СССР и мир. «Новое политическое мышление» и его результаты.
Политические реформы: замыслы и результаты. Распад СССР.
3. Экономические преобразования. Проблемы перехода к рыночной экономике.
СССР и мир. «Новое политическое мышление»
И его результаты
В марте 1985 г. руководителем страны стал М.С.Горбачев. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны требует кардинального изменения.
Состоявшийся в 1986 г. XXVII съезд КПСС выдвинул концепцию «нового политического мышления». Суть ее заключалась в том, что в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией коренным образом изменились реалии всего общественного развития. С одной стороны, возможности человечества неизмеримо возросли – появились шансы ликвидировать большинство болезней, устранить тяжелый физический труд. С другой стороны, перед человечеством встали новые проблемы глобального характера (экологическая, продовольственная), угрожающие самому существованию человеческой цивилизации, существованию человечества, как биологического вида. Решить эти проблемы в условиях противостояния двух систем невозможно – для их решения необходимо было объединение усилий всего человечества.
Главной для человечества стала проблема ядерной угрозы. Накопленный к середине 1980-х годов ядерный потенциал позволял уничтожить все живое на Земле от 10 до 15 раз. В этих условиях ядерная война становилась бессмысленной – в ней не могло быть победителей. Даже если бы агрессору удалось обезопасить себя от ответного удара, он все равно погиб бы от последствий своего собственного – радиации, выброса тепла в верхние слои атмосферы и т.д. Ядерная война, таким образом, превратилась бы в коллективное самоубийство, а следовательно, дальнейшее изготовление и испытание ядерного оружия становилось бессмысленным.
В свете этого основным направлением внешней политики СССР провозглашались борьба за мир, за прекращение гонки вооружений. В заявлении Правительства СССР от 13 января 1986 г. была выдвинута программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000 г.
В сентябре 1986 г. начались переговоры М.С.Горбачева и президента США Р.Рейгана в Рейкьявике (Исландия). На этих переговорах впервые всерьез обсуждались проблемы ликвидации ядерного оружия. СССР предложил одновременно решать комплекс проблем: ликвидировать ракеты среднего радиуса действия, сократить на 50% стратегическое вооружение, обеспечить контроль за ядерными испытаниями и не допустить милитаризации космоса. Именно последняя проблема и вызвала возражение американцев. Рейган не хотел отказываться от программы СОИ. Соглашение в Рейкьявике подписано не было.
Правительство СССР в поисках компромиссного решения предложило выделить проблему ракет средней дальности из блока вопросов и заключить по ней отдельное соглашение. Такой договор был подписан в декабре 1987 г. Советский Союз пошел на значительные уступки. Он ликвидировал 826 ракет средней дальности и 926 ракет меньшей дальности (США соответственно 689 и 170). Наряду с европейскими были ликвидированы и советские ракеты среднего радиуса в Азии.
В июле 1991 г. было подписано соглашение о 40-процентном сокращении стратегических вооружений СССР и США.
Одновременно активизировались переговоры по сокращению обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было достигнуто соглашение о сокращении вооруженных сил в Европе. СССР в одностороннем порядке сократил вооруженные силы на 500 тыс. человек, начался вывод советских войск из Венгрии, Чехословакии, ГДР, Монголии. В мае 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана. Он был завершен 15 февраля 1989 г.
С выводом советских войск из Афганистана и Монголии, нормализации положения в Камбодже, достигнутого благодаря усилиям советской дипломатии, создались условия для нормализации отношений с Китаем. В мае 1989 г. М.С.Горбачев посетил Китай. В ходе визита советского руководителя, первого за 30 лет, был подписан ряд соглашений.
Одной из характерных черт внешней политики М.С.Горбачева стал кардинальный поворот в отношениях со странами «социалистического лагеря». Было честно заявлено, что СССР не намерен вмешиваться в их внутренние дела и что каждая страна должна сама выбирать путь дальнейшего развития. В каждой из этих стран в результате ухудшения экономического положения и гегемонистской политики СССР в той или иной мере сложились оппозиционные коммунистическим режимам силы. Оставшись без поддержки Москвы, стоявшие у власти коммунистические партии не смогли приспособиться к новым реалиям, не захотели начать преобразования, не предприняли попыток договориться с оппозиционными силами. Значительную роль сыграла и массированная идеологическая и финансовая поддержка оппозиции Западом.
В результате в 1989 – 1990 гг. в странах Восточной Европы повсеместно произошли так называемые бархатные революции, рухнули партийно-государственные структуры, созданные в конце 1940-х годов в ходе «холодной войны» по образцу сталинской командно-административной системы. Это привело к ликвидации структур СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) и Варшавского Договора. В ноябре 1990 г. произошло объединение Германии – ГДР вошла в состав ФРГ. Противостояние двух систем прекратилось с крушением восточного блока. Однако действительность резко отличилась от замыслов М.С.Горбачева. Его идеи об «общем европейском доме» исходили из необходимости параллельной эволюции НАТО и Варшавского договора, фактически же произошел крах лишь восточного блока, а блок НАТО не только сохранил, но и усилил свои структуры. Еще резче соотношение сил изменилось после развала СССР в 1991 г. Ряд бывших советских республик открыто провозгласил антирусскую, прозападную ориентацию (Литва, Латвия, Эстония, в значительной мере Грузия, Украина, Азербайджан). Ранее в мире существовало равновесие сил, основанное на страхе. Теперь равновесие нарушилось, вместо двухполюсного мира образовался многополюсный, значительно менее предсказуемый.