Внешние признаки рукописных источников древней руси 3 страница
Первые старопечатные мотивы в рукописных книгах появились в виде черно-белых клейм, которые стали вписывать в нововизантийские заставки, концовки, инициалы. Сюжеты этих клейм черпались из «Большого прописного алфавита», созданного в 80-х гг. XV в. гравером из Вестфалии Израэлем ван Мекенемом, хорошо известным в России. Русские книжники не просто копировали буквы и украшения алфавита Мекенема, а весьма остроумно использовали их детали, создав оригинальные композиции нового стиля. Этому стилю были свойственны растительные мотивы (сочетания листьев, трав, плодов), заполнявшие все поле заставки, концовки и каркаса инициалов. Оригинальным в этом стиле было использование
страстной штриховки, придававшей черно-белому орнаменту объемность формы. Печатная книга вобрала в себя все лучшее, что было создано в художественном облике рукописной книги. В основу старопечатного шрифта лег полуустав с его четкой графикой букв. Рукописный старопечатный орнамент перешел в художественные украшения печатной книги, получив на ее страницах дальнейшее развитие и завершение в черно-белом варианте.
С середины XVI в. наблюдается обратный процесс влияния печатной книги на рукописную, который выразился в появлении в рукописях первых печатных заставок, скопированных из «Апостола» Ивана Федорова.
Со второй половины XVII в. рукописи стали украшаться орнаментом барокко. Появление нового стиля связано с развитием в XVII в. тенденции к обмирщению культуры, одним из выражений которой явилось стремление к узорочному оформлению декора культовых архитектурных сооружений, предметов прикладного искусства, книг. Книжный орнамент барокко строился на сочетании растительных мотивов и геометрических форм (эллипсов, спиралей). Этот стиль как бы соединился со старопечатным стилем, вобрав в себя его растительные мотивы (пышные листья, цветы, плоды), которые получили реалистическое и рельефное изображение. Орнамент барокко отличается пышностью раскраски с использованием киновари, белой, черной и золотой красок. В конце века из орнамента барокко развивается более упрощенный так называемый поморский стиль, получивший распространение в рукописной книге старообрядцев. Этот стиль характеризовался наличием золотого фона, на котором давались изображения белых или разноцветных трав вычурной изогнутой формы.
Миниатюра. Миниатюра XV—XVII вв. испытала на себе тенденции, развиваемые в живописи А. Рублевым, Дионисием, Симоном Ушаковым. Источников, украшенных миниатюрами, в рассматриваемый период сохранилось достаточно много. Среди них необходимо выделить Лицевой летописный свод XVI в., содержащий более 16 тыс. миниатюр.
Для датировки миниатюр важны наблюдения над их композицией, наполнением деталями, особенностями красок. В миниатюрах XV — первой половины XVI в. изображение природных и архитектурных деталей давалось более стилизованно и абстрактно, чем в последующий период. Раскраска миниатюр этого периода отличалась многообразием оттенков. Золото использовалось преимущественно для покрытия фона и нимбов святых.
Со второй половины XVI в. изображение архитектурных форм стало более реальным и направленным на отражение конкретных сооружений. Миниатюра XVII в. часто бывает перегруженной множеством фигур и деталей. В ее цветовой гамме доминируют красный, зеленый, желтый цвета. Золото используется в роскошных рукописях. Наполнение миниатюр бытовыми деталями (изображением одежды, орудий труда) облегчает их датировку путем установления соответствия изображаемых на них предметов с предметами, употребляемыми в быту в момент написания миниатюр. Одновременно миниатюры являются ценным историческим источником, позволяющим уточнить наше представление об оружии, архитектуре, бытовых предметах того или иного периода. Возможность опознания на некоторых миниатюрах архитектурных построек, а также элементов географической среды расширяет информацию о месте написания книг, а также об их писцах и художниках.
Вязь. В XVI—XVII вв. продолжается распространение вязи, которая в XVII в. используется даже в документах делового характера: писцовых, переписных книгах. В XV—XVI вв. в связи с созданием местных «школ» вязи в ряде городов (Новгороде, Пскове, Москве) наблюдается ее стилевое разнообразие, которое служит показателем места написания источника. К середине XVII в. происходит унификация приемов вязи, выработка ее единого стиля.
