Правотворческий процесс и его стадии
Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами. Стадии:
1. Подготовка проекта. Начинается с принятия решения о подготовке проекта, при этом обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип предусматривающий составление первоначальных проектов теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта. Активная роль в подготовке проектов принадлежит общественным объединениям. В одних случаях они готовят проекты по собственной инициативе, в других – привлекаются к подготовке совместно с государственными органами.
2. Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества, к которой относится предлагаемый акт. При этом следует помнить, что проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших актов.
3. Подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии. Привлекаются также заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, юристы и т.д.
4. Предварительное обсуждение проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности.
5. Всенародное обсуждение. В процессе всенародного обсуждения законопроект публикуются в СМИ, рассматривается на заседаниях трудовых коллективов, воинских частях и т.д.
6. После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Затем – внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган.
7. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем идет обсуждение и официальное принятие проекта.
8. Официальное оглашение принятого нормативного акта, официальное опубликование.
---------------------------------------------------------------------------------------------
???????
Правотворчество – это вид деятельности государства, в результате которой политическая воля выражается в определенной форме права.
Принципы правотворчества: законность, гласность, демократизм, профессионализм, строгая дифференциация и планирование.
Субъекты правотворчества:
· Государство в лице уполномоченных органов (Федеральное собрание) или в лице всего народа (референдумы)
· Органы местного самоуправления
· Физические лица и любые организации также в редких случаях могут выступать в роли субъектов правотворчества
Виды правотворчества по субъектам: правотворчество государства или органов государственной власти, правотворчество органов местного самоуправления и правотворчество физических и юридических лиц.
Стадии правотворческого процесса:
1. Законодательная инициатива (ей обладают депутаты государственной думы, президент, правительство)
2. Обсуждение и доработка законопроекта. В РФ это обсуждение проходит в трех чтениях.
3. Принятие закона. В РФ этим правом обладает государственная Дума.
4. Санкционирование
Обнародование. Оно следует за промульгацией (принятие главой государства решения об обнародование закона), то есть обнародование посредствам изложения закона в официальных печатных органах.