Средства правового регулирования

Средства правового регулирования

Осуществление правового регулирования предполагает наличие соответствующих правовых средств, при помощи которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение планируемых результатов.

Правовые средства – это инструменты правового воздействия применяемые в целяхение которыхтакие институциональные образования (установления, формы) правовой действительности, обеспечивает которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достиженияею определенныхого результатова в процессе решенияи социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на текущемопределенном этапе политико-правовой истории и в обозримой перспективе политико-правового развития.[376]

В контексте сформулированного определения правовое средство тождественно инструменту, посредством которого осуществляется регулятивное воздействие права на общественные отношенияая деятельность.

Правовые средства многочисленны и разнообразны, они выполняют различные функции на отдельных участках правового регулирования, в различных видах юридической деятельности.[377]

Классификация правовых средств осуществляется по различным основаниям.

1) По уровню решаемых в правовом регулированиизадач могут быть выделены общие и специальные правовые средства.

Общие правовые средства служат для постановки основополагающих целей и определения круга задач правового регулирования. Как правило, эти средства напрямую в регулятивной деятельности не принимают. Вместе с тем принципиальная возможность задействования их в качестве инструментов непосредственного (прямого) воздействия сохраняется.

В качестве примера можно назвать основной закон государства – Конституцию. В частностиПример: Ч. 1 ст. 15, Конституция России определяет, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15).

Специальные правовые средства используются для решения конкретных задач правового регулирования. При помощи специальных средств происходит достижение целей и решение задач, определенных при помощи общих правовых средств. В качестве специальных правовых средств выступают законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения актов общего характера и закрепляющие механизмы их реализации.

Пример: К числу нормативно-правовых средств специального действия относятся федеральные законы «О полиции», «Об оружии», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об образовании в Российской Федерации» и др.

2. В зависимости от сферы правового регулирования различаются правовые средства, регулирующие публично-правовые и частноправовые отношения.

В сфере публично-правового регулирования в качестве правовых средств выступают властные предписания – императивные нормы, устанавливающие четкие, максимально конкретизированные правила поведения, в рамках которых минимизируется «свобода выбора» и которые обеспечиваются посредством государственного принуждения.

Средства публично-правового регулирования закрепляются в нормативно-правовых актах (законах и подзаконных актах),. п При этом законодатель четко оговаривает порядок в рамках которого правовые ситуации, в которых то или иное правовое средство может и должно применяться, а также определяет процедуры и сроки его применения.

Пример: Ч. 1 ст. 18 ФЗ «О полиции» определяет, что «Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В сфере частноправового регулирования наибольшее значение имеют средства договорного (консенсуального) характера, право выбора и использования которых законодатель оставляет за субъектом, непосредственным образом заинтересованном в реализации своего законного интереса.

Средства частно-правового регулирования закрепляются в договорных актах, обязательных к исполнению теми лицами которые соответствующий договор заключили..

Пример: П.1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ определяет, что гражданские права и обязанности «возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему».При этом выбор средства, а также конкретизация его содержания осуществляются юридически равными по отношению к друг другу субъектами, реализующими в процессе правового регулирования свои непосредственные интересы.

3. По форме выражения различают правовые средства, закрепленные в нормативно-правовых актах, нормативных договорах, юридических прецедентах, юридических обычаях, правовых доктринах, а также правовые средства индивидуального правового регулирования.[378] и т. д.

Наши рекомендации