Вязь получила распространение и в так называемых книжных знаках — экслибрисах, показывающих имя владельца книг. Наиболее ранние находки экслибрисов относятся к концу XV — началу XVI в. Они обнаружены в знаменитой библиотеке Соловецкого монастыря. Основателем книжного знака там стал игумен Досифей. Он нашел остроумный вид экслибриса: из первой буквы слова, обозначающей его звание «священноинок», он сделал круг - «оправу», куда вязью вписал свое звание и имя в родительном падеже: «Священноинока Досифея». Наблюдения за книжными знаками могут оказать помощь в определении места написания книги, установлении ее заказчика или владельца, а также и возможного автора.
Датирующий показатель вязи в XVI в. составил 4 и 8. В XVII в. датирующий показатель вязи вырос до 10 и 12. Буквы вязи стали высокими, вязь читается с трудом.
Тайнопись. Использование тайнописи в условиях единого Русского государства диктовалась нуждами зашифровки документов, носящих политический и дипломатический характер. В XVI—XVII вв. происходило совершенствование и дальнейшее развитие ранее существовавших систем тайнописи: системы «чуждых письмен», системы замены знаков кирилловского алфавита, «литореи», а также счетной (цифровой) системы. Рядом с «простой литореей» в XVI—XVII вв. получила распространение «литорея мудрая». В этой системе при сохранении алфавитного порядка согласных букв верхнего ряда (как и в «простой литорее») согласные нижнего ряда ставились не в алфавитной, а в условно принятой шифровальщиком последовательности.
Иногда замене подлежали и гласные буквы. Видом тайнописи стал акростих, т.е. стихотворение, начальные буквы каждой строки которого скрывали зашифрованные надписи. Своеобразной тайнописью XVII в. становится вязь, высокие показатели которой делают ее практически трудночитаемой. В источниках XVII в. можно встретить тайнопись с нарочито усложненным шифром, ключ к которому можно подобрать, используя не одну, а несколько систем тайнописи. Примером может служить тайнопись князей Барятинских.
Чернила. Чернила имели оттенки от темно-коричневого до светло-бурого. Чернила черного цвета (с примесью сажи) придавали документам несколько неряшливый вид и в практике встречались реже. От XVII в. сохранилось много рецептов приготовления чернил. В основе этих рецептов лежала реакция между железистыми и дубильными веществами. В XVII в. для убыстрения приготовления чернил вместо железных предметов (ломаных ржавых гвоздей, подков и т. д.) стали использовать медный купорос. Для просушки чернил пользовались чистым речным песком, которым присыпались написанные тексты.
Переплет. Книги состояли из сшитых между собой тетрадей. Доски и переплет книг обтягивались кожей, бархатом, атласом и камкой. С конца XVII в. стали употреблять и более дешевый бумажный переплет. В XVII в. кожаный переплет стал украшаться золотым тиснением. В XVI—XVII вв. корешок книг имел поперечные выпуклые валики, внутри которых прятались нитяные узлы переплета. Срез листов книг раскрашивался красками или золотился. До середины XVII в. обрез рукописных книг совпадал с досками переплета. затем в целях сохранения краев страниц переплет стал выдвигаться над обрезом. Роскошные книги имели позолоченные оклады, украшенные драгоценными камнями и жемчугом.
Переплеты делопроизводственных книг были проще. Они делались из досок, обтягивались грубым холстом или кожей. Иногда в XVII в. приказные книги вкладывались в сумки-футляры. Внешне сумка напоминала портфель. Сумку связывали посредством тесемки или ремешка-завязки.
Формат рукописей. Подавляющая часть источников XV-XVII вв. написана на бумаге. Источники дошли до нас в виде книг, свитков, тетрадей, отдельных листов. В условиях распространения бумаги как основного материала для письма особую важность приобретают наблюдения за форматом бумажных рукописей.
