры энергопотребления, повышения уровня энергетических услуг, технологического энергосбережения и модернизации, углубленной электрификации, развитию нефтегазохимии и других новых отраслей);
} ТЭК должен стать не "донором" и не "локомотивом" российской экономики, а "стимулирующей инфраструктурой", обеспечивающей энергетическую интеграцию всех регионов страны, а также условия для их комплексного развития как в виде территориально‐ производственных кластеров, так и более развитой электрификации. Синергетический инфраструктурный эффект будет достигаться за счет взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также диверсификации номенклатуры (СПГ) и направлений (восточный вектор) российского энергетического экспорта.
Региональное измерение внешней энергетической политики России
Курс на Восток
В долгосрочной перспективе продолжится дальнейшая диверсификация направлений экспорта российских энергоресурсов на восток. Таким образом, два крупнейших мировых региона-импортера энергоресурсов – Европа и Азия – будут основными целевыми рынками для российского экспорта энергоресурсов.
Важным рынком для российских поставок останутся страны ближнего зарубежья, особенно государства, вовлеченные в процесс формирования Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).
Вероятный сценарий – существенное наращивание общего объема экспорта российских энергоресурсов в страны Азии, на фоне стабилизации или снижения поставок в Европу и страны ближнего зарубежья в связи с объективными ограничениями спроса на углеводороды в этих регионах.
Предусматривается более глубокая интеграция электроэнергетических систем на территории Евразии (Сибири, центральной и Южной Азии) с возможным развитием энергетических связей в направлении Север-Юг.
Экспорт электроэнергии и продукции ее использования (водорода, получаемого в результате электролиза воды за счет свободных мощностей ГЭС и ПЭС Дальнего Востока) должен существенно возрасти и в восточных регионах страны.
Европейские перспективы
Россия выступает также за развитие взаимовыгодного энергетического сотрудничества с Евросоюзом в целях создания единого энергетического пространства Европы на основе строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств. Перспективной задачей является построение единого рынка с Евросоюзом. Нельзя, однако, не отметить, что геополитическое несовпадение, а порой и расхождение интересов и целей России и Евросоюза в последние годы усилилось. Взаимное недопонимание, понижение уровня доверия и неоднозначные оценки политических ситуаций все больше сказываются на энергетических отношениях между двумя традиционными партнёрами. В результате энергетическое сотрудничество превратилось в зону постоянного напряжения.
Одним из знаковых объектов противостояния стал Третий Энергопакет реформ ЕС в области газа и электроэнергии, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направленый на либерализацию рынка электроэнергии и газа.
Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию.
Кроме того, Третий Энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения призваны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза.
Россия выступает против этих решений, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить ОАО «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. «Газпром» также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.
Требования, изложенные в Третьем Энергопакете, обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей трубопроводной инфраструктуре третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Если таковых нет, часть газотранспортных мощностей все равно должна оставаться в резерве. Россия оценивает внедрение положений Третьего Энергопакета как фактор снижения рентабельности общих с Европой энергопроектов. На данный момент до сих пор продолжаются консультации об оптимизации положения Энергетической реформы ЕС.
Энергодиалог Россия – США
В 1990- гг. – начале 2000-х гг. считалось, что США в обозримой перспективе будут оставаться крупнейшим импортёром энергоресурсов. США активно искали внешних партнёров в энергетической сфере. Россия – один из основных партнёров. РФ нуждалась в американских технологиях, инвестициях, опыте менеджмента, а США – в российских энергоресурсах, особенно в нефти и газе, и российских рынках сбыта продукции американских производителей.
Сотрудничество стремительно развивалось. В 1990-е гг. американские компании принимали самое активное участие в реализации крупных инвестиционных нефтегазовых проектов на территории России («Сахалин-1», «Сахалин-2», КТК и др.) Американское правительство оказывало этим проектам всяческую политическую поддержку и считало их приоритетными. Непосредственно продвижением этих проектов занималась Комиссия Гор-Черномырдин.
В мае 2001 г. состоялся саммит президентов США и Российской Федерации, одним из результатов которого стала инициатива формирования Энергетического диалога РФ ‒ США, который был призван содействовать коммерческому сотрудничеству в энергетическом секторе, увеличивая взаимодействие между соответствующими компаниями двух стран в области разведки, производства, переработки, транспортировки и сбыта энергоносителей, а также в реализации совместных проектов.
