Меры, требующие систематического выполнения

Необходимо планирование реформ для обеспечения прав человека . Эксперт рекомендует, чтобы де-

факто органы власти провели базовое исследование с целью определения ключевых проблем, как

первый шаг для разработки всестороннего плана действий в отношении обеспечения прав человека.

Процесс должен быть прозрачным и основан на диалоге с группами гражданского общества. Во время

выполнения, такие планы в отношении прав человека должны регулярно анализироваться, отмечая при

этом достигнутый прогресс и устраняя выявленные препятствия.

В целях создания системы управления, которая будет продвигать стратегические реформы в отношении

прав человека, также необходимо иметь систему сбора, организации и распространения

соответствующих достоверных данных, в соответствии с международными методологическими

принципами. Необходимо подготовить и провести полномасштабную перепись населения, обследование

бюджетов домохозяйств и сбор статистических данных дезагрегированных по возрастным группам.

Эксперт рекомендует международное сотрудничество в этой области.

Необходимо осущетвлять мониторинг выполнения реформ по обеспечению прав человека; отмечать

достигнутый прогресс и определять и устранять препятствия. Важен открытый диалог с организациями

гражданского общества.

Для достижения прогресса, необходимы широкие информационные кампании, обеспечивающие

понимание населением своих прав, для чего потребуется обучение в области прав человека в школах,

местных общественных организаций и СМИ.

ВСТУПЛЕНИЕ

Исходная информация

Верховный комиссар ООН по правам человека Наванетем Пиллей посетила Республику Молдова в

ноябре 2011 г. В ходе ее встреч, правительство Республики Молдова, де-факто органы власти

Приднестровье и представители гражданского общества подчеркивали необходимость в дальнейшем

14

уделять особое внимание положению с соблюдением прав человека в Приднестровье. В заключении

своей миссии Верховный комиссар Пиллей заявила:

«В ходе моего посещения Республики Молдова, я вчера посетила регион Приднестровья

и имела там встречи с де-факто властями. Мы обсудили целый ряд проблем в

отношении прав человека. В них были включены и вопросы, поднятые в результате

визитов трех независимых экспертов ООН, а именно, Специального докладчика по

вопросу о пытках, Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин

и – последний визит – Специального докладчика по вопросу о свободе религии и

вероисповедания. …

Я еще раз повторила свое мнение, выраженное в моей вступительной речи на

последнем заседании Совета по правам человека 12 сентября, что необходимо уделять

больше внимания ситуации с правами человека в регионах, которые находятся, по

различным причинам, под контролем де-факто властей. Это означает, что не должно

быть пробелов в области защиты прав человека, и что мой общий мандат, в

соответствии с Резолюцией 48/141 Генеральной ассамблеи ООН, касается защиты

всех прав человека и всех граждан. В этой связи мне необходимо иметь доступ к и

работать со всеми теми, кто реально контролирует территорию, чтобы протянуть

руку помощи нуждающимся людям, поскольку защита прав человека, особенно наиболее

уязвимых групп населения, является моим приоритетом.

Я хотела бы указать на тот факт, что работа моего офиса с де-факто властями по

вопросам прав человека не означает их легитимизации. Мое присутствие в Тирасполе

подтверждает ответственность, если не обязательство, де-факто властей уважать

права человека и необходимость их сотрудничества со всеми соответствующими

международными и региональными механизмами по соблюдению прав человека».

В продолжение этих обязательств – и в результате заинтересованности и запросов со стороны

правительства Республики Молдова и де-факто властей Приднестровья, Организация Объединенных

Наций пригласила Томаса Хаммарберга в качестве Старшего эксперта по правам человека в

Приднестровье в мае 2012 г.6. Взгляды, выраженные в этом отчете, являются только взглядами автора и

не обязательно отражают позиции каких-либо агентств Организации Объединенных Наций.

Методология

Эксперт работал в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций и воспользовался

помощью Советника ООН по правам человека, Офиса Верховного комиссара ООН по правам человека

(ОВКПЧ) и Постоянного координатора ООН в Молдове.

Он руководствовался согласованными международными стандартами по правам человека и принципом,

что каждый человек должен иметь возможность пользоваться этими правами независимо от того, где он

живет.

Он не занял никакую позицию в отношении будущего политического или дипломатического статусе

Приднестровья, а его усилия предпринимались независимо от процесса переговоров в формате 5+2. Его

внимание было сосредоточено исключительно на ситуации в Приднестровье. Задача эксперта не

включала проведения сравнения с ситуацией на правом берегу или с ситуацией в более широком плане.

Эксперт установил диалог с соответствующими должностными лицами в Приднестровье.

