Выкуп предприятия на конкурсной основе.
На первом этапе приватизации преобладали первые три формы. В 1992—1993 гг. всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. р. (в ценах 1984 г.) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков). Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. Но ваучерная приватизация провалилась: в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по бросовым ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов, воротил теневого бизнеса и т. п. С середины 1994 г. начался второй — денежный - этап приватизации. Это фактический передел собственности: с аукционов по весьма заниженным ценам идет продажа государственных пакетов акций промышленных предприятий. При всем том главная цель приватизации - создание в стране широкого слоя частных собственников — не достигнута.
С 1992 г. государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам, что совпало с либерализацией цен и началом резкого спада промышленного производства. Как и следовало ожидать, последовал обвал нашей национальной валюты: с 300 р. за 1 доллар США весной 1992 г. до 6000 р. за доллар в январе 1998 г.
Подобная ситуация привела к долларизации российской экономики, переводу денежных сбережений населения в иностранную валюту. Это, в свою очередь, затрудняло возможности для финансовой стабилизации. Поэтому правительство предпринимает ряд мер по оздоровлению рубля. Самой известной из них стало введение в 1995 г. «валютного коридора», поддерживаемого Центральным банком РФ. Обесценивание рубля заметно замедлилось, но не остановилось.
Таким образом, к положительным итогам проведенных реформ можно отнести: насыщение потребительского рынка товарами (правда, преимущественно иностранными); создание в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно; создание частного сектора экономики, в котором производится более двух третей ВВП; либерализация ценообразования и внешней торговли; относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля; разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Все это дало возможность осуществить в 1998 г. деноминацию рубля.
Не удалось остановить деиндустриализацию народного хозяйства и добиться промышленного роста, а также прилива иностранных инвестиций. Правительство так и не смогло обеспечить соответствующий уровень сбора налогов, причиной является драконовская система налогообложения. Это, в свою очередь, не дало возможности ликвидировать до конца 1997 г. задолженность государства по зарплате работникам бюджетной сферы. Огромны и социальные издержки реформ. Гигантский разрыв в уровне среднедушевого дохода наиболее богатого и наиболее бедного населения чреват угрозой социального взрыва. Ниже черты прожиточного минимума находится более трети населения. Растет безработица. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, поставив своей задачей оказание поддержки лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, ветеранам войн, пенсионерам. Однако, несмотря на многочисленные декларации, оно до сих пор не может обеспечить этим категориям населения даже минимальный жизненный уровень.
В августе 1998 г. в стране разразился экономический кризис, который фактически свел на нет многие из вышеперечисленных достижений реформ. Правительство провело девальвацию национальной валюты и заморозило выплаты по ГКО. Сильный удар был нанесен по банковской системе: часть банков прекратила свое существование, другие до сих пор находятся под угрозой банкротства и не в состоянии расплатиться со своими вкладчиками. Для того чтобы рассчитаться по внутреннему долгу работникам бюджетной сферы, правительство пошло на эмиссию. Это спровоцировало дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару. К тому же над страной нависла угроза национального дефолта — Россия оказалась не в состоянии выплачивать свои долги, а международные организации отказались предоставлять ей новые кредиты.
Одним из положительных следствий финансового кризиса 1998 г. стал рост конкурентоспособности отечественных товаров. Это позволило значительно сократить долю импортной продукции на внутреннем рынке. Девальвация рубля привела не только к удорожанию и сокращению импорта, но и к росту экспорта. Положительное сальдо внешнеторгового баланса, значительный рост цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ) на международном рынке, относительный успех, достигнутый российскими представителями на переговорах о реструктуризации внешнего долга, позволили правительству не только своевременно производить выплату процентов по иностранным кредитам, но и почти полностью рассчитаться с задолженностью по пенсиям и зарплате. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%, а в 2000 г. — около 22% в год. Центральному банку в 1999—2002 гг. удавалось поддерживать относительно стабильный курс рубля по отношению к доллару и резко увеличить собственные золотовалютные резервы. По итогам 2000 г. Россия вошла в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, опередив по темпам роста США, страны Европейского союза, Японию. Однако эти успехи во многом объясняются благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и не сопровождаются заметными структурными сдвигами в российской экономике.
Раздел VI.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Социальная структура общества, ее элементы. Неравенство и социальная стратификация.
2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли.
Социальная мобильность.