Тема 10. Советское государство на этапе развития 1945–1985 гг.

Цели изучения темы:

- выявление изменений, произошедших в советском праве в послевоенный период

- выявление изменений в структуре органов власти и управления в послевоенный период

Задачи изучения темы:

- ознакомление с особенностями реорганизации системы управления в конце 1940-х гг.

- определение изменений в системе управления СССР в 1950-1960-е гг.

- выявление особенностей гражданского, трудового, уголовного и уголовно-процессуального права в послевоенный период

- краткая характеристика Конституции СССР 1977 г.

Успешно изучив тему, Вы:

получите представление об:

- особенностях развития государства и права СССР в 1945-1985 гг.;

будете знать:

- сущность реорганизации органов власти и управления, правоохранительной системы;

- критерии эффективности работы предприятий в условиях начатых в 1965 г. реформ в экономике и социальной сфере;

- особенности гражданского, трудового и уголовного права в 1945–1985 гг.

приобретете навык:

- анализа текста Конституции СССР 1977 г.

будете уметь:

- анализировать результаты реорганизации системы органов власти и управления, причины неудач в результате децентрализации системы управления и замены отраслевой структуры на территориальную;

- давать характеристику советского государственного строя и правовой системы в 1945–1985 гг.;

- сопоставлять Конституцию СССР 1977 г. с предыдущими советскими конституциями, выявлять общее и особенное.

Вопросы темы:

1. Структура органов власти и управления (1945–1985 гг.).

2. Советское право в 1945–1985 гг.

3. Конституция СССР 1977 г.

Вопрос 1. Структура органов власти и управления (1945–1985 гг.)

В 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства. Сразу после войны началась реорганизация системы управления. Наряду с отраслевым, стал вводиться территориальный принцип. Что касается высшего органа власти, то, согласно действовавшей конституции СССР 1936 г., им оставался Верховный Совет СССР, а в перерывах между сессиями – Президиум Верховного Совета.

В структуре органов власти и управления упразднялись созданные для войны звенья. Сразу после окончания войны были упразднены Госкомитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования. В 1946 г. Красная Армия была переименована в Советскую Армию. С 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами, а СНК СССР – Советом Министров СССР.

После смерти И.В. Сталина было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел СССР, которое использовалось для незаконных репрессий. В 1954 г. из МВД был выделен Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ).

В области государственного устройства наметилась резкая децентрализация и разделение всей системы управления. Из союзного в республиканское ведение в 1954–1955 гг. было передано значительное число предприятий. В 1957 г. отраслевая система управления была заменена на территориальную. Были созданы 107 экономических районов, в которых были учреждены коллегиальные органы управления – совнархозы с отраслевыми и функциональными отделами. Над ними пришлось надстроить республиканские совнархозы – параллельно сохранившимся республиканским советам министров.

В 1962 г. в большинстве краев и областей было создано по два Совета депутатов трудящихся – промышленный и сельский. Одновременно была разделена и партия (созданы промышленные и сельские обкомы).

В 1962 г. совнархозы были укрупнены, был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 г. – Высший совет народного хозяйства СССР. Ему были подчинены Госплан, Госстрой, другие хозяйственные госкомитеты.

После отставки в октябре 1964 г. Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС было проведено объединение промышленных и сельскохозяйственных областных парторганизаций, советов.

В 1965 г. была начата реформа, направленная на усиление роли товарно-денежных отношений в экономике. Критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Часть дохода должна была оставаться в распоряжении предприятия.

Восстанавливается отраслевой принцип управления промышленностью. Создается ряд министерств союзного и союзно-республиканского подчинения.

После принятия Конституции СССР 1977 г. система органов власти и управления существенных изменений не претерпела. Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР. Он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения в каждом. Совет Национальностей избирался по норме – 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов – от автономной республики, 5 – от автономной области и 1 – от автономного округа.

На совместном заседании палат Совет Союза и Совет Национальностей избирали Президиум, который являлся постоянно действующим органом и в период между сессиями Верховного Совета осуществлял функции высшего органа власти СССР. Полномочия Верховного Совета были увеличены с 4 до 5 лет.

Исполнительным органом власти являлся Совет Министров – Правительство СССР. Совет Министров образовывался на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей.

Вопрос 2. Советское право в 1945–1985 гг.

Гражданское право. После войны широкое распространение получает договор как средство правового оформления хозяйственных связей. В 1949 г. вводится двойная система договоров: генеральные заключались между отраслями, локальные – между предприятиями.

В 1961 г. утверждены Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В них говорилось об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, о защите этих прав, защите чести и достоинства, о праве собственности, обязательственном, авторском и наследственном праве.

Задачей гражданского законодательства объявлялось регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений в целях создания материально-технической базы коммунизма и все более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.

Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей служили:

– сделки (предусмотренные законом или не противоречащие ему),

– административные акты,

– открытия, изобретения, рационализаторские предложения, создание произведений науки, литературы и искусства,

– причинение вреда,

– приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица,

– события, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий,

– иные действия граждан и организаций.

Трудовое право. С 1 июля 1945 г. были восстановлены очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени. Установлен восьмичасовой рабочий день, прекращены трудовые мобилизации. С 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет был установлен шестичасовой рабочий день и отпуск в один календарный месяц. Был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет.

В 1960 г. был завершен перевод всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день. В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными.

