Эволюция государственности Древней Руси в IX – XII вв. Принятие христианства Русью.
Важную роль в развитии духовной культуры древнерусского общества и укреплении государства, как внутри, так и на международной арене, сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства.
Князь Владимир, совершенствуя государственную систему, хорошо осознавал необходимость в объединяющей идее (религиозной или светской). Попытки объединить общество на основе реформ языческой религии в 980 г. не удались. Языческое многобожие скорее разъединяло общество, чем объединяло. У каждого был свой бог. Кроме того, сохранять языческое государство - изначально признавать более низкий уровень развития самого русского общества. От этого страдал статус государства на международной арене. Великий князь обратился к мировым религиям.
Поскольку Русь находилась на пересечении нескольких религиозных потоков (христианство, ислам, иудаизм), князем были рассмотрены варианты всех религиозных конфессий. Выбор пал на православный вариант христианства, в пользу которого говорили глубокие связи с Византией, где православие являлось государственной религией, а также пышная обрядность и богослужение на славянском языке. Немаловажную роль сыграл и тот факт, что статус светского правителя в православии выше, чем в христианском католичестве. В католической Европе над всем возвышается Папа Римский.
Принятие христианства явилось объединяющим, интегрирующим и цивилизирующим фактором. Принятие христианства на Руси:
- объединило пять этносов, несколько укладов и образов жизни,
- способствовало укреплению государственной власти; приобщению к византийской культуре; распространению христианской морали и нормам поведения;
- ускорило появление письменности, развитие ремесла;
- укрепило международный статус и авторитет государства;
- оказало решающее воздействие на формирование национального характера (кротость, смирение, покорность, терпение) и ментальность русского народа;
- предопределило цивилизационные отличия русского общества от европейского.
Владимир крестил киевлян в Днепре и его притоке реке Почайне в 988 году. Однако еще более 100 лет христианство соседствовало на Руси с язычеством, прокладывая дорогу огнем и мечем.
Время княжения Владимира Святославовича является периодом подъема Киевского государства усиления феодальной власти, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремесел. Но уже после смерти Владимира между его сыновьями началась борьба за власть
В 1015 г. один из сыновей Владимира 1, Святополк, захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев - Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. За это убийство Святополк получил прозвание Окаянного.
Против Святополка выступил сын Владимира Ярослав, занимавший престол в Новгороде. Поскольку Святополк призвал себе на помощь печенегов, Ярославу вновь пришлось прибегнуть к помощи варягов. Междоусобная борьба между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер.
Эволюция славянской государственности в XI – XII вв. Расцвет государства, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, «Русская правда». Древнерусская культура.
Расцвет государства, Ярослав Мудрый.В 1019 году Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя киевского. В 1024 году против Ярослава выступил его брат Мстислав Тьмутараканский. После этой усобицы Киевская Русь была поделена на две части: территории западнее Днепра остались за Ярославом, а земли восточнее переходили к Мстиславу. После смерти Мстислава в 1035 году Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.
На время правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054)пришелся расцвет древнерусского государства. Русь стала одним из сильнейших государств Европы, достигнув наибольшего влияния и могущества. Укрепились международные связи. При Ярославе Мудром в 1036 году русские войска нанесли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились. Это способствовало культурному и хозяйственному подъему страны.
Были построены новые города, расширились владения. Прогрессировало земледелие, садоводство и огородничество, почти повсеместно начинает применяется двуполье и трехполье. Развиваются ремесла: появляется гончарный круг, совершенствуется металлургия. Часть ремесленников начинают работать на рынок. Расширяется торговля: через многие области государства проходит один из важнейших торговых путей средневековой Европы – «Из варяг в греки».
Продолжался процесс феодализации земель, складывалось крупное землевладение – княжеское, боярское. Княжеская дружина, оторвавшая от общины, делившая между собой дань, представляла нарождавшийся класс феодалов. Появление постоянной военной силы в лице дружины было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменных отношений всеобщего вооружения народа. Однако народные ополчения на протяжении достаточно длительного времени продолжали играть важную роль, что свидетельствовало о незрелости феодальных отношений. Чтобы управлять обширным государством, княжеская власть должна была находиться в постоянном движении. Даже в относительно стабильный период на рубеже XI - XII вв. князь Владимир Мономах был вынужден совершить 83 крупных похода.