Он провел встречи с представителями групп гражданского общества, а также встретился с людьми,

которые поднимали вопрос о проблемах с правами человека в отношении их самих, членов их семей или

других лиц. Вместе с Советником ООН по правам человека, он посетил тюрьмы и другие места

заключения; коллективные дома для сирот и детей с ограниченными возможностями; учреждения для

6 Томас Хаммарберг был Комиссаром Совета Европы по правам человека (2006-2012); Генеральным

секретарем Международного центра Улофа Пальме (2002-2005); Послом правительства Швеции по

гуманитарным вопроса (1994-2002); Региональным советником по Европе, Центральной Азии и Кавказу

для Верховного комиссара ООН по правам человека (2001-2003); Специальным представителем по

правам человека в Камбодже (1996-2000); членом Комитета ООН по правам ребенка (1991-1996);

Генеральным секретарем организации «Спасем детей», Швеция (1986-1992); Генеральным секретарем

«Международной амнистии» (1980-1986).

15

взрослых с проблемами психического здоровья или физической недееспособностью. Были проведены

встречи с представителями меньшинств и посещены школы с различными языками обучения. Более

подробный отчет о различных посещениях и встречах представлен в Приложении к отчету.

Эксперт пытался посетить как можно больше различных типов учреждений, а также консультироваться с

как можно более широким кругом заинтересованных групп и сторон. Он считает, что ему удалось

достичь понимания более широких аспектов общей ситуации, а также многих особенностей, связанных с

проблемами прав человека в Приднестровье. Тем не менее, данный документ не должен

рассматриваться как заключительное слово по всем проблемам с правами человека в Приднестровье.

Проблемы сложны, и необходимо предпринять длительное и долгосрочное усилие, чтобы понять,

проанализировать и устранить проблемы с правами человека в Приднестровье, как и в любом обществе.

Эксперт проинформировал представителей правительства Республики Молдова о проделанной работе и

провел встречи с некоторыми послами, работающими в Кишиневе. Тесное сотрудничество было

установлено с международными организациями на месте встречи .

Помимо помощи Постоянного координатора ООН по правам человека, Советника по Правам Человека и

ОВКПЧ, эксперт в значительной степени воспользовался возможностью проконсультироваться с

другими агентствами ООН, такими как ПРООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, а также Объединённая программа ООН

по ВИЧ/СПИДу и МОМ. Европейский Союз, Совет Европы и ОБСЕ, с филиалами своих офисов в

Тирасполе, которые поделились своим практическим опытом полезным для данной работы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конституция

Конституция Приднестровья была принята путем референдума в 1995 г. и дополнена в 2000. Она

содержит обширный перечень демократических положений и определенных прав человека, которые

нуждаются в защите.

Конституция гласит, что государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и

судебную, при этом каждая из них независима от других. Признается и должно быть обеспечено местное

самоуправление. Отношения между социальными, национальными и другими сообществами должны

регулироваться на основе равенства и уважения их прав и интересов.

Согласно Конституции, не существует никакой государственной религии, а религиозные сообщества

отделяются от государства и равны перед законом. Официальные языками с равным статусом являются

молдавский, русский и украинский.

Положение о недискриминации сформулировано следующим образом (в официальном английском

переводе): «Все имеют равные права и свободы и равны перед законом без различения по признаку пола,

расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, взглядов, личного и социального

статуса».

Основные гражданские права, изложенные в Приднестровской Конституции: право на жизнь (хотя

высшая мера наказания разрешена в исключительных случаях «пока не будет отменена», как наказание

за серьезные преступления против жизни); право на свободу и безопасность человека, и право на защиту

от пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания.

Принципы, касающиеся уголовного судопроизводства, изложенные в Конституции, гласят, что

задержанный имеет право на судебный контроль в отношении законности его задержания или ареста.

Обвиняемый должен рассматриваться как невиновный до тех пор, пока не будет доказана его вина и он

получит наказание в соответствии с процедурами, установленными законом, а приговор вступит в

юридическую силу. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Никто не должен

свидетельствовать против себя самого или своих близких. Доказательства, полученные посредством

нарушения закона, не имеют никакой юридической ценности.

Положения, касающиеся свободы волеизъявления, включают свободу мысли, слова и мнения. Все имеют

право искать, получать и распространять информацию любым законным способом. «СМИ не

подвергаются цензуре».

Свобода собраний включена в конституционные права и включает право на организацию собраний,

уличных процессий, демонстраций и пикетов, не нарушающих законность и правопорядок.

16

Социально-экономические права также прописаны в Конституции: право на достойный уровень жизни,

право на здравоохранение, право на социальное обеспечение для пожилых, право на образование, право

на собственность и жилье, право на здоровую окружающую среду, и право на подобающие условия

работы.

В формулировке, явно направленной на заполнение возможных пробелов, в Конституции, заявляется,

что список прав и свобод в ее тексте не должен интерпретироваться как отрицание или умаление других

общепризнанных прав и свобод.

Другими словами, текст Конституции, дающий перечень гражданских, политических, экономических,

социальных и культурных прав обширен. Кроме того, формулировки в значительной мере соответствуют

международным соглашениям по правам человека. Однако имеются некоторые несогласованности и

неопределенность формулировок, в частности в отношении ограничений некоторых конкретных прав,

что может интерпретироваться как противоречие международным стандартам.

Роль и влияние положений Конституции по правам человека в законодательстве и процессуальных

нормах – насколько они соблюдаются в действительности – будут обсуждены далее в этом отчете.

Наши рекомендации