Правовое регулирование строительства вооруженных сил
С началом войны была изменена система военного управления. 23 июня 1941 г. совместным постановлением СНК и ЦК ВКП (б) была создана Ставка Главного Командования РККА в составе 7 человек. Ее председателем стал Нарком обороны маршал С. Тимошенко.
Членами Ставке были Г. Жуков, И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов, С. Буденный и Н. Кузнецов.
10 июля 1941 г. ГКО преобразовал Ставку Главного Командования в Ставку Верховного командования, но уже под председательством И. Сталина, а вместо адмирала Н. Кузнецова в состав Ставки был введен Б. Шапошников.
8 августа 1941 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, СНК и ЦК ВКП (б) Верховным Главнокомандующим был назначен И. Сталин, который стал занимать три важнейших должности: Председателя ГКО, Наркома обороны и Верховного Главнокомандующего.
Основным рабочим органом Ставки Верховного Главнокомандования по руководству вооруженной борьбой стал Генеральный штаб. Подпись начальника Генерального штаба Б.Шапошникова ставилась рядом с подписью Верховного Главнокомандующего на всех его приказах.
С началом войны приграничные военные округа были преобразованы во фронты:
Постановлением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главного Командования был создан Центральный штаб партизанского движения, а для непосредственного руководства партизанскими отрядами при военных советах соответствующих фронтов были созданы штабы партизанского движения.
Призыв в Вооруженные Силы в годы войны осуществлялся на основе положений Конституции СССР 1936 г., определившей, что "Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР", а также на основе закона "О всеобщей воинской обязанности" 1939 г. К концу войны в вооруженных силах насчитывалось 11 млн. 365 тыс. человек.
В годы войны массовым явлением стало добровольное поступление граждан на военную службу. Всего за годы войны было подано более 20 млн. заявлений от советских граждан о добровольном их зачислении в вооруженные силы СССР.
В годы войны на военную службу призывались женщины, имевшие медицинскую или другую специальную подготовку. К концу войны в Вооруженных Силах служили свыше 530 тыс. женщин.
В годы войны в стране создавались национальные военные формирования, которые укомплектовывались и вооружались в основном за счет внутренних резервов национальных республик.
Призыв в вооруженные силы в годы войны проводился ню решениям ГКО, хотя по закону о всеобщей воинской обязанности 1939 г. должен был определяться решениями СНК.
В годы войны на одни-два года был понижен возраст призыва граждан на действительную военную службу.
Предельный возраст состояния в запасе для рядового и сержантского состава был повышен с 50 до 55 лет.
Ряду осужденных давалась отсрочка от исполнения приговора, а некоторые осужденные вообще освобождались от отбывания наказания в связи с призывом в армию.
B годы войны сократились льготы и отсрочки, уменьшилось количество оснований для них: граждане, негодные к военной службе, но способные физически трудиться, направлялись во вневедомственную охрану, на военные склады и т.п. Льготы по семейному положению не действовали.
Очередных отпусков в период войны для военнослужащих не было, а были отпуска только по болезни, ранению и при поощрении.
Постановлением ГКО от 20 ноября 1941 г. "О порядке присвоения очередных воинских званий начальствующему составу Действующей армии" сроки присвоения очередных воинских званий были сокращены
18 августа 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР своим указом "О присвоении военных званий начсоставу и красноармейцам, отличившимся в боях за Родину" предоставил военным советам фронтов и армий право присвоения внеочередных воинских званий начсоставу, младшим командирам и красноармейцам, отличившимся в боях за Родину:
- Военному совету фронта - до майора, батальонного комиссара и им равных включительно;
- Военному совету армии - до старшего лейтенанта, политрука и им равных включительно.
Президиум Верховного Совета СССР Указом от 10 ноября 1942 г. предоставил право награждения орденами и медалями СССР и нагрудными знаками командующим фронтами, флотами, армиями и флотилиями, командирам корпусов, дивизий, бригад и полков. Такие награждения производились от имени Президиума Верховного Совета СССР и утверждались им.
Вручение орденов в медалей СССР начальствующему и рядовому составу Красной Армии и Военно-Морского Флота производилось непосредственно в частях, где служили награжденные.
6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР были введены новые знаки различия для личного состава Красной Армии - погоны. Они служили для определения воинского звания и принадлежности военнослужащих к тому или иному роду войск (службе). Погоны были установлены полевые и повседневные. Основное отличие полевых погон было в том, что поле их независимо от рода войск (служб) имело цвет хаки.
Постановлением ГКО от 4 февраля 1943 г. были введены персональные воинские звания инженерно-техническому, юридическому и административному составу Красной Армии. Для военно-юридического состава вводились следующие звания: младший лейтенант юстиции, лейтенант юстиции, старший лейтенант юстиции, капитан юстиции, майор юстиции, подполковник юстиции, полковник юстиции, генерал-майор юстиции, генерал-лейтенант юстиции, генерал-полковник юстиции.
24 июля 1943 г. указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке присвоения воинских званий военнослужащим Красной Армии" установил деление военнослужащих Красной Армии на: рядовой состав, сержантский состав, офицерский состав и генералов.
Первичным офицерским званием в Красной Армии стало звание "младший лейтенант". Оно могло присваиваться: а) лицам сержантского состава, а также лицам рядового состава за проявленное умение командовать в бою; б) лицам, окончившим краткосрочные курсы младших лейтенантов; в) курсантам, окончившим военные училища; г) лицам сержантского и рядового состава, сдавшим установленные за курс военного училища экзамены по специальности, в том числе и лицам административной службы.
26 июня 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено высшее воинское звание - Генералиссимус Советского Союза, которое должно было персонально присваиваться Президиумом Верховного Совета СССР за особо выдающиеся заслуги перед Родиной в деле руководства всеми вооруженными силами государства во время войны.
На следующий день 27 июня 1945 г. звание Генералиссимуса Советского Союза было присвоено Верховному Главнокомандующему И. Сталину.
Военные трибуналы. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий
Военные трибуналы рассматривали дела, отнесенные к их подсудности:
а) военные трибуналы при дивизиях рассматривали дела в отношении лиц по должности до командира роты включительно и приравненных к нему по служебному положению лиц;
б) военные трибуналы при корпусах - до командира батальона включительно;
в) военные трибуналы при армиях (флотилиях) - до помощника командира полка включительно;
г) военные трибуналы при военных округах, фронтах и флотах -до командира неотдельной бригады включительно.
Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения.
Военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных членов (без народных заседателей).
Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора.
Военным советам округов, фронтов и армий (флотов, флотилий), а также командующим фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) принадлежало право приостанавливать исполнение приговоров с высшей мерой наказания (расстрел) с одновременным обязательным сообщением по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору Красной Армии или Главному прокурору Военно-Морского Флота СССР по принадлежности своего мнения по этому делу, а также причины его приостановки.
О каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания, военный трибунал должен был немедленно сообщать по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР я Главному военному прокурору Красной Армии или Главному прокурору Военно-морского Флота СССР по принадлежности. В случае неполучения от них в течение 72 часов (с момента вручения им телеграммы) команды о приостановлении приговора таковой приводился в исполнение.
Остальные приговоры военных трибуналов вступали в силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение.
В годы войны в тылу страны была создана широкая сеть военных трибуналов НКВД. Они боролись с уклонениями от трудовых мобилизации, самовольными уходами рабочих и служащих с предприятий военной промышленности, с нарушениями правил противовоздушной обороны.
Изменения в праве
Право в годы войны претерпело значительные изменения. Советские законы считалась действующими на оккупированных территориях.
Право собственности. При вынужденном отходе частей Красной Армии колхозники были обязаны угонять весь скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывоза его в тыловые районы, причем у колхозов и совхозов при эвакуации скот и другое имущество должны были отчуждать специальные уполномоченные. Бели же отчуждали (покупали) другие лица, то такие сделки признавались Верховным Судом СССР как расхищение социалистической собственности продавцами и как недобросовестное приобретение покупателями, которые не могли не знать о том, что продавец не имел права на отчуждение (продажу) скота.
В случаях незаконного отчуждения скота, суд признавал его подлежащим изъятию у приобретателя.
Жилищное право:
а) в соответствии с Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. на время войны за всеми лицами, состоящими в рядах Красной Армии, Военно-морского Флота и войсках НКВД, сохранялась их жилая площадь, причем квартирная плата с семьи взималась на льготных основаниях, а доля жилой площади самого военнослужащего от квартплаты освобождалась совсем;
б) по указанию Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. в судах было приостановлено производство всех незаконченных дел по искам о выселении из жилых помещений лиц, состоящих по призыву и мобилизации в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота;
в) по Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращающиеся из эвакуации и застающие свою жилплощадь заселенной другими лицами, имели право требовать в судебном порядке ее освобождения при условии, если:
- их эвакуация была в свое время оформлена;
- квартирная плата ими аккуратно вносилась;
- если лица, законным порядком поселившиеся на их площади, получили ее не по причине разрушения того дома, где они жили раньше;
Если рабочие и служащие эвакуированных на восток предприятий получали там жилую площадь, то их старые квартиры (ведомственные или государственные) по Постановлению СНК СССР от 16 февраля 1942 г. поступали в распоряжение местных Советов и распределялись новым жильцам.
В области договорного права факт войны сам по себе не являлся основанием для освобождения должника от принятых им на себя договорных обязательств. Только в том случае, когда вызванные войной обстоятельства делали невозможным исполнение договора, они могли служить основанием для освобождения должника от ответственности по договору.
Всякого рода сделки, совершенные на оккупированной территории, считались недействительными, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства. Если же сделка была направлена на ослабление оккупационного режима, то она могла быть признана действительной.
Наследственное право. Указом от 14 марта 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР:
а) расширил круг законных наследников: в число лиц, наследующих по закону, были включены родители, братья и сестры (до этого указа родители наследовали только при условии, если состояли на иждивении наследодателя);
б) расширил свободу завещания: теперь при отсутствии наследников можно было завещать любому лицу (до указа наследниками по завещанию могли быть лица лишь из числа наследников по закону, а также государственные, партийные и профессиональные организации).
Завещатель был обязан в любом случае сохранить за нетрудоспособным наследником его законную долю.
В области трудового права были повышены обязательные меры труда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. было предусмотрено применение обязательных сверхурочных работ продолжительностью от 1 до 3 часов в рабочий день, а очередные и дополнительные отпуска на время войны были заменены денежной компенсацией.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников, который ранее определялся по закону от 1934 г.
В различных районах количество трудодней увеличилось: со 100 до 150 трудодней; с 90 до 120 трудодней; с 60 до 100 трудодней. Причем трудодни распределялись не просто на год, а на конкретные периоды сельскохозяйственных работ. За невыполнение обязательного минимума трудодней по периодам была установлена уголовная санкция.
Если раньше (до Постановления) трудодни распределялась только на взрослых колхозников, то теперь - и на их детей в возрасте от 12 до 16 лет. Подросткам на год давалось 50 трудодней в общем, без разбивки по периодам.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. было предусмотрено направление в административном порядке трудоспособного гражданского населения (не работающего в государственном секторе) на работу в качестве рабочих и служащих на производство и строительство.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. "О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ на работу посылались:
- трудоспособное население городов и сельских местностей, если оно не работало в госпромышленности или на транспорте;
- часть служащих (но не в ущерб работе учреждений);
- учащиеся 6 - 10-х классов сельских и городских школ в дни летних каникул, студенты техникумов и вузов, за исключением выпускного курса.
По Постановлению СНК СССР от 10 августа 1942 г. была предусмотрена возможность привлечения граждан для выполнения неотложно необходимых работ на срок до 2 месяцев.
Мобилизованные для труда работали в том же правовом режиме, что и работающие по договору.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. была увеличена государственная помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. По этому же Указу права и обязанности супругов возникали только из зарегистрированного брака, а не из фактических брачных отношений. Указ отменил право матери внебрачного ребенка обращаться в суд с иском об установлении отцовства и взыскании алиментов. Такая одинокая женщина-мать имела право на государственное пособие.