Тема 11. Государство и право периода распада СССР

Цели изучения темы:

- выявление предпосылок Перестройки,

- ознакомление с изменениями, произошедшими в структуре органов власти СССР и в советском праве в 1985 -1991 гг.

Задачи изучения темы:

- анализ основных этапов реформирования политической и социально-экономической системы в 1985–1991 гг.

- изучение порядка формирования высших органов государственной власти,

- характеристика полномочия Президента СССР,

- определение причин распада СССР.

Успешно изучив тему, Вы:

получите представление о:

- специфике процессов, приведших к кардинальным изменениям в советском государстве и праве и распаду СССР;

будете знать:

- в чем выражалась попытка реформирования системы социализма, предпринятая в 1985–1991 гг.;

- изменения, произошедшие в сфере управления экономикой в годы перестройки,

- новый порядок формирования высших органов государственной власти

- полномочия Президента СССР.

приобретете навыки:

- формулирования понятий «перестройка» и «гласность».

будете уметь:

- анализировать результаты этапов перестройки;

- причины неудач ускорения и перестройки;

- причины распада СССР;

- давать характеристику становления российской государственности и обновления законодательства.

Вопросы темы:

1. Государство и право в годы перестройки

2. Распад СССР

Вопрос 1. Государство и право в годы Перестройки

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Заняв пост генерального секретаря ЦК, М.С. Горбачев заявил о верности курсу своего предшественника. Но уже через месяц, на апрельском Пленуме ЦК, М.С. Горбачев поставил задачу проведения реформ, направленных на всестороннее обновление общества, ускорение социально-экономического развития страны.

Во исполнение решений Пленума принимается постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В результате принятых мер в 2 раза сократилось производство алкоголя, бюджет потерял 67 млрд рублей, а к 1988 антиалкогольная кампания провалилась.

Чтобы укрепить свою власть, М.С. Горбачев сменил к началу 1987 г. 70% состава Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% состава ЦК. В феврале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором были внесены изменения в программу партии. Вместо построения коммунизма был взят курс на совершенствование социализма.

Спустя год было заявлено о политике гласности. Допускалась критика существующего общества и его истории под лозунгом возвращения к ленинским принципам.

В январе 1987 г. прошел Пленум ЦК, на котором М.С. Горбачев потребовал вместо стратегии ускорения осуществить коренную перестройку. Отсутствие результатов первых лет преобразований было вызвано, по мнению М.С.Горбачева, командно-административной системой. Для преодоления отрицательного влияния этой системы была необходима демократизация. Она подразумевала непосредственное управление трудящихся на производстве, введение состязательности, альтернативности выборов.

В июне 1987 г. на очередном Пленуме ЦК принимается решение о переходе к хозрасчету, снижении госзаказа. Сверх него реализацию продукции допускалось осуществлять по рыночным ценам.

Следующим этапом стала XIX Всесоюзная партконференция, прошедшая в июне–июле 1988 года. Был взят курс на радикальную демократизацию – к правовому государству, исключению партийных органов из хозуправления, лишению их госфункций.

Принимается решение о созыве Съезда народных депутатов. На нем должен был избираться Верховный Совет. Вводился принцип альтернативности при выборах народных депутатов. Выборы были назначены на март 1989 г.

Постепенно наметилось два направления сторонников перестройки – умеренное (М.С. Горбачев) и радикальное(Ю.А. Афанасьев, Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров). Последнее оформилось на съезде в рамках Межрегиональной депутатской группы. Данное объединение выступило за полный демонтаж прежней системы. После смерти А.Д. Сахарова лидером Межрегиональной депутатской группы стал Б.Н. Ельцин.

В октябре 1987 г. Ельцин выступил на Пленуме с критикой темпов реформ. Произошло его освобождение с поста секретаря Московского городского комитета партии, он был переведен на пост председателя Госстроя, а в марте 1989 г. избран депутатом Верховного Совета.

Была отменена монополия внешней торговли. С 1 января 1987 г. право проводить экспортно-импортные операции было дано 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. Согласно Закону о кооперативах (1988 г.) при государственных предприятиях и местных Советах быстро возникла сеть кооперативов и совместных предприятий, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило поступление последних на внутренний рынок.

В 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР о сокращении номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госплан доводил до предприятий в форме госзаказа. Взамен планируемых поставок стала создаваться сеть товарных и товарно-сырьевых бирж.

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), предполагавший «полный хозрасчет».Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.

В ноябре 1986 г. легализуется частная предпринимательская деятельность. Развивается кооперативный сектор экономики. Формирующаяся рыночная экономика в значительной мере стала носить спекулятивный характер.

В феврале 1990 г. Верховный совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные Советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором обозначались ее три основные формы: «собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускалось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям.

Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение.

В Законе «О банках и банковской деятельности» (декабрь 1990 г.) давался перечень операций, совершаемых банками. Наряду с государственными банками Закон определял статус и функции коммерческих банков. Последние могли выступать в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала.

В декабрьском 1990 г. Законе «О собственности в РСФСР» частным лицам предоставлялось право владеть и распоряжаться не только земельными участками и ценными бумагами, но и средствами массовой информации, предприятиями, транспортными средствами и «иными средствами производства».