Листы бумаги не имели стандартных размеров. Их величина зависела от размеров форм — противней, в которые выливалась бумажная масса. Поэтому в источниках формат рукописей не выражался в каких-либо конкретных единицах измерения, а определялся в зависимости от того, сколько раз целый лист бумаги перегибался и разрезался перед употреблением. Термину «дестный» лист, или лист «в десть», соответствовал целый лист бумаги, перегнутый пополам и переплетенный в месте сгиба. При формате «в полдесть» лист дважды перегибался и один раз разрезался на две части и т. д.
Формат рукописей можно определить по расположению филиграни. Поскольку филигрань находилась в правой стороне целого листа, при перегибе листа пополам она оказывалась посредине одной из его половинок. Такое положение филиграни свидетельствует о том, что рукопись написана в формат «десть». При вторичном перегибе листа и его разрезе на четыре части две половинки части филиграни оказывались у корешка книги и показывали на формат «в полдесть», или в четверку. Для рукописей, имеющих формат «в восьмушку», листы разрезались на восемь частей. Четверть водяного знака находилась у корешка книги, вверху или внизу страницы.
Формат книги определялся ее назначением. Книги, предназначавшиеся для чтения в полутемной церкви, писались на листах «в десть». Размер в восьмую долю листа мог применяться для так называемых «путных» рукописей, предназначенных для чтения в дороге. По числу листов книги также были разными — от нескольких десятков до тысячи.
В приказном делопроизводстве в центре и на местах были распространены две формы фиксации документов — книга и столбец. Система записи документов в книге отвечала потребностям в постоянных справках. В делопроизводстве известны книги: писцовые, переписные, дозорные, таможенные. Делопроизводственные книги, так же как и книги светского и духовного содержания, имели поля, нумерацию страниц. Их формат соответствовал перегибу и разрезу листов бумаги.
Для формата, называемого столбцом, бумагу нарезали полосами, ширина которых была намного меньше их длины. На столбцах писались документы так называемого «столбцового» делопроизводства: грамоты, указы, отписки, памяти, наказы, росписи, расспросные и пыточные речи и т. д.
По мере заполнения бумажные полосы склеивались между собой, образуя длинные свитки. Место склейки полос называлось «сставом». Столбцовое и книжное приказное делопроизводство имеет ряд особенностей, на которые следует обращать внимание. Например. на оборотной стороне столбцов имелись «пометы» — дополнительные записи, содержащие сведения об адресе лиц и учреждении, которым предназначался документ, имя человека, доставившего этот документ, дату его отправки и получения. Особенно важны пометы на документах, рассматриваемых Боярской думой или самим царем, содержащих информацию о вершении дел.
Для предохранения документов от хищения и подлогов на них ставились «скрепы» (подписи) дьяков или подьячих «с приписью», т.е. подьячих, имеющих право подписи документов. Подпись разбивалась на слоги. Например: «ди-акъ Гри-го-рей Про-то-по-повъ». В столбцах она ставилась в месте «сстава», на оборотной стороне листов с таким расчетом, чтобы верхняя и нижняя части каждого слога подписи были на обоих склеенных листах. В делопроизводственных книгах подпись дьяка или же подьячего «с приписью», разбитая на слоги, помещалась на поле лицевой стороны каждого листа. Незаполненные листы книг отмечались словами «лист порозжей», т. е. пустой, и также имели дьячыо подпись.
Наблюдения за «сставами», «скрепами», «пометами» документов чрезвычайно важны для выводов о месте, времени, авторстве. Наличие подписи дьяка на обороте или на полях, а также подписей свидетелей, упомянутых в тексте, разные почерки свидетелей говорят о подлинности документов.
Для разлиновки листов применялась рамка (карамса) с натянутыми нитями, или «жилами». Рамка накладывалась на лист и по ее нитям костяным шильцем, которое не оставляло цветного следа, надавливались строки. Разлиновывались, как правило, листы книг. Надавливание линий позволяло заполнять лицевую и оборотную стороны листа книги с одинаковой равномерностью расположения строчек. Формат бумаги в столбец разлиновывался крайне редко.
Краткие выводы. В XV—XVII вв. главным материалом для письма становится бумага. Она употребляется как в деловом письме, так и для написания книг. В делопроизводстве бумаге сопутствует скоропись, заменившая полуустав. Полуустав, вытесненный из деловых бумаг, стал книжным письмом. Пергамен использовался в исключительных случаях: для написания торжественных царских грамот, редко книг. Для датировки рукописей этого периода исключительно важное значение имеют наблюдения за водяными знаками, начерками букв, книжным орнаментом, форматом.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РУКОПИСЕЙ XVIII И XIX вв.
На содержание и структуру деловых бумаг XVIII и XIX вв. большое влияние оказала новая форма делопроизводства, основные принципы которой сложились при Петре I.
В связи с реформой системы центрального управления и заменой приказов коллегиями в 1720 г. был издан «Генеральный регламент». Он установил порядок канцелярского делопроизводства, общий для всех коллегий. Согласно «Генеральному регламенту» в центральных государственных учреждениях устанавливался канцелярский штат, состоящий из секретарей, нотариусов, актуариусов, канцеляристов, копиистов, регистраторов, переводчиков. Коллежский секретарь отвечал за правильность делопроизводства и подготовку дел к докладу. Специалистом по составлению протоколов заседания коллегии был нотариус. Актуариус ведал хранением коллежских документов. Копиисты размножали документы. Строго регламентированное коллежское делопроизводство усложнилось по сравнению с приказным. В коллегиях велась тщательная регистрация входящих и исходящих бумаг, делались подшивки их копий и черновиков, появились новые разновидности документов, носящих иностранные названия: рапорт, регламент, манифест и т. д.
Правилам составления различных бумаг уделялось большое внимание. После «Генерального регламента» они нашли соответствующую разработку в указе «О должности Сената» (1722 г.), в «Учреждении для управления губерний» (1775 г.) и др.
Очень важным условием для сохранности документов было создание в первой четверти XVIII в. архивов. Архив — специальное учреждение для хранения старых документов, отделенное от канцелярий как места составления документов. Указом 1724 г. был образован Генеральный архив Старых государственных дел, сосредоточивший материалы Посольского приказа. Сформировались архивы Военной коллегии, Сената и Синода, а в 1780 и 1782 г. — Государственные архивы Старых дел в Петербурге и Москве. В 1811 г. создаются архивы министерств и их департаментов. В 1852 г. крупным архивом становится Московский архив Министерства юстиции, объединивший фонды архивов Разрядного, Вотчинного и Старых дел. В дальнейшем этот архив стал основой Российского государственного архива древних актов.
В XVIII—XIX вв. расширяется и еще больше детализируется круг документов, обслуживающих нужды монархии, развивающейся промышленности, внутренней и внешней торговли.
Введение гражданского шрифта внесло коренные изменения в развитие русского книгопечатания. Расширилась тематика и возросли темпы книгопечатания. Однако рукописная книга стала выходить из употребления только со второй половины XVIII в. Причина этого заключалась в наличии пробелов в тематике книгопечатания, в дороговизне книжных изданий. В XIX в. практика переписки книг от руки сохранилась как одно из средств распространения нелегальной литературы. Например, известны рукописные экземпляры «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
Наряду с деловыми бумагами и рукописными книгами в качестве объекта палеографического изучения возрастает роль источников, составивших рукописное наследие выдающихся политических и государственных деятелей, а также деятелей культуры и искусства.
Материал для письма. В ХУШ-Х1Х вв. материалом для письма была бумага. В начале XVIII в. употреблялась преимущественно иностранная бумага. С организацией и развитием в первой четверти XVIII в. отечественного бумажного производства потребность в писчем материале все больше стала удовлетворяться за его счет. При этом не исключалась возможность использования и импортной бумаги. В XVIII в. это была преимущественно французская и голландская бумага. Среди филиграней голландской бумаги наиболее распространенными были «герб Амстердама», «шут», знак «рго Ра1па» («за Родину»), изображающий аллегорическую сценку.
Филиграни бумаги отечественного производства часто имели изображения гербов: государственного герба Российской империи в виде двуглавого орла, гербов городов, в которых находились бумажные фабрики. Например, на бумаге ярославских фабрикантов давалось изображение ярославского герба — медведя с протазаном. Чтобы отличить бумагу разных ярославских фабрик, на ней давались, помимо ярославского герба, литеры, изображающие начальные буквы названия мануфактуры или инициалы ее владельца. Например, литеры 1760 г. «ЯМСЯФ» следует расшифровывать как «Ярославская мануфактура Саввы Яковлева фабриканта», литеры 1789 г. «ЯМВСЯ» — как «Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева». Такие же особенности были характерны и для бумаги, выпускаемой в других городах.
Отличительной чертой русских филиграней XVIII—XIX вв. от западных является более частое указание на русских филигранях года отлива бумаги.
Датирующим признаком бумаги стало гербовое клеймо, которое появилось после издания в 1699 г. указа об обязательном написании актов на гербовой бумаге. Клеймо в виде российского герба (отсюда и происхождение названия бумаги — гербовая) ставилось в правом верхнем углу листа бумаги. Оно отличалось размером: меньшее, среднее, большое. В соответствии с величиной клейма бумага различалась по стоимости.
В основе датировки бумаги с гербовым клеймом лежит принцип соответствия разных форм клейма определенному отрезку времени. Причем показателем датировки являются две крайние даты, связанные с появлением и заменой клейма. Например, клеймо образца 1724 г. соответствовало периоду 1724—1726 гг., клеймо образца 1727 г. — периоду с 1727 по 1764 г.
Дополнительным датирующим признаком бумаги с клеймом может быть водяной знак. С 1723 г. гербовую бумагу стали делать с филигранью, изображавшей государственный герб. Усложнение этой филиграни добавлением в 60-х гг. указания года изготовления бумаги, а с 70-х гг. — стоимости бумаги оказывает помощь в уточнении (сужении) датировки клейменой бумаги в данный период. Гербовой бумагой широко пользовались и вXIX в.
Датировать бумагу помогает и фабричный знак слепого тиснения - штемпель. Самый ранний штемпель на бумаге отечественного производства С.А.Клепиков относит к 1828 г. Значение штемпеля как способа датировки бумаги особенно увеличивается в 1840— 1880 гг., когда из-за стремления фабрикантов удешевить производство бумаги филиграни стали встречаться реже.
Форма штемпеля отличалась разнообразием: овальная, прямоугольная, со срезанными углами, круглая, фигурная, гнутая, в виде гербового щита или вписанного в овал круга. В связи с разнообразием форм штемпелей их размеры не могли быть стандартными. Штемпель в виде круга имел в диаметре 12—19 мм, овальная форма штемпеля могла составить в длину от 13 до 24 мм, прямоугольная форма со срезанными углами — 13—17 мм. В начале XIX в. в среде дворянства и купечества стало модным писать письма на почтовой бумаге, выполненной по личному заказу. В этом случае штемпели могли изображаться в виде сложных монограмм или начальных литер заказчиков.
Поскольку штемпель был средством товарной маркировки бумажного производства, в нем указывались название фирмы и стоимость бумаги. Изменение имени владельца предприятия приводило к изменению информативного содержания штемпеля. Основываясь на этом, можно датировать штемпель, а вместе с ним и бумагу. Датировка штемпеля будет более точной, если она сопоставляется с датировкой филиграни. Штемпель и филиграни удержались на почтовой и писчей бумаге вплоть до первой четверти XX в. Справочный материал, помогающий их датировать, содержится в работах С.А.Клепикова.
С конца XVIII в. бумагу стали подкрашивать преимущественно в синие тона. Плотные сорта синеватой бумаги датируются концом XVIII — началом XIX в. Бумага более густого синего цвета характерна для второй четверти XIX в.
С введением во втором десятилетии XIX в. машинного способа производства бумага стала более гладкой, плотной, могла иметь штампованные водяные знаки и машинный обрез. Во второй половине XIX в. Россия приступила к производству бумаги из тряпья с примесью механической древесной массы и целлюлозы. Качество бумаги зависело от состава бумажной массы. Бумага, изготовленная из чистого льняного тряпья, имела высокую прочность, плотность, эластичность, хорошую звучность. Применение хлопчатобумажного тряпья делало бумагу рыхлой и поэтому малозвучной. Включение в состав бумажной массы примеси целлюлозы улучшало внешний вид бумаги, но снижало ее прочность. Механическая I древесная масса ускоряла пожелтение бумаги, увеличивала ее шероховатость и ломкость.
