Особенности формирования правовых основ новой российской государственности.
Вторая проблема, стоявшая перед новым руководством - формирование абсолютно новой политической системы государства.
Период с декабря 1991 по декабрь 1993 г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся еще в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства.
Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных депутатов. К компетенции Съезда относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение ряда других важных государственных вопросов. На Съезде избирался также Верховный Совет РФ. Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом. В каждой из двух его палат (Совет Республики и Совет Национальностей) заседали по 126 депутатов. Предполагалась ежегодная ротация части его членов.
Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок. Одно и то же лицо не могло занимать должность президента более двух сроков подряд. Президент наделялся значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, руководил деятельностью правительства.
Новым органом в государственной системе РФ стал Конституционной суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
С распадом СССР претерпела изменения исполнительно - распорядительная власть. Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ. Ряд министерств и ведомств РФ в ходе этой реорганизации получили в свое распоряжение аппарат упраздненных союзных структур.
В местном управлении начался отход от принципа единства и полновластия Советов. Он выразился в том, что местная администрация, хотя и оставалась подотчетной Совету, переставала быть его исполнительным органом. Однако вплоть до конца 1993 г. процесс реорганизации местного самоуправления не был завершен.
Сосуществование старых и новых структур управления, разная степень их приспособления к новым условиям, сложность политической и экономической обстановки в стране, начавшийся передел государственной собственности, разногласия по вопросу принятия новой Конституции стали причиной кризиса 1993 г., вылившегося в вооруженное противостояние между сторонниками Съезда народных депутатов и Верховного Совета, с одной стороны, и сторонниками президента и правительства, с другой.
В мае 1993 г. от имени Президента РФ был предложен проект Основного закона, ставший отныне официальным проектом Конституции РФ. Он перераспределял властные полномочия в пользу президента. Антиельцинская оппозиция расценила его как «монархический» и «авторитарный».
С целью поиска согласия в июне 1993 г. было созвано конституционное совещание. Его работа проходила в пяти группах, сформированных из представителей федеральных органов власти, органов власти субъектов, местного самоуправления, а также из представителей политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций, религиозных конфессий и предпринимателей.
Камнем преткновения оказалась дилемма: президентская или парламентская республика.
Другой спорной проблемой оставалась проблема национально-государственного устройства РФ, лишь частично урегулированная Федеративным договором.
Не менее острые споры вызвал также вопрос о способах принятия Конституции. Обсуждалось несколько возможных вариантов: принятие Конституции Съездом народных депутатов (этот вариант не устраивал Президента, так как на Съезде была сконцентрирована оппозиция); новым составом парламента, специально созванным для этой цели Конституционным собранием, причем не исключалось наделение конституционного совещания полномочиями такого собрания; наконец, путем референдума.
Противостояние законодательной и исполнительной властей породило острейший конституционный кризис. Инициативу в его разрешении взял на себя Президент РФ, поправ при этом действующую Конституцию. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». Согласно этому указу Съезд народных депутатов и Верховный Совет распускались. Одновременно объявлялись выборы в новый парламент и конституционный референдум.
После октября 1993 г. работа над текстом Конституции вступила в завершающую фазу. Проект был доработан конституционным совещанием с учетом поправок, предложенных субъектами РФ, общественными организациями, а также специалистами. Спорные вопросы, в том числе затрагивающие теорию конституционного права, передавались на рассмотрение Комиссии конституционного арбитража, образованной из высококвалифицированных юристов.
В ноябре 1993 г. проект Основного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., приняли участие 54,8% граждан Российской Федерации, имеющих право голоса - 58,4% из них проголосовали за новую Конституцию страны. Впервые в истории России Основной закон был принят народом, хотя приходится констатировать, что Конституция фактически была одобрена лишь третью населения страны. Принятие Конституции Российской Федерации завершило процесс оформления новой российской государственности.
Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.
Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти формируются народом путем выборов или избранными им органами.
Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующими нормативно-правовыми актами. В своей деятельности органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законодательство.
Согласно принципу республиканизма в России вводится республиканская форма правления. Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам - президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.
В соответствии с принципом федерализма государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов государственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны.
Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды.
Лекция 4