Был провозглашен курс на новое мышление – отказ от классовой борьбы в международной политике. Как результат: переговоры с США по ограничению вооружений, отказ от силового давления на страны социалистической системы, большинство которых отказалось от социализма в 1989–1990 гг.

Изменения в структуре высших органов власти. В 1988 г. были изменены структура верховных органов власти и избирательная система. Был учрежден новый высший законодательный орган – Съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР.

Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган, избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением 1/5 состава. ВС СССР состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей – по 271 депутату.

В работе съезда участвовало 2250 депутатов, из них 750 от территориальных и 750 от национально-территориальных округов, а также 750 от общесоюзных общественных организаций (100 мандатов КПСС, 100 – профсоюзам, 75 – комсомолу и т.д.).

Резерв в виде трети мандатов давал руководителям КПСС гарантированное большинство, т.к. и распределение мандатов по общественным организациям, и подбор в них персонального состава кандидатов находились еще под контролем партийных органов.

В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР – отменяется 6 статья Конституции о руководящей и направляющей роли партии. В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР происходит избрание Горбачева М.С. Президентом СССР.

Президент наделялся широкими полномочиями:

- являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование;

- представлял Верховному Совету СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности Председателя Правительства СССР, Верховного Суда, Генерального прокурора, Председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР;

- имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление;

- возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с Верховным Советом СССР.

Президент СССР должен был избираться прямыми выборами, но в первый раз, «в порядке исключения», он был избран народными депутатами СССР.

20 марта 1991 г. упразднялся Совет министров СССР и создавался Кабинет министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

Вопрос 2. Распад СССР

К середине 80-х годов на фоне ослабления власти центра резко усилился кризис национально-государственного устройства СССР, что привело к межнациональным конфликтам.

Имели место и принятие деклараций о государственном суверенитете, попытки ввести таможенные границы, дезинтеграционные процессы – экономическая борьба центра и регионов.

Декларация 12 июня 1990 г. о государственном суверенитете России предусматривала верховенство российских законов над общесоюзными. Вскоре декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдова, Украина и др. В РСФСР по итогам референдума был введен пост Президента.

В октябре 1990 г. принимается Закон РСФСР о действии актов Союза ССР на территории РСФСР, устанавливающий наказание для граждан и должностных лиц, исполняющих союзные законы, не ратифицированные ВС РСФСР (беспрецедентный в юридической практике акт). Затем был принят Закон об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР, который перевел предприятия союзного подчинения под юрисдикцию РСФСР. Закон о бюджете на 1991 г. вводил одноканальную систему налогообложения, лишая союзный центр собственных финансовых источников.

В декабре 1990 г. были внесены поправки в Конституцию СССР – расширение полномочий Президента, введение поста вице-президента – На эту должность был назначен Г.И. Янаев. В отставку с поста председателя правительства ушел Н.И. Рыжков, был назначен Павлов В.С.

17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении СССР. 76 % участников референдума высказались за сохранение обновленного Союза. 23 апреля в загородной резиденции Горбачева прошла встреча с руководителями 9 республик. На ней было принято совместное заявление. Для преодоления кризиса необходимо было с учетом итогов референдума заключить новый союзный договор. Предполагалось, что после его подписания будет принята новая Конституция, куда войдет этот договор.

Согласно договору, государства, образующие союз, являются полноправными членами международного сообщества. Отношения между членами регулируются договорами и союзной конституцией. Провозглашались свободный выход из союза и право членов в пределах своих полномочий приостанавливать союзные законы.

В августе 1991 г. произошел государственный переворот. В Москве был образован Государственный комитет чрезвычайного положения (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г. Янаевым. Было объявлено, что в связи с невозможностью исполнения обязанностей Горбачевым по состоянию здоровья полномочия переходят к Янаеву (Горбачев в это время находился в Крыму). В Москву были введены войска. Но попытка переворота не удалась. В ночь на 22 августа лидеры ГКЧП были арестованы. 23 августа Горбачев, сохранив за собой пост Президента СССР, ушел с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Деятельность КПСС была приостановлена.

Августовские события ускорили распад СССР. 20 августа парламент Эстонии объявил о независимости. 24 августа подобное решение приняла Украина, 25 – Белоруссия. Затем последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия и Узбекистан.

Осенью 1991 г. Б.Н.Ельцин своим указом переподчинил все организации и предприятия союзного значения на территории России. В этих условиях возможность заключения нового союзного договора еще обсуждалась. Правда, теперь речь шла только о конфедерации. Но Украина выступила против, отстаивая полную независимость.

8 декабря 1991 г. состоялось Беловежское соглашение. Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич, возглавлявшие РСФСР, Украину и Белоруссию, заявили о прекращении существования СССР и о создании Содружества независимых государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание декларации 11 государств об образовании Содружества. А 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР.

Методические указания:

прочитайте:

Базовый учебник:

1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, 2007. С. 278-289.

Основная литература:

2. Новейшая история Отечества. ХХ век. Учебник / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1998. Т.2. С. 352-384.

Дополнительная литература:

3. История государства и права России в документах и материалах. 1930-1990-е гг. / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. Минск: Амалфея, 2005. С. 458-471.

ответьте на вопросы:

1. Назовите основные причины распада СССР и его последствия.

2. В каком году была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР?

3. Перечислите основные полномочия Президента СССР.

Наши рекомендации