В конце XIX — начале XX в. писчая бумага подразделялась на несколько сортов, обозначенных особой нумерацией, помещаемой на штемпеле. Под первым номером выпускалась бумага высшего сорта, сделанная из тряпичного сырья. По мере увеличения примесей к тряпью и ухудшения качества бумаги номера понижались от второго до девятого.
Производственная практика выдвигала определенные требования к качеству бумаги в соответствии с ее назначением. Например, с 1904 г. военные ведомства стали использовать для документов вечного хранения бумагу под первым номером, для документов, под' Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII- XX вв. - М.. 1959; Клепиков С.Л. Штемпели на бумаге русского и иностранного производства XIX- XX вв. (Дополнение к таблице, опубликованной в 1959 г.) // Археографический ежегодник за 1966 год. —М.,1968.
лежащих хранению 15 лет и более, — бумагу под вторым номером. На бумаге под четвертым номером в военных ведомствах писались документы, не требующие хранения.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны бумажная промышленность испытала большие трудности. Ухудшение качества бумаги может служить важным палеографическим признаком, помогающим в датировке источников военных лет.
Графика письма. Графика скорописи XVIII в. испытала на себе влияние нескольких факторов. Главнейшим из них было введение гражданского шрифта. До 1708 г. книги печатались церковнославянским шрифтом, изобретенным еще в XVI в. первопечатником Иваном Федоровым. В основе этого шрифта лежал рукописный полуустав с замысловатым начерком букв, с написанными под титлом сокращенными словами, с буквами греческого алфавита типа «кси», «пси», «ижица».
Гражданский шрифт был более простым. Некоторые буквы — дубли, обозначавшие цифры, были из него выброшены. Форма литер (букв) гражданского алфавита была упрощена. Существует мнениее, что первооснову гражданского шрифта составило скорописное письмо начала XVI II в., переработанное на основе латинской антиквы — шрифта.
Новая азбука вызвала к жизни и новую, ориентированную на нее скоропись. Кроме введения гражданского шрифта, графике которого стали подражать в рукописях, на скоропись XVIII в. оказало влияние коренное изменение делопроизводства, выработка приемов особого «писарского почерка». В XVI—XVII вв. развитие делопроизводства в городах находилось в руках подьячих, в сельской местности — церковных дьячков. Систематического обучения не было. При Петре I под контроль государственных органов было поставлено написание деловых бумаг. Будущих канцелярских служащих стали обучать порядку делопроизводства, стандартному рукописному письму, началам грамматики и арифметики.
Громадное влияние на графику второй половины XVIII в. оказало издание в 1755 г. «Российской грамматики» М.В. Ломоносова. Создание в 1780-х гг. общеобразовательных школ (главных и малых народных училищ) вызвало к жизни издание пособий по чистописанию. В 1787 г. вышло «Руководство к чистописанию для юношества в народных училищах». В 1789 г. появилась «Азбука российского чистописания, расположенная на французский манер».
Развитие скорописи XVIII в. традиционно принято делить на два этапа: скоропись первой половины XVIII в., которая характеризовалась многообразием начерков, и скоропись второй половины XVIII в., отличающаяся стандартизацией графики. Однако скоропись первой четверти XVIII в. значительно отличается от скорописи не только конца столетия, но и второй четверти XVIII в. Основываясь на этих наблюдениях, А.Т.Николаева предложила выделить в развитии скорописи XVIII в. три этапа: скоропись первой четверти. скоропись второй четверти, скоропись второй половины XVIII в. (примерно со времени выхода в свет «Российской грамматики» М.В. Ломоносова).
Скоропись первой четверти XVIII в. характеризовалась сочетанием ярко выраженных рукописных традиций XVII в. с элементами графики XVIII в. Традиции предшествующего периода, более заметные в провинциальных учреждениях, сказались в использовании старых орфографических приемов, начерках отдельных букв, в манере написания взметов и выносных букв, в беспорядочном использовании заглавных букв и знаков препинания.
