Как поддерживается верховная власть суверена
Суверен, не имея другой силы, кроме власти законодательной, действуеттолько посредством законов; а так как законы суть лишь подлинные акты общейволи, то суверен может действовать лишь тогда, когда народ в собраньи. Народв собраньи, скажут мне, - какая химера! Это химера сегодня, но не так былодве тысячи лет тому назад. Изменилась ли природа людей? Границы возможного в мире духовном менее узки, чем мы полагаем; ихсужают наши слабости, наши пороки, наши предрассудки. Низкие души не верят всуществование великих людей; подлые рабы с насмешливым видом улыбаются прислове свобода. Основываясь на том, что совершилось, рассмотрим то, что можетсовершиться. Я не стану говорить о Республиках древней Греции; но РимскаяРеспублика была, как будто, большим Государством, а город Рим - большимгородом. По данным последнего ценза (146), в Риме оказалось четыреста тысячграждан, способных носить оружие, а по последней переписи в империи былооколо четырех миллионов граждан, не считая подданных, иностранцев, женщин,детей, рабов. Каких только затруднений не воображают себе, что связаны снеобходимостью часто собирать огромное население этой столицы и ееокрестностей. А между тем немного недель проходило без того, чтобы римскийнарод не собирался и даже по нескольку раз. Он не только осуществлял правасуверенитета, но даже часть прав по Управлению. Он решал некоторые дела,разбирал некоторые тяжбы, и весь этот народ столь же часто бывал на форумемагистратом, как и гражданином. Восходя к начальным временам в истории народов, мы найдем, чтобольшинство древних Правлений, даже монархических, таких как Правлениямакедонян и франков, имели сходные Советы. Как бы там ни было, а уже одинэтот неоспоримый факт разрешает все трудности: заключать по существующему овозможном это значит, мне кажется, делать верный вывод. Глава XIII (147) Недостаточно, чтобы народ в собраньи единожды утвердил устройствоГосударства, одобрив свод законов; недостаточно, чтобы он установилпостоянный образ Правления или предуказал раз навсегда порядок избраниямагистратов. Кроме чрезвычайных собраний, созыва которых могут потребоватьнепредвиденные случаи, надо, чтобы были собрания регулярные, периодические,созыв которых ничто не могло бы ни отменить, ни отсрочить, так, чтобы вназначенный день народ на законном основании созывался в силу Закона, безтого, чтобы для этого необходима была еще какая-нибудь процедура созыва. Но, за исключением этих собраний, правомерных уже по одному тому, чтоони созываются в установленный Законом срок, всякое собрание народа, котороене будет созвано магистратами, для того поставленными, и сообразно спредписанными формами, должно считаться незаконным и все там содеянное неимеющим силы, потому что даже само приказание собираться должно исходить отЗакона. Что до более или менее частой повторяемости законных собраний, то сиезависит от стольких различных соображений, что здесь невозможно преподатьточные правила. Можно, в общем, сказать только одно, что чем больше силы уПравительства, тем чаще должен являть себя суверен. Это, скажут мне, может быть хорошо для одного города; но что делать,когда их в Государстве несколько? Разделить ли верховную власть? Или жедолжно сконцентрировать ее в одном только городе, а все остальные подчинитьему? Я отвечу, что не следует делать ни того, ни другого. Во-первых,верховная власть неделима и едина, и ее нельзя разделить, не уничтожив.Во-вторых, никакой город, также как и никакой народ, не может быть назаконном основании подчинен другому, потому что сущность Политическогоорганизма состоит в согласовании повиновения и свободы и потому, что словаэти - подданный и суверен указывают на такие же взаимоотношения, смыслкоторых соединяется в одном слове - гражданин. Я отвечу еще, что это всегда зло - объединять несколько городов в однуОбщину гражданскую - и что, желая совершить такое объединение, не должнольстить себя надеждою, что удастся избежать естественно связанных с этимзатруднений. Вовсе не следует ссылаться на злоупотребления в большихГосударствах тому, кто считает, что Государства должны обладать малымиразмерами. Но как наделить малые Государства силой достаточной, чтобыпротивостоять большим? Как некогда древнегреческие города противостояливеликому царю (148), и как в более близкое к нам время Голландия и Швейцарияпротивостояли австрийскому дому (149). Все же, если невозможно свести размеры Государства до наилучшей длянего величины, то остается еще одно средство: не допускать, чтобы оно имелостолицу; сделать так, чтобы Правительство имело местопребывание попеременнов каждом городе и собирать там поочередно Штаты страны. Заселите равномерно территорию, распространите на нее всю одни и те жеправа, создайте в ней повсюду изобилие и оживление, - именно таким образомГосударство сделается сразу и наиболее сильным и лучше всего управляемым.Помните, что стены городов возводятся из обломков домов деревень. При видекаждого дворца, возводимого в столице, я словно вижу, как разоряют целыйкрай. Глава XIV Как только весь народ на законном основании собрался в качествесуверена, всякая юрисдикция Правительства прерывается, исполнительная властьвременно отрешается, и личность последнего гражданина становится столь жесвященной и неприкосновенной, как личность первого магистрата, ибо там, гденаходится представляемый, нет более представителей. Большая часть волнений,поднимавшихся в Риме в Комициях (150), происходила от незнания этого правилаили от пренебрежения им. Консулы были тогда лишь первоприсутствующиминарода. Трибуны - простыми ораторами*, Сенат - вообще ничем. _____ * Приблизительно в том смысле, какой придают этому слову в английскомПарламенте. Сходство этих должностей привело бы к столкновению Консулов иТрибунов, хотя бы и была приостановлена всякая юрисдикция. Эти промежутки времени, когда исполнительная власть временно отрешена игосударь признает или должен признать того, кто в действительности его выше,всегда были для него опасны; и эти собрания народа - защита Политическогоорганизма и узда для Правительства во все времена вселяли ужас в сердцаправителей; поэтому они, чтобы отвратить граждан от таких собраний, никогдане жалеют стараний, чинят препятствия и затруднения, раздают посулы. Если жеграждане скупы, трусливы, малодушны, больше привязаны к покою, чем ксвободе, то они недолго могут устоять против все возрастающих усилийПравительства. Вот каким образом, когда противодействующая сила беспрестанновозрастает, власть суверена в конце концов исчезает и большинство Общинслабеют и преждевременно гибнут. Но между властью суверена и самовластным Правительством иногда встаетпосредствующая власть, о которой надо сказать отдельно. Глава XV
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРОДОЛЖЕНИЕ