Тема 21. механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования (МПР)- это система право­вых средств, с помощью которых осуществляется регулирование общест­венных отношений.

Правовое регулирование направлено на:

- регулирование общественных отношений, т.е. отношений между членами соответствующего общества, гражданами конкретного государства и их взаимоотношений с гражданами других государств, госу­дарственными и общественными органами, должностными лицами как российскими, так и иностранными, лицами без гражданства;

- регулирование общественных отношений, проходящих через во­лю и сознание человека;

- регулирование общественных отношений между субъектами пра­ва;

- регулирование индивидуально-конкретных общественных отно­шений;

- регулирование наиболее социально-важных, типичных общест­венных отношений между людьми;

- регулирование тех социально-важных, типичных общественных отношений, которые объективно поддаются юридическому регулированию (отношения любви, дружбы, неприязни и т.п. не входят в предмет правово­го регулирования).

Итак, предмет правового регулирования — это индивидуально-конкретные общественные отношения, регулируемые правом или объек­тивно требующие правового регулирования.

Социальные возможности (пределы) правового регулирования:

- уровень экономического развития общества;

- уровень духовного развития общества;

- уровень политического развития общества;

- уровень правового развития общества.

Стадии МПР:

- возникновение общественных отношений, объективно требующих правового урегулирования;

- правовая регламентация общественных отношений, т.е. создание правовой нормы — закона или подзаконного акта;

- возникновение правоотношений (например, реализация сотрудни­ком милиции своих профессиональных обязанностей);

- применение права (в случае уклонения обязанной стороной правоотношения от исполнения своих юридических обязанностей, обеспечения управомоченной стороне возможности для реализации своих прав, свобод, законных интересов).

Структура МПР:

- нормы права, т.е. общие правила поведения субъекта права;

- юридические факты, которые приводят в действие уже сущест­вующую норму права;

- правоотношения как конкретная модель поведения для конкрет­ных субъектов, вытекающая из соответствующих норм права;

- акты применения права, которые служат фактически юридиче­ским основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотно­шений;

- акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей (в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права) субъектами права.

Правовое регулирование может быть:

— эффективным;

— малоэффективным;

— неэффективным.

Эффективность правового регулирования зависит от:

- соответствия правовой нормы, права, правовой системы уровню, интересам и потребностям экономического, политического и духовного развития общества;

- наличия совершенного законодательства;

- способности законодателя оперативно реагировать на возни­кающие потребности в правовом регулировании тех или иных обществен­ных отношений;

- способности законодателя учитывать в процессе правотворчества достижения юридической науки и практики;

- уровня правовой культуры населения;

- четкой и слаженной работы всех звеньев государственного аппарата, уровня профессиональной подготовленности конкретного государственного служащего.

Стадии механизма правового регулирования
возникновение общественных отношений, объективно требующих правового урегулирования;
правовая регламентация общественных отношений, т.е. создание правовой нормы — закона или подзаконного акта;
возникновение правоотношения
применение права

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность и основные цели правового регули­рования общественных отношений?

2. Почему право не может регулировать все без исключения общест­венные отношения? Зависят ли пределы правового регулирования от существующего в государстве политического режима?

3. Какова теоретическая модель процесса правового регулирования? Всегда ли правовое регулирование проходит все вышеперечисленные эта­пы?

Наши рекомендации