Существование коллективной формы собственности стало одной из причин формирования определенных социальных групп и категорий населения, обслуживавших коллективного собственника. Люди, относившиеся к этим категориям, частично или полностью освобождались от дани и других повинностей, возлагаемых на остальное население. Однако уже в XI в. начинается процесс закабаления некогда свободных смердов, вынужденных в неурожайные годы залезать в долги (брать ссуду - купу), заключать ряд - договор об исполнении каких-либо работ, просить покровительства у князя, способного защитить земледельцев-общинников от набегов кочевников или просто подчиняться грубой вооруженной силе.
«Русская Правда».Важным источником, в котором можно найти сведения о социальной и политической истории Древней Руси; является «Русская Правда» - одно из крупнейших произведений средневековья, древнейший памятник славянского права, ценнейший источник сведений о Киевской Руси. Этот первый записанный свод законов составлялся в течение полутора веков; отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества.
Известны три редакции Русской Правды: Краткая, состоящая в свою очередь из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1016 г.), и Устава Ярославичей (1072); Пространная (XII в.) и Сокращенная.
Появление «Русской Правды» отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси; Перерастание родовой общины в земледельческую приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Разложение рода, появление социальных «изгоев», увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении «Русской Правды», пришедшей на смену традиционному, неписаному праву. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что позволяло поддерживать социальный порядок.
В первой статье Краткой редакции «Русской Правды» говорится о праве кровной мести за убийство свободного «мужа». С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но, с другой - некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют о распаде и усилении власти князя.
В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), о которой говорилось еще в договоре Олега с Византией (907), - это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди - тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов – рабов) стоили» 80 гривен.
В «Русской правде» также предусматривались наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглых холопов, порчу оружия и одежды. Самым тяжелыми преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. За них предусматривалось наказание в виде потери всего имущества, изгнание из общины или лишение свободы.
В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности на Руси, подчеркивая, однако их раннефеодальный характер.
Вопрос о древнерусском государстве, было ли оно феодальным, носит дискуссионный характер.
Феодализм, феодальное общество (синонимы – аграрное; традиционное; доиндустриальное общество) - стадия развития общественных отношений, (согласно теории К. Маркса об общественно-экономических формациях), при которых взаимоотношения между господствующим и эксплуатируемым классами выстраиваются на основе отношения собственности на землю.
Отличительные признаки феодального общества:
- В феодальном обществе основная ценность – земля, обладание землей дает власть. Тот, кому принадлежит земля, обладает и властью. Поскольку государственная власть не может быть чьим-то частным делом, то земля не продается и не покупается, а дается за службу (военную или гражданскую).
- Владение землей является привилегией людей несущих службу, причем права на землю обусловлены выполнением определенных обязанностей.
- Землевладельцы-феодалы образуют не только привилегированное, но и иерархически организованное сословие (т.е. соблюдается порядок многоступенчатого подчинения – феодальная лестница).
По мнению большинства историков, на Руси к XI в. окончательно ещё не сложились ни общественные, ни экономические основы развитого феодального общества, так как в нем сочетались пережитки родового строя и новые феодальные черты. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю. В руках князя находилась власть административная и судебная (не было разделения этих функций). Его обязанностью было поддержание внешней безопасности и защита земли от нападения врагов. Князь вёл внешнюю политику, заключал договоры с другими государствами. Власть князя была наследственная.
Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным. Но в отличие от Западной Европы на Руси этот процесс шёл гораздо медленнее.
В IX веке формируется система эксплуатации лично свободного населения военнослужилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани «полюдье». При княжеском дворе жила его дружина. С её помощью князь правил государством. С ней советовался, решал государственные и военные вопросы, с её помощью собирал дань с населения (деньгами и натурой). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство. Население выполняло ряд других повинностей: военную, транспортную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов. Все главные вопросы князь решал с Советом бояр. Существовал особый суд князя. В отдельных частях Руси правили местные князья, подвластные великому киевскому князю. Киевский князь стремился заменить их своими ставленниками. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань (областные управители, назначаемые князем, назывались «посадниками»). Вначале дань взималась во время «полюдья» периодических объездов князя с дружиной подвластных земель. Затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах, были определены места сбора и размер дани.
