ТЕМА 21. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РФ В 2008 – 2012 ГОДАХ.

1. Основные программные положения Д.А. Медведева и векторы их реализации в 2008-2012 годах. Реформаторская деятельность.

2. Приоритетные национальные проекты как форма реорганизации социальной инфраструктуры.

3. Правовое обеспечение и деятельность законодательной власти в период президентства Д.А. Медведева.

Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:

Выборы Президента РФ в 2008 году. Основные кандидаты. Причины победы Д.А. Медведева. Политика продолжения предшествующего курса. Борьба с коррупцией. Социальные проекты. Деятельность по уменьшению последствий кризиса. Назначение В.В. Путина председателем Правительства РФ. «Тандем» и структурирование современной политической системы. Основные направления реформаторской деятельности в 2008-2012. Внесение поправок в Конституцию РФ. Причины, политические и правовые последствия. Реформа МВД. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Результаты реализации. Дискуссии в обществе. Реформа Вооружённых Сил Российской Федерации 2008—2020 годов. Этапы ее реализации в 2008-2012 годах. Реформа формирования органов власти субъектов федерации. Возвращение прямых губернаторских выборов в 2012 году. Суть реформы. Муниципальный фильтр.

Выборы в Государственную Думу VI созыва в декабре 2011 года. Особенности законодательства, сроки полномочий. Участники выборов. Результаты голосования. Падение поддержки партии «Единая Россия» относительно предыдущих выборов. Причины. Партии, прошедшие в Государственную Думу. «Единая Россия», Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, их программы и основные направления деятельности в 2011 – 2014 годах. Изменение институциональной значимости законодательной ветви власти.

Причины протестных выступлений 2011 – 2013 года. Политический состав, основные акторы, требования оппозиции, реакция власти. Экспертные оценки.

Практические задания к теме 21.

Задание 1. Определите положительные стороны преемственности политической власти в России. Проследите формирование перманентных политических, социальных, экономических процессов в России XXI века. Разберите феномен «тандема», его политические, социальные, правовые и ментальные аспекты.

Задание 2. Рассмотрите феномен «уличной оппозиции». Выявите социальные, возрастные и прочие показатели участников протестных выступлений «бело ленточников».

Задание 3. Исследуйте эволюцию программ и платформ основных политических партий и движений. Проанализируйте их деятельность, изменение степени поддержки их идей обществом.

Рекомендованная литература к теме 21.

Планы Президента Медведева. Ценности и цели первого Послания. М., 2009.

Медведев Р. Дмитрий Медведев - Президент Российской Федерации. М., 2008.

Сванидзе Н. Медведев. М., 2008.

Илъдеханов Р. Р., Пазюк К.Т. Современное состояние РФ и проблемы перехода на инновационный тип развития: краткий обзор // Вестник ТОГУ. -2010. -№2(17).

Камболов М.А. Система органов управления научно-технической и инновационной деятельностью в субъектах Российской Федерации // «Административное и муниципальное право», 2008, № 12

Короткова О.И. Реформирование управления государственной собственностью одно из важнейших направлений государственной политики при реализации административной реформы // Адвокат. 2010. N 6. С. 41—45.

Кравченко Д.В. О реформировании государственных корпораций // Законодательство и экономика. 2010. № 5.

Циммерман Ю.С. Роль государства в инновационном проекте "Сколково" // Право и экономика. 2011. № 1.

Федеральный закон №244 «Об инновационном центре «Сколково» // http://sk.ru/foundation/documents/p/legislative_acts.aspx.

Медведев обозначил направления судебной реформы // http://pravo.ru/news/view/34253/

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // http://www.copyright.ru/ru/library/zakonodatelstvo/fz_o_Politsii/

Ридер к теме 21.

Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"

Одобрен Государственной Думой 21 ноября 2008 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года

Статья 1

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) часть 1 статьи 81 изложить в следующей редакции:

"1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.";

2) часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:

"1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.".

Статья 2

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации применяется в отношении Президента Российской Федерации и Государственной Думы, которые избраны после его вступления в силу.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию 5 ноября 2008

Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы не отступим на Кавказе. Поэтому мы преодолеем последствия мирового экономического кризиса и выйдем из него ещё более сильными.

Теперь собственно о ценностях. Они хорошо известны.

Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений.

Это свобода – личная, индивидуальная свобода.

<…>

Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020года. Реализовать его нужно в полном объёме. Добавив к нему, как я уже об этом как‑то говорил, пятую составляющую – интеллект.

Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды.

Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было.

<…>

в первом Послании Федеральному Собранию считаю необходимым обозначить своё видение фундаментальных норм нашей жизни. Целей и ценностей нашего общества, закреплённых в Конституции России и благодаря этому прямо влияющих на все аспекты внутренней и внешней политики.

Кратко проанализирую, как эти цели и ценности обеспечили развитие российской государственности. И остановлюсь на следующих темах.

Первая – это решающая роль Конституции в становлении российской демократии. Я уже сказал, что гарантируемый ею уровень свободы личности, зрелость демократических институтов и процедур – это источник нашего дальнейшего подъёма. И, ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении. Их я сегодня также назову.

Вторая тема – это значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма. Последний, замечу, появился в России не вчера. Он уходит своими корнями в наше давнее прошлое. И пятнадцать лет – слишком малый срок для преодоления столь укоренившихся традиций. Однако справедливо и то, что этой проблемой – проблемой пренебрежения к праву – мы ещё системно и глубоко не занимались.

Третье – это Конституция и дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы. Именно в этом успех формирования среднего класса, роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики.

Четвёртое – это реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений. Повторю, в сегодняшний непростой период государство будет выполнять свои обязательства, обязательства перед гражданами. Хотел бы, кстати, напомнить, что Конституцией также установлен запрет на пропаганду социального превосходства. Эта норма, эта моральная норма является у нас и нормой закона.

Наконец, пятая тема – это Конституция и укрепление международной законности. Известно, что она складывается из соблюдения государствами своих национальных конституций. Из обязательности следования международным соглашениям и договорам. И поэтому, чем лучше состыкованы действия государств на мировой арене с международно-правовыми нормами – тем выше уровень безопасности на планете.

<…>

Считаю, что граждане России сейчас в гораздо большей степени, чем в начале реформ, готовы к свободной деятельности (и профессиональной, и общественно-политической). Деятельности без государственной опеки. Всё большее число людей рассчитывают прежде всего на себя. Полагают, что только от них зависит и их личный успех, а следовательно, и успех всей страны. Поэтому возможно и просто необходимо повышать уровень доверия в обществе.

Между тем государственная бюрократия по‑прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется всё тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает её к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически «кошмарит» бизнес – чтобы не сделал чего‑то не так. Берёт под контроль средства массовой информации – чтобы не сказали чего‑то не так. Вмешивается в избирательный процесс – чтобы не избрали кого‑нибудь не того. Давит на суды – чтобы не приговорили к чему‑нибудь не тому. И так далее.

Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России.

В результате государственный аппарат у нас – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счёте народ. Такая система абсолютно неэффективна и создаёт только одно – коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии.

Сильное государство и всесильная бюрократия – это не одно и то же. Первое нужно гражданскому обществу как инструмент развития и поддержания порядка. Для защиты и укрепления демократических институтов. Вторая – смертельно опасна для него. Поэтому наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии.

Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во‑первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во‑вторых, доверять всё большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению. Да, государство не может отказаться от ответственности в пределах его компетенции. И действовать нужно прагматично, трезво оценивая риски. Но действовать – нужно.

Для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция. Вы знаете, Национальный план противодействия коррупции подписан ещё в июле, а соответствующий пакет законов уже внесён мной в Государственную Думу. Их главная особенность – в комплексности, системности и адресной направленности. В первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов.

Сейчас уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органов внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов, органов государственной власти, муниципальных органов и других. Крайне важно и то, что антикоррупционная работа строится на использовании мер упреждения. На создании атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

Какие это меры?

Во‑первых, серьёзно повышаются требования к государственным и муниципальным служащим. Речь идёт о предоставлении дополнительных сведений об их доходах и имуществе – в том числе принадлежащих членам их семей. Достоверность декларируемых сведений будет тщательно проверяться вплоть до использования оперативно-разыскных возможностей.

Во‑вторых, государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение должно влечь дисциплинарную, а в необходимых случаях и административную, и уголовную ответственность.

В‑третьих, вводятся меры уголовного наказания за злоупотребление полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции в негосударственных организациях. Они будут соответствовать тем, что применяются к госслужащим.

В‑четвёртых, вводится административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица. И целый ряд других мер, которые уже сегодня известны.

Кроме того, устанавливается контроль за имущественным положением лиц с особым правовым статусом – прежде всего судей.

Названные меры, безусловно, строги, но необходимы.

Наши рекомендации