Приоритетным направлением внешней политики США должно стать развитие российско-американского энергетического сотрудничества, поскольку таким образом США могут «уберечь себя от рисков неопределённости поставок энергоносителей и ненужной зависимости».
Однако технологическое развитие США и новые экономические реалии кардинально изменили ситуацию.
«Сланцевая революция» и финансовые «пузыри надутые» на мировых энергетических рынках фактически свернули российско-американского энергетического диалога. Со сменой своих приоритетов США отодвинули энергетическое партнерство с Россией на задний план.
Более того, кратное сокращение энергетических связей с Россией стало дополнительным фактором, подталкивающим правящую элиту США к обострению отношений по всем возможным направлениям.
Лекция 1. Теоретические основы энергетической политики
Современная инженерная деятельность понимается не только как конструирование новых приборов, машин, механизмов, создание более совершенных технологий, но и деятельность по изменению социокультурного пространства. Ее осуществление невозможно без видения социальных контекстов, без способности анализировать социально-значимые проблемы и ориентироваться в социальных процессах. Именно поэтому социально-гуманитарная составляющая современного инженерного образования должна являться не просто дополнением к естественно-научным и техническим знаниям, а составной частью фундаментальной инженерной подготовки. Применительно к подготовке инженеров-энергетиков отвечающая профилю Университета дисциплина «Энергетическая политика» представляет собой важный содержательный компонент инженерного образования, которая позволила бы рассмотреть проблемы энергетики через призму ее общественного восприятия, через призму политики.
Основная цель курса «Энергетическая политика» -формирование целостного представления об энергетической политике России, ее отдельных направлениях, приоритетах, основных инструментах, мерах, этапах реализации с точки зрения внутренних и внешних измерений.
Задачи курса:
} формирование понятийного аппарата в области энергетической политики;
} формирование знаний о концептуальных основах энергетической политики, её основных целях, приоритетах, направлениях;
} ознакомление с основными документами энергетической политики России, региональной энергетической политикой, понятием «энергетическая безопасность», местом России в международных энергетических отношениях.
В процессе формирования представления о социально-политических основах регулирования вопросов энергетики, следует понимать, что энергетическая система имеет многогранную связь с экономическими, экологическими и социально-политическими аспектами развития отдельных регионов, стран, международных организаций и мирового сообщества в целом.
Характер функционирования энергетического сектора во многом определяется политикой (процессами управленческих взаимодействий), осуществляемой в данной отрасли.
Таким, образом, энергетическая политика - это целенаправленная властно-организационная деятельность, направленная на стабильное развитие внутреннего энергетического рынка, обеспечение национальной и мировой энергетической безопасности, развитие межгосударственного взаимодействия в сфере энергетики.
В качестве основы осуществления властных взаимодействий в обществе обычно представляются процессы распределения и применения ресурсов власти, имеющих широкий диапазон социального воздействия. В свою очередь энергетические ресурсы являются инструментом политики, с помощью которого одни политические субъекты влияют на другие для достижения своих целей и приоритетов на разных уровнях.
Уровни энергетической политики:
} Локальный (на уровне производственного предприятия)
} Муниципальный
} Региональный (уровень субъекта РФ)
} Национальный (федеральный)
} Межнациональный (наднациональный, международный)
} Глобальный
На локальном уровне существует правовой институт, закрепляющий основы энергетической политики предприятия.Энергетическая политика - официальное заявление высшего руководства организации об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении энергетической результативности. (Определение из стандарта ГОСТ Р ИСО 50001-2012).
Энергетическая политика является движущей силой процесса внедрения и совершенствования системы энергоменеджмента предприятия. Политика отражает обязательства высшего руководства в отношении энергоэффективности, направленные на обеспечение возможности предприятия последовательно поддерживать и развивать усилия по повышению энергоэффективности и приведению энергопотребления в соответствие потребностям предприятия в энергии.
Согласно стандарту ISO 50001-2012 организация обязана иметь политику энергоменеджмента и должна обеспечить осведомленность своих сотрудников и всех лиц, работающих от ее имени, в отношении энергетической политики и программ энергоменеджмента предприятия. Таким образом организация стремится к тому, чтобы каждый работник содействовал повышению эффективности системы.
Энергетика играет ключевую роль в ресурсном обеспечении экономического развития и повышении конкурентоспособности экономики любого государства. Энергетическая политика раскрывает важнейшие аспекты научно-технического и социального прогресса, а значит в равной степени затрагивает территориальные, национальные и глобальные перспективы развития современного общества.