Элементы нового были видны прежде всего в отходе от размашистого написания отдельных букв к их четкому написанию, как бы подражающему графике гражданского шрифта.
Скоропись второй четверти XVIII в. обнаруживала уже меньшее влияние традиций XVII в. В ней ярче проявились элементы нового, чем старого. Она характеризовалась уменьшением размашистости начерков, сокращением разновидностей выносных букв, из числа которых в первую очередь стали исчезать «б», «к», «л», «р». Во второй четверти XVIII в. продолжала развиваться тенденция к уменьшению вариантных особенностей букв и к упрощению их начерков. Частым стало использование лигатур, в основе написания которых лежала более упрощенная графика двух рядом стоящих букв. Для второй половины XVIII в. характерны упрощение графики, стандартизация и приближение к современному написанию подавляющего большинства строчных букв: а, б, д, е, з, к, л,м, р, т, у, ф,х, ы,ь,ю, я. Одновременно с этим продолжало сохраняться графическое разнообразие букв: в, ж, с, ч, ъ. Буквы «в», «к», «и» могли сохранять графику XVII в.
Резко сократилось число выносных букв. Их начертания упростились и приблизились к начертанию строчных букв. В конце XVIII в. выносные буквы почти вышли из употребления. Разнообразятся варианты скорописных лигатур. Письмо развивается в сторону связного написания букв в слове. Слова в строке пишутся раздельно.
Из знаков препинания использовались точка, запятая, двоеточие. Правильность их расстановки зависела от образованности писца.
Стандартизация букв и манеры письма приводит к тому, что к концу XVIII— началу XIX в. в скорописи вырабатываются два типа письма: более замедленное, квадратное — академическое письмо и ускоренное, округлое — канцелярское. Последнему были свойственны двунажимность и небольшой наклон. В конце XVIII—XIX в. в круглом канцелярском письме выделились три почерковые особенности, получившие в обиходе свои названия: 1) «немецкий» почерк, характеризовавшийся прямотой, остроконечностью и элементами готической декоративности букв; 2) «английский» почерк, отличающийся ровным, круглым, связным написанием всех букв в слове; 3) «французский» почерк, одной из разновидностей которого был «ронд» — круглый почерк. Его своеобразие выработалось в процессе использования пера «рондо», имеющего закругленный конец.
Датировка скорописных текстов второй половины XVIII— XIX в. в значительной степени исходит из наблюдений над знаками препинания, орфографией и другими грамматическими особенностями текстов. Например, после выхода в свет «Российской грамматики» М.В. Ломоносова в скорописных текстах стали соблюдаться правила расстановки знаков препинания и раздельного написания предлогов с именами существительными и прилагательными. Такое же значение для наблюдения над появлением новых грамматических особенностей рукописей имеет появление «Практической русской грамматики» Н.И.Греча и «Русской грамматики» А.Х.Востокова.
Следует учитывать и те изменения, которые происходили в алфавите. Например, после введения гражданского шрифта в 1708 г. из скорописи стали постепенно исчезать юсы, йотованные буквы, а также греческие буквы «кси», «пси», «омега». Во второй четверти XVIII в. в алфавит вошли «Э оборотное», «И краткое». В 1918 г. из алфавита были исключены «I десятеричное», «фита», «ять», «ижица» и твердый знак после твердой согласной в конце слова.
При работе с историческими источниками XVIII—XX вв. возрастает значение палеографических наблюдений над авторскими текстами. Методические приемы установления авторства и подлинности рукописей, сохранившихся полностью или в отрывках, требуют изучения индивидуальных особенностей отдельных почерков и знания приемов их сравнения.
Анализ почерка требует проведения наблюдения над: 1) степенью автоматизма письма, т.е. над его выработанностью; 2) графикой каждой буквы, манерой написания лигатур, переноса слов; 3) степенью сжатости и размахом написания букв, их высотой и шириной; 4) углом наклона букв, нажимом пера.