Структурно-функциональная характеристика механизма правового регулирования

Как правило, понятиемеханизма правового регулирования формулируется с точки зрения представлений о нем как о совокупности правовых средств. В частности, по мнению В. Н. Хропанюка, «механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства».[385] По сути такое же определение дает А. Ф. Черданцев, полагающий, что «механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, с помощью которых осуществляется правовое регулирование»,[386] ему, в свою очередь, вторит Р. Т. Мухаев, рассматривающий «механизм правового регулирования как систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование».[387]

Перечисленные определения «замыкаются» на инструментальном (элементном) аспекте проблемы, оставляя без внимания другие ее субстанциональную (содержательную) составляющую характеристики правового регулирования как динамического юридического процессаие. В данном случае,месте с тем нельзя не согласиться с точкой зрения В. М. Сырых, совершенно справедливо отмечающего, что «изучение строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным».[388] Ю.А. Тихомиров, отмечает, что статичный и элементный подход к анализу механизма правового регулирования влечет утрату комплексности и познавательного характера динамичного правового воздействия.[389] Более того, нельзя сПредставляется, что нводить структуру механизма правового регулирования к простой совокупности правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности. На наш взгляд, наряду с инструментальной составляющей любой механизм включает субъектный состав, взаимосвязи и взаимодействия между образующими его элементами, обеспечивающие действенность механизма, а также отношения между субъектами, возникающие в процессе практического воплощения правовых предписаний.[390]

С учетом сказанного, вТаким образом, в системерамках механизма правового регулирования условно могут быть выделены следующие структурные компоненты: инструментальный состав (совокупность правовых средств, методов, юридико-технических и способов, при помощи которых правовое регулирование в принципе может осуществляться)я, формализованные процедуры (технологии), закрепляющие параметры регулятивной деятельности, а также получившие свое формально-юридическое закрепление результаты правового воздействия на соответствующие общественные отношения; субъектный состав (совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, вовлеченных в процесс правового регулирования); функциональная составляющая (взаимосвязи и взаимодействия, объединяющие статические элементы механизма правового регулирования, а также обеспечительные, коррекционные и охранительныеи правоотношения, характеризующие механизм правового регулирования в динамике его деятельностиего действия).

Инструментальная составляющая механизма правового регулирования включает в себя:

– нормы права, закрепляющие теоретические модели поведения субъектов осуществляющих регулятивную деятельность;

– интерпретационные акты, разъясняющие смысл и содержание используемых в процессе правового регулирования норм;

– акты применения права, посредством которых оформляются решения субъектов, вовлеченных в сферу императивного регулирования;

– правовые акты, полученные в результате согласительных процедур в сфере диспозитивного регулирования;

– коллизионные нормы, закрепляющие принципы разрешения юридических коллизий, возникающих в ходе правового регулирования.

Субъектный состав механизма правового регулирования представляет собой совокупность правосубъектных лиц (субъектов), вовлеченных в регулятивные правоотношения. Правовой статус субъектов и порядок их взаимодействия друг с другом определяется типом и методом правового регулирования.[391]

Для дозволительного типа правового регулирования характерно приоритетное значение диспозитивного метода, предполагающего координацию субъективных интересов, выработку и закрепление в рамках договора правил поведения, устраивающих всех субъектов. Использование дозволительного типа правового регулирования предполагает равный статус субъектов в отношении друг друга. К примеру, в сфере отношений, урегулированных нормами семейного права, в качестве субъектов выступают сами супруги, которые рассматриваются в качестве юридически равных сторон, регулирующих свои взаимоотношения посредством диспозитивных методов.

Для разрешительного типа правового регулирования характерно приоритетное значение императивного метода, предполагающего осуществление регулятивной деятельности путем издания и внедрения в общественные отношения властных предписаний обеспечиваемых государственными принуждением. При этом отношения субъектов носят субординационный характер, что позволяет говорить об их неравенстве по отношению друг к другу. Праву одного на издание соответствующих властных указаний соответствует обязанность другого эти указания выполнять. Вместе с тем не следует рассматривать подобное «функциональное» неравенство как нарушение принципа равенства всех перед законом. Ведь и субъект, осуществляющий правоприменительную деятельность, и контрсубъект, в отношении которого осуществляется данная деятельность, действуют в рамках, четко очерченных правом, и в этом смысле одинаково подвластны ему. Поэтому наделение субъектов различным юридическим статусом не означает того, что они становятся неравными в формально-юридическом смысле.