В Х в. возникает вотчинное землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки, служилой знати, бояр и христианской церкви. В XI - первой половине XII вв. вотчинное землевладение растёт, но его роль в сравнении с государственно-феодальными формами остаётся второстепенной. Большинство крестьян продолжают быть зависимыми непосредственно от государственной власти и эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей.
Вооружённые силы древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин подчинённых ему князей и бояр и народного ополчения (воев). Численность войска доходила до 60-80 тыс. человек. Использовались на Руси и войска наёмников: печенегов, половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов - норманнов, но их роль была незначительна.
Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из дерева и обшитых по бортам досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.
Таким образом, большинство исследователей склоняются к выводу о том, что свод законов «Русская правда» закрепил основы раннефеодальной монархии во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани
1. Не завершился процесс феодализации земель.
2. Не сложились два основных класса феодального общества: феодалов и зависимых крестьян (социальная структура была ещё сложной).
3. Не определился размер и качество феодальной ренты (дани - полюдья).
4. В государстве еще весьма сильны были остатки (традиции) первобытно общинного строя (сохранение вече, решения которого были обязательны для всех, включая и великого князя).
Социальная структура древнерусского государства. Киевская Русь не была статичным государством. На протяжении всей его истории (конец IX – I четверть XII века), его политическая и социальная структуры претерпевали качественные изменения. Политическую элиту общества представлял собой правящий род Рюриковичей: глава рода – Великий князь, а также наследники престола, родственники княжеского дома – Удельные князья. Важное значение в государственной системе имела родоплеменная знать («нарочитая чадь»), сохранившая свое привилегированное положение еще с родоплеменных отношений. Ее роль особенно была значима в отдаленных от Киева землях в качестве посадников, воевод, тысяцких. К привилегированному слою относились и представители Старшей дружины: бояре, воеводы.
Достаточно высокий статус в государстве имели и воины Младшей дружины: отроки, гриди, «дети боярские», являвшиеся основной военной силой, в мирное время составлявшие администрацию князя: данники, мечники, вирники, подъездные, мытники, тиуны, огнищане.
Свободное население представляли: купцы, купцы-гости (имеющие право международной торговли), мелкие торговцы, ремесленники – жители посада.
Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - «людин», отсюда - «простолюдин»).
Экономическую и социальную основу общества в Древней Руси составляла земледельческая община - вервь. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф - виру, владела землей, которую распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли.
Категорию зависимых от князя людей составляли смерды. Скорее всего, это люди, работающие в княжеских селах. Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин «крестьяне» появится на Руси лишь в XIV в.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника - 40 гривен.
Наряду со свободным населением в древнерусском обществе существовали и рабы. В «Русской Правде» рабы упоминаются под разными названиями - челядь, холопы. К XII в. относится появление двух видов холопства: обельного (полного) и неполного (необельного).
Источником обельного холопства был не только плен. Холопом становился тот, кто поступал в услужение на должность тиуна (управляющего) или ключника. Терял свободу и человек, женившийся на рабе. Труд рабов применялся в княжеском и боярском хозяйстве, они «сажались» на землю, включались в служебные категории населения (например, рабы-ремесленники), из них формировалась и администрация в феодальных хозяйствах. Известно, что позднейший термин «дворянин», как и обозначаемая им социальная категория, тесно связана с понятием «двор», «дворня». Купцы использовали холопов для торговли, хотя и несли полную материальную ответственность за их операции.
Неполными (необельными) холопами «Русская правда» называет закупов. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой – либо ссуды - купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Появляются также рядовичи, т.е. лица, выполняющие в пользу феодала ряд (договор на какой-либо вид работы).
И, наконец, особую часть древнерусского общества составляли изгои,люди, потерявшие всякую связь с обществом.
Таким образом:Анализ социально-политических структур Древней Руси позволяет выделить три центра притяжения, которые в той или иной степени влияли на общественное развитие:
- государственная власть в лице князя с окружающими его мечниками, вирниками, «милостниками» и другими административными агентами;
- боярство в лице родовой и племенной знати, перешедшей на определенном этапе к эксплуатации своих сородичей и соплеменников, и верхушки княжеской дружины;
- городское народное самоуправление в лице «старцев градских» и вече.
В дальнейшем соотношение этих властных элементов на определенных исторических этапах станет определять тот или иной тип государственности.