Типы правового регулирования

Тип правового регулирования характеризует общую направленность воздействия права на общественные отношения в зависимости от сочетания двух первичных способов правового регулирования – дозволений и запретов.[380]

Общедозволительное и разрешительное регулирование различаются в зависимости от того, какое глубинное явление правовой действительности лежит в основе правового регулирования определенной области общественных отношений – общее дозволение или общий запрет, сочетания дозволений и запретов.

Способы и типы регулирования и соответствующий им «набор» правовых средств зависят от характера и содержания общественных отношений, уровня развития экономики и демократии в обществе, правовой и политической культуры, воли законодателя и задач, решаемых правовыми средствами, и некоторых других объективных и субъективных факторов.

Таким образом, способы и типы правового регулирования подчиняются закономерностям социального развития, каждый из них имеет определенные достоинства и недостатки, от правильного выбора и использования правовых средств, соответствующих способам и типам регулирования в процессе решения конкретных задач зависит надежность и эффективность правового регулирования.[381]

ОбщедДозволительное регулирование – это такой порядок воздействия системы правовых средств на общественные отношения, в основу которого положен принцип общих дозволений в их сочетании с четко прописанными в законе, конкретными по содержанию и юридической технике применения , точно установленными в законе запретами, обеспечивающимий оптимальную и упорядоченную социальную свободу субъектов в процессе правового поведения. , характерную для определенного этапа развития общества.

Главенствующий принцип дозволительного правового регулирования «Дозволено все, что специально не запрещено».

ОсЕго основу данного типа правового воздействия составляют общие дозволения, представляющие собой специфические социально-правовые явления, исходные нормативно-регулирующие начала общим образом определяющие правомерность поведения субъектов.[382]

Общие дозволения являются глубинными явлениями социального регулирования. Обеспечивая в общественных отношениях социальную свободу, общие дозволения как социальные явления выражают исходные начала выбора возможного поведения субъектов в различных сферах их жизнедеятельности по собственному усмотрению.

ПСпособы и правовые средства и способы общедозволительного регулирования призваны обеспечить упорядоченную свободу и позитивную, активность субъектов в сфере правового регулирования, создать условия для самостоятельногоый, добровольногопо собственному усмотрению выбора ими вариантов возможного поведения.

Сфера общедозволительного регулирования в праве – это область деятельности автономных, равноправных субъектов, действующих на началах диспозитивности и преимущественно децентрализованного регулирования. Активное вмешательство государственной власти в такую деятельность субъектов ограничено установлением конкретных запретов и , специальных юридических механизмов, обеспечивающих реализацию дозволений, предотвращение злоупотреблений правом и возможных в силу этого посягательств на права и свободы других лиц.

Основа общедозволительного регулирования – конституционное закрепление социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан и их объединений. При этом используются различные законодательные приемы, конструкции закрепления общедозволительных начал. Они могут быть выражены в виде принципа собственной инициативной деятельности субъекта, который принимает все решения, осуществляет любую деятельность, если она не противоречит действующему законодательству, не наносит ущерб интересам общества игосударства, правам других граждан (ст. 17, 34 Конституции РФ, ст. 9, 10 ГК РФ).

Дозволения не строятся жестко по типу «управомочивающая норма – модель дозволенного поведения». Они открывают простор для инициативы равноправных субъектов, заранее не программируя все многочисленные варианты дозволенного поведения.[383]

Общедозволительное регулирование не требует казуистического перечисления всех прав, принадлежащих субъектам данного вида общественных отношений, ибо им дозволено осуществлять любую не запрещенную законом деятельность. В законодательстве необходимо только расставить «столбовые вехи» конкретных запретов. С помощью запретов право способно исчерпывающе четко и прямо определить товсе, что имеет значение общественно вредногое, негативногое и, соответственно этим обеспечить, взять под защиту те отношения, которые обществом воспринимаются в качестве социально-полезных.

все остальное, общественно полезное, прогрессивное. Запреты как способ правового регулирования вносят в общедозволительное регулирование императивно-властные средства, определяющие границы правомерности дозволений – юридические обязанности пассивного содержания, соблюдение которых в фактическом поведении субъектов вносит упорядоченность в систему общественных отношений, придает им стабильность и устойчивость. Такими правовыми средствами в гражданском праве являются, например, ограничения и обременения права собственности. Так, в соответствии с общими запретами и пределами гражданского законодательства граждане должны соблюдать основы правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ); не преступать пределы осуществления прав, установленные в ст. 10 ГК РФ, осуществлять права разумно и добросовестно (ст. 10 ГК РФ), не нарушать принципы гуманности по отношению к животным (ст. 137 ГК РФ); не заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда другим лицам (ст. 1065 ГК РФ).

