Задания для выполнения лабораторной работы.
Цель.
Получение навыков работы с первоисточниками.
Задания.
1) Проанализируйте структуру Саксонского зерцала и определите6
А) регулированию каких правоотношений посвящён данный источник права;
Б) чем различаются земское право и ленное право;
В) имеются ли в земском и ленном праве случаи обращения к одним и тем же вопросам, чем можно объяснить такие факты?;
Г) установите, отличается ли правовое регулирование земским и ленным правом в случаях обращения к аналогичным ситуациям;
2) На основе положения Саксонского зерцала составьте иерархию сословной структуры феодального общества средневековой Германии.
3) На основе анализа Саксонского зерцала
А) установите структуру судебной системы и составьте её схему;
Б) определите подсудность и подведомственность судебных споров;
В) установите порядок возбуждения судебного разбирательства;
Г) определите, была ли возможность обжалования судебных решений;
Д) установите систему наказаний, применяемых по Саксонскому зерцалу, возможность смягчения или освобождения от наказания.
4) На основе положений Саксонского зерцала дайте определение и толкование терминов;
Доктрина двух мечей, семь военных щитов, шеффены, чинш (чинщевики), церковный дар, лен, женская доля.
Критерии оценки выполнения лабораторной работы
За выполнение лабораторной работы студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Балл |
1. Своевременность сдачи работы и аккуратность оформления | |
2. Правильность выполнения первого блока работы | |
3. Правильность выполнения второго блока работы | |
4. Правильность выполнения третьего блока работы | |
5. Правильность выполнения четвёртого блока работы | |
Итоговая сумма баллов: |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка | Зачет |
81–100 | Отлично | Зачтено |
61–80 | Хорошо | |
41–60 | Удовлетворительно | |
0–40 | Неудовлетворительно | Не зачтено |
.
При ответе на второйвопрос необходимо осветить историческую обстановку в Германии накануне принятия Каролины (Реформация, крестьянская война, переход к абсолютизму), рассказать об истории создания и принятия этого документа. Накопленный опыт регулирования уголовно-правовых отношений был систематизирован в обширном уложении, принятым рейхстагом в июле1532 года в период правления императора Карла V и по его имени получившем название Каролина. Этот свод явился первым в Европе специализированным уголовно-процессуальным кодексом. В структурном отношении Каролина подразделялась на 219 статей. Из них 142 статьи посвящены процессу, а остальные 77 (со 104-й по 180-ю) содержали нормы уголовного права. В целом, разграничение норм на уголовные и процессуальные было достаточно условно.
Самостоятельная работа
Решите ситуации, руководствуясь нормами Каролины:
1. Дитрих, возвращаясь домой, неожиданно подвергся нападению Гюнтера, нанёсшего ему сильный удар. Ответный удар Дитриха оказался смертельным. Будет ли он признан виновным?
2. Николасу сообщили, когда он работал в поле, что его сосед прелюбодействует с его женой. Николас бросился в деревню, недалеко от своего дома увидел соседа и в порыве гнева убил его. Какое наказание ждёт Николаса?
3. Михаэль за 2 месяца до своего 14-летия с оружием в руках участвовал в грабеже, ранил человека. Какое его ждёт наказание?
4. Фридрих Будберг долго готовился украсть кур у одного из сельчан. Но его попытка проникнуть в курятник оказалась неудачной, так как сельчанин поставил новый запор. Будет ли наказан Фридрих Будберг?
5. В окрестностях города была задержана и доставлена к судье группа бродяг. Никаких обвинений в совершении преступлений к ним не предъявлялось. Есть ли у судьи основания для привлечения этих людей к уголовной ответственности?
6. Брадобрей Мюллер был обвинён в убийстве своего клиента. Два посетителя его цирюльни поссорились и затеяли драку в то время, когда Мюллер обслуживал третьего клиента. Во время драки один из участников налетел на Мюллера и сбил его с ног; тот, падая, сильно порезал бритвой своего клиента. От потери крови клиент умер. Будет ли Мюллер нести ответственность?
Критерии оценки - см. критерии, предложенные в теме 1