Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена на основе новых учебников и новых временных рамок изучения Истории России.

1. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. орга­низаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Сте­фанович, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2015.

2. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2015.

3. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2015.

4. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А.А. Левандовский, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2015

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка………………………………………………. 2

2. Общая характеристика учебного предмета ……………..……......... 3

3. Описание места предмета в учебном плане …………………….. … 6

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 6

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета …………………………………...... 7

6. Содержание учебного предмета ………………………… …………. 22

7. Тематическое планирование учебного материала …….…………... 35

8. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса…………………………... 36

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Требования к уровню подготовки выпускника……………………………………… 37

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, с примерной программой по предмету «История России», основной образовательной программой основного общего образования ……….. (ваша школа)

Центральной идеей является рассмотрение истории формирования государственной территории и еди­ного многонационального российского народа.

Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этно­культурных компонентов, обеспечивающих достижение един­ства, гармонии и согласия в российском многонациональ­ном обществе.

Концепция исторического образования строится на ос­нове единства задач обучения и воспитания.

Изучая историю России на ступени основного общего образования, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Цель изучения истории России в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи: овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями толерантности в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Программа предполагает обобщение по темам, повторение всего изученного за год до 2 ч., по усмотрению учителя. Программа предусматривает изучение региональной истории изучаемого периода истории России. Предусмотренные резервные часы могут использоваться на углубленное изучение отдельных тем предмета «история России» (на усмотрение учителя).

Общая характеристика учебного предмета

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

ü эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

ü формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

ü образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

ü история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

ü развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Предмет «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Методология концепции отечественной исто­рии представляет собой определение базовых принципов её разработки. К их числу следует отнести:

исторический подход — как основу формирования межпредметных связей, том числе с учебными пред­метами социально-гуманитарного цикла;

формирование требований к каждой ступени непре­рывного исторического образования на протяжении всей жизни;

многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;

диалектический подход к оценке исторического про­цесса, событий, исторических персоналий, направлений развития государства и общества;

общественный, межнациональный и межкультурный консенсус;

неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов;

толерантность как необходимое условие взаимодей­ствия государств и народов в новейшей истории.

Основные задачи:

рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в совре­менном мире;

определение требований к содержанию обучения и вос­питания, организации образовательного процесса и вне­урочной деятельности на всех уровнях образования;

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности об­учающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманисти­ческих и демократических ценностей, идей мира и взаи­мопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а так­же представлениями о закономерностях развития челове­ческого общества с древности до наших дней в социаль­ной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, циви­лизационного подходов к оценке социальных явлений, со­временных глобальных процессов;

• воспитание уважения к историческому наследию наро­дов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и мно­гоконфессиональном Российском государстве.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

При изучении истории России наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.;

личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;

проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Содержание предмета «История России» конструируется на следующих принципах:

принцип историзма;

принцип объективности;

принцип социального подхода;

принцип альтернативности.

Традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрипредметных (в рамках целостного курса всеобщей истории) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «История России» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6–9 классах в общем объеме 160 часов. В 6-9 классе по 1 часу в неделю. С 6 по 8 классы на изучение Истории России отводится по 40 часов в год, в 9 классе от 34 часов до 40 часов в год.

Наши рекомендации