Общие принципы запретительного ограничения Тем самым общий ограничитель свободы в процессе реализации субъективных прав и законных интересов физических и юридических лицправ заклю сводятся к следующим положениям:

чается, во-первых, в том, что нельзя- запрещается осуществлять собственные права с намерением причинить вред другому лицу;

- во-вторых, в запрещаетсянедопустимости злоупотреблениеления правом в других формах;

- запрещается требовать от другого лица совершения действий, которые не входят в перечень его должностных обязанностей, а также побуждать лицо к нарушению правил правомерного поведения. в-третьих, в требованиях разумности, добросовестности, предъявляемых к лицу, осуществляющему свое право.

ЗТаким образом, запреты применяемые вв общедозволительном регулировании, а также и,непосредственным образом связанные с запретами соответственно, правовые ограничения и, обременения, имеют своей основной целью определение правовых масштабов свободы и границ устанавливающих пределы позитивной санкции и ответственность за их нарушение обеспечивают максимально возможную меру свободы и активности субъектов правового регулирования. При этом в качестве меры (ограничения) свободы, рассматривается предел, за которым свобода превращается во вседозволенность, индивидуальный и коллективный произвол. Соответственно свобода одного из субъектов не должна ущемлять права и интересы других лиц и общества в целом.Ограничивая свободу запрет не ущемляет ее, а создает необходимые гарантии сохранения, не допуская возможного произвола.

Разрешительное регулирование – это такой порядок воздействия системы правовых средств на общественные отношения, в основе которого положен принцип общих запретов в их сочетании с конкретными, точно установленными в законе разрешениямидозволениями.

Главенствующий принцип разрешительного регулирования: «Запрещено все, что специально не разрешено».

Основу разрешительного типа регулирования составляют конкретные, детализированно определенные в законе дозволения, моделирующие поведение управомоченного лица, и общие запреты, исключающие всякие действия, прямо не установленные в законодательстве. Разрешительный тип наиболее последовательно проявляется в централизованном, императивном методе регулирования.

Способы и правовые средства разрешительного регулирования призваны при их реальном практическом использовании обеспечить высокую организованность, дисциплину и порядок в жизнедеятельности общества.

Разрешительное регулирование и его правовые средства действуют главным образом в отношении государственных органов, должностных лиц, обладающих государственно-властными правомочиями. Эти правомочия могут упорядочиваться двумя первичными правовыми способами: 1) конкретными, точно установленными дозволениями по принципу «допустимо только то, что прямо разрешено, предусмотрено в законе» и 2) общими запретами, когда в законодательстве устанавливается система строгих юридических обязанностей воздерживаться от определенного вида действий, а права предоставляются в виде исключения и используются по строго установленным правилам (исключительное разрешительное регулирование).

При помощи правовых средств разрешительного регулирования необходимо в некоторых случаях предоставление возможностей на определенный вид дозволенного поведения.

Разрешительное регулирование обеспечивает порядок государственного устройства, общественную безопасность, охрану окружающей среды, защиту интересов других граждан, организаций и общества, предупреждает опасные последствия совершения правонарушений.

На основе разрешительных начал гражданам и организациям предоставляются права пользования определенными природными объектами (лесными, водными, земельными),[384] право на вождение автомобилей, мотоциклов, иных автотранспортных средств, право на приобретение и хранение охотничьего оружия, а также на охоту, отстрел и отлов определенных видов животных и т.п., право на приобретение и использование в определенном порядке охотничьего и спортивного оружия и некоторые другие.

Разрешительное регулирование при помощи специальных процессуально-процедурных средств оформляет надлежащую реализацию субъективных прав. При этом разрешительный порядок вплетается в ткань общедозволительного регулирования в качестве производноговторичных правовогоых средства.

Пример:Так, в В ст. 8 Закона «Об акционерных обществах» закреплен общедозволительный порядок создания акционерного общества, которое может быть создано на основе свободного волеизъявления путем учреждения вновь и путем реорганизации соответствующего юридического лица. Вместе с тем, в соответствии со ст. 13 Закона «общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц». Статьи 15-–22 Закона содержат также процедуры и порядок реорганизации и ликвидации общества, включающие начала общедозволительного регулирования и процессуально-процедурные правовые средства, которые выступают в качестве вторичных и относятся к императивным правовым средствам.

Разрешительный порядок регулирования способен обеспечить с юридическуюой надежность ию определенность деятельности субъектов, создать устойчивую социально-психологическую обстановку при использовании в проецессе реализации ими соответствующих субъективных прав.

Наши рекомендации