Пример:К примеру, о Осуществление правового регулирования в сфере предварительного следствия предполагает, что в качестве субъектов, участвующих в соответствующих правоотношениях с одной стороны выступает действующее от имени государства должностное лицо, обладающее полномочиями правоприменителя, – следователь, а с другой – лицо, как правило, принудительно вовлеченное в сферу уголовного процесса, – подследственный (подозреваемый, обвиняемый). СПри этом следователь, являясь представителем государственной власти и стороной обвинения, может издавать в отношении подследственного определенные властные предписания, в том числе ущемляющие (ограничивающие) правовой статус последнего. Естественно, что подследственный не может предпринимать в отношении следователя аналогичных действий. Вместе с тем, подобная разница в полномочиях не означает нарушения принципа формального равенства названных субъектов перед законом, поскольку деятельность как одного, так и другого регламентируется единым законом (УПК РФ),. Соответственно следовательно и нарушение установленного в данной области общественных отношений правопорядка будет рассматриваться как правонарушение независимо от того, кто его совершил.

Функциональная составляющая механизма правового регулирования характеризует этот феномен в динамике его действия.[392] Данный элемент в свою очередь складывается из системы социально-правовых коммуникацийвзаимосвязей и взаимодействий, посредством которых совокупность средств и методов правового воздействия, а также потенциальных субъектов, способных участвовать в регулятивном процессе, преобразуется в собственно механизм правового регулирования. Кроме того, функциональная составляющая включает в себя непосредственно регулятивные правоотношения, в рамках которых субъекты реализуют определенные их правовыми статусами корреспондирующие права и обязанности.

Взаимодействие перечисленных структурных элементов механизма правового регулирования является основным условием и важнейшим показателем эффективности его действия.[393]

ВКонтрольные вопросы для самоконтроляпо теме:

1. В чем суть процесса правового регулирования?

2. Каким образом сочетаются понятия «регулятивная функция права» и «регулятивное воздействие права»?

3. Какие этапы включает в себя процесс правового регулирования?

4. При помощи каких средств и методов осуществляется правое регулирование?

5. Какие типы правового регулирования Вы знаете?

6. Что такое механизм правового регулирования?

7. Какие структурные элементы включает в себя механизм правового регулирования?

8. Как соотносятся организационно-инструментальная иВ чем особенность функциональнаяой характеристики механизма правового регулирования?

Задание для самоподготовки:

1. Осуществите сравнительный анализ правового воздействия и правового регулирования. Как соотносятся эти понятия? Приведите примеры, позволяющие разграничить правовое регулирование и правовое воздействие.

2. Используя метод теоретико-правового моделирования постройте конструкцию механизма правового регулирования. Покажите, как взаимодействуют элементы этого механизма в процессе осуществления правового регулирования.

3. На примере механизма правового регулирования в сфере организации образовательной деятельности покажите этапы процесса правового регулирования и охарактеризуйте юридические средства, при помощи которых этот процесс осуществляется.

Рекомендуемая литература:

1. Аскерова Л.А. Убеждение и принуждение в механизме правового регулирования //Право и государство: теория и практика. № 2, 2011;

2. Баранов А.П. Механизм правового регулирования как процессуальная система //История государства и права. № 8, 2011;

3. Гобеев И.Б. Об исследовании механизма правового регулирования //Закон и право. № 7, 2012;

4. Груздев В.В. Вопросы соотношения правового воздействия и правового регулирования //Вестник Костромского государственного университета. Т. 17. № 2, 2011;

5. Ермолина М.А., Капустина М.А. Правовое регулирование и правовое воздействие: роль законодателя //Евразийский юридический журнал. № 1 (92), 2016;

6. Жуйкова Т.В. Средства правового регулирования: понятие, признаки, виды и их отличие от способов правового регулирования //Право и политика. № 7, 2010;

7. Каменко И.А. Метод правового регулирования е его место в системе понятий теории государства и права //История государства и права. № 1, 2008;

8. Кузьмина Е.М. Типы правового регулирования: современное измерение //Вестник Поволжского института управления. № 6 (39), 2013;

9. Магденко А.Д., Агаджанов А.А. Методология исследования эффективности правовых средств в механизме правового регулирования //Вестник Уральского юридического института МВД России. № 2, 2017;

10. Мильков А.В. О системном исследовании механизма правового регулирования //Судебная практика в Западной Сибири. № 2 (14), 2013

11. Осипов М.Ю. Цели и метод правового регулирования //Право и государство: теория и практика. № 1, 2006;

12. Минникес И.А. Правовые средства индивидуального правового регулирования //Академический юридический журнал. № 2 (40), 2010;

13. Ревина С.Н. О правовом регулировании и правовом воздействии //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. № 1, 2012;

14. Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права: монография. СПб.: СПбГУП, 2002;

15. Сапун В.А., Турбова Я.В. Инструментальная природа права и правовые средства как элементы юридической техники //Ленинградский юридический журнал. № 3, 2010;

16. Сафронов Е.М. Общая характеристика правового регулирования в логистической деятельности //Логистические системы в глобальной экономике. № 2, 2012;

17. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования //Вестник Забайкальского государственного университета. № 8 (75), 2011;

18. Тихомиров Ю.А. О теории правового регулирования: сравнительный анализ //Журнал российского права. № 12, 2009;

19. Шабаева О.А. Общая характеристика механизма правового регулирования //Вестник Бурятского государственного университета. № 2 , 2011. С. 214-219.

ТЕМА

Наши рекомендации