Формирование правовой системы Шотландии
На территории Шотландии действует самобытная правовая система, сформировавшаяся в XIII – XV века под сильным влиянием Франции. Эта правовая ориентация была связана с политическим союзом двух государств и общей религией (католицизм). Во Франции проходили обучение шотландские юристы в связи с отсутствием на их родине университетов. Правовая система Шотландии восприняла и многие положения римского права, что только придало ей дополнительную устойчивость в отстаивании собственной самобытности. На римском праве основывается юридическая терминология и основные приемы юридической техники. Так, по мнению Т.В. Апаровой, «римское право сыграло роль «общего права» Шотландии. До настоящего времени сохранилось его влияние в отдельных институтах гражданского права, в правовой терминологии, в делении права на публичное и частное. В то же время шотландские суды полностью восприняли английскую прецедентную систему. Право Шотландии никогда не было кодифицировано, а создавалось с самого начала из судебных решений шерифов и юстициариев. Однако шотландский метод толкования норм права ближе к континентальному, чем к англосаксонскому»[88].
Есть и иные точки зрения по вопросу о классификации права Шотландии. По мысли А.Х. Саидова, эту систему следует отнести к семье общего права, а не романо-германского. В качестве аргумента исследователь использует деятельность высших судов Великобритании и парламента королевства. Эта деятельность приводит к тому, что «прецедентное» право, действующее под влиянием палат лордов, а также законы, принимаемые английским парламентом, являются для Шотландии теми каналами, по которым происходит воздействие английского права. В результате правовая система Шотландии, имея корни в романо-германском праве, в настоящее время развивается все больше в сторону английского общего права»[89].
Скорее всего, можно говорить (пользуясь языком синергетики) о вхождении шотландского нрава в новую «зону бифуркации». Дальнейшее развитие этой системы будет зависеть от множества факторов, наиболее значимым из которых является проведение в 1997 году референдума о воссоздании парламента. Авторы фундаментального энциклопедического издания, посвященного правовым системам современного мира, придерживаются, на наш взгляд, более взвешенной позиции, чем А.Х. Саидов. По их мнению, «наряду с общим правом все более возрастающую роль играют законодательство и подзаконные акты. Постепенное, но неуклонное расширение сферы законодательной регламентации усиливает влияние английского права. В Шотландии действуют те же акты британского парламента, которые либо содержат указания о том, что распространяются на ее территорию, либо изданы только для Шотландии, что отражено в названии (например, Закон об уголовном праве для Шотландии). Сохраняют свое значение и многие акты, изданные некогда (до 1707 года) парламентом Шотландии. Вновь созданный (избран в 1999 году) парламент Шотландии, очевидно, сформирует собственное законодательство, опираясь на традиции шотландского общего права и английский опыт»[90].
Позволим себе высказать одно предположение: получив возможность избирать собственный парламент и развивать самобытную правовую систему, Шотландия в скором времени окажется в состоянии формировать и собственные органы исполнительной власти, наделенные правом издавать подзаконные акты (делегированное законодательство). Результатом этого процесса станет усиленное стремление к политическому обособлению (в том числе и в правовой сфере). Все необходимые юридические механизмы уже имеются. Судебная же система Шотландии всегда обладала независимостью от общего права Англии. Некоторые государствоведы очень осторожно говорят о политической автономии Шотландии. Так, по мысли М.Ф. Чудакова, «что касается Шотландии, о которой часто пишут, что она также обладает политической автономией, то, на наш взгляд, ограниченность ее автономии настолько велика, что об автономии можно говорить пока лишь в каком-то культурно-историческом аспекте. Скажем, 16 шотландских пэров избираются (шотландскими дворянами) в Палату лордов Великобритании, в Шотландии имеется своя церковь, своя правовая и судебная система. Однако, на наш взгляд, этих признаков самостоятельности не достаточно, чтобы говорить о реальной политической автономии. Это лишь некоторые ее атрибуты»[91].
Получается парадоксальная ситуация: атрибуты политической автономии есть, а ее самой нет! Более верным будет признание того факта, что не отлажен механизм реализации прав политической автономии, ее полномочия оказываются «спящими». В течение ближайших нескольких лет эти полномочия наполнятся реальным содержанием, и тогда процесс модернизации шотландского права начнется с новой силой. Учитывая же существование влиятельного сепаратистского движения можно предположить постепенное стремление к получению статуса субъекта федерации.
Характеризуя современное состояние правовой системы Шотландии, отметим ее специфические особенности:
1. Отсутствие дуализма гражданского права в виде параллельных систем общего права и права справедливости.
2. Отсутствие в гражданском процессуальном праве исковых приказов.
3. Осуществление публичного обвинения службой государственного уголовного преследования.