В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Устанавливались единые критерии для назначения пенсий: шестидесятилетний возраст для мужчин и пятидесятипятилетний – для женщин, трудовой стаж – 25 и 20 лет. При назначении размера пенсии учитывался среднемесячный размер зарплаты. При назначении пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Был установлен минимум и максимум пенсионных выплат.

Уголовное право. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь. Она заменялась заключением на срок 25 лет. Правда, в 1950 г. смертную казнь все же восстановили.

В 1947 г. ужесточается уголовная ответственность за хищения государственного и общественного имущества. За хищение подобного имущества, совершенное повторно, организованной группой или в крупных размерах, могло быть назначено наказание до 20 лет (при хищении колхозного или кооперативного имущества) или до 25 лет (при хищении государственного) с конфискацией имущества. А недонесение о подобном хищении наказывалось лишением свободы на срок до 3 лет или ссылкой до 7 лет. Уголовная ответственность была усилена также за ряд других преступлений.

После смерти И.В. Сталина происходят изменения, направленные на смягчение уголовной ответственности. В 1954 г. отменена уголовная ответственность за производство абортов, за прогулы, самовольный уход с работы, снижены размеры наказания за мелкие хищения.

В декабре 1958 г. приняты новые Основы уголовного законодательства СССР. Они определяли принципы и устанавливали общие положения уголовного законодательства СССР и союзных республик. Конкретные составы преступлений в Основах не прописывались, они устанавливались иными общесоюзными законами или УК союзных республик.

Преступлением признавалось предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Отменялся действовавший ранее принцип аналогии. Уголовное наказание могло быть применено только по приговору суда. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы. Был повышен с 14 до 16 лет возраст, с которого привлекали к уголовной ответственности. С 14 лет уголовная ответственность наступала только за наиболее тяжкие преступления – разбой, изнасилование и др.

Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Смертная казнь рассматривалась как исключительная мера наказания. Она назначалась за измену Родине, шпионаж, диверсию, теракт, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. В военное время она могла назначаться и за другие особо тяжкие преступления. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения заключенных – после отбытия половины или двух третей срока.

Уголовный процесс. В 1958 г. приняты Основы уголовного судопроизводства СССР. Они закрепляли следующие принципы:

- осуществление правосудия только судом;

- равенство граждан перед законом и судом;

- коллегиальность рассмотрения дел в суде;

- независимость судей и их подчинение только закону;

- гласность судебного разбирательства;

- обеспечение обвиняемому права на защиту и др.

Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, а по делам несовершеннолетних – с момента предъявления обвинения.

В 1960 г. принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

Формирование новых отраслей права. Данному процессу способствовало принятие ряда нормативных актов

- 1969 г. – Основы законодательства СССР о здравоохранении,

- 1970 г. – Основы водного законодательства СССР,

- 1973 г. – Основы законодательства СССР о народном образовании,

- 1977 г. – Основы лесного законодательства СССР,

- 1980 г. – Основы законодательства СССР об административных правонарушениях.

Конституция СССР 1977 г. В преамбуле Конституции было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и Советское государство стало общенародным. Таким образом, провозглашалась преемственность по отношению к предыдущим советским конституциям. Статья 1 объявляла СССР социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции. Вся власть по Конституции принадлежала народу, который осуществлял ее через Советы народных депутатов. Все другие органы объявлялись подконтрольными Советам. Предусматривалось, что наиболее важные вопросы должны выноситься на всенародное обсуждение, а также ставиться на всенародное голосование (референдум).

Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства. Предусматривалось существование двух форм социалистической собственности – государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной. Здесь прослеживается преемственность с Конституцией СССР 1936 г. Различие лишь в том, что в Конституции СССР 1936 г. использовалось определение «кооперативно-колхозная» собственность. Подчеркивалось, что государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и сближению ее с государственной. В то же время, как и прежде. Допускалось существование личной собственности граждан, основанной на трудовых доходах.

Социальной основой объявлялся «нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции». Провозглашалось стремление к социальной однородности общества.

Что касается внешней политики, то в Конституции СССР 1977 г. нашли отражение принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Это принципы суверенного равенства. Взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств и др.

СССР провозглашался единым союзным многонациональным государством. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР.

По сравнению с Конституцией 1936 г. в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище.

Принципиальное значение имела статья 6 Конституции. В ней говорилось о Коммунистической Партии Советского Союза как о руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы.

Методические указания:

прочитайте:

Базовый учебник:

1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, 2007. С.257-260, 264-277.

Основная литература:

2. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие/ Сост. Ю.П. Титов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 378-403.

Дополнительная литература:

3. Отечественное законодательство XI - XX веков. Пособие для семинаров. Ч. 2 (XI - XIX вв.) / под ред. О.И. Чистякова. М.: Юристъ, 2002. С. 255-298.

4. Новейшая история Отечества. ХХ век. Учебник / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1998. Т.2. С. 297-301, 313-319, 324-328.

5. История государства и права России в документах и материалах. 1930-1990-е гг. / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. Минск: Амалфея, 2005. С. 285-300, 316-322, 345-349.

ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте структуру органов власти и управления в первые послевоенные годы.

2. Конституция СССР 1977 г. расширила систему социально-экономических и политических прав граждан. Какие новые права появились у граждан согласно Конституции СССР 1977 г.?

3. Какие принципы были закреплены в Основах уголовного судопроизводства СССР 1958 г.?

4. С какого возраста граждане СССР могли выходить на пенсию?

Наши рекомендации