Национально - государственное строительство в Российской Федерации.
В 1990 году начало развиваться движение за российский суверенитет. В связи с приближением выборов народных депутатов РСФСР был создан предвыборный блок «Демократическая Россия». 26 марта 1990 г. Совет Министров РСФСР обсудил проект концепции самостоятельности республики. Получила значительную поддержку идея создания Российской коммунистической партии. И, наконец, на I Съезде народных депутатов России 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете, что стало поворотным пунктом в становлении независимых от союзного центра институтов власти и управления. В ней наряду с положениями об обновлении Союза ССР законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными.
Согласно Декларации, суверенитет провозглашался во имя обеспечения гражданам России необходимого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а народам России - права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. С данного момента союзная и республиканская власти стали функционировать сами по себе и конкурировать друг с другом.
После принятия этой Декларации сохранение СССР становилось весьма проблематичным.
На этом съезде Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, ставший народным лидером обновляемой России. Через год в результате всенародного голосования Б.Н. Ельцин был избран первым Президентом России, набрав около 60% голосов принявших участие в выборах избирателей. Вице-президентом был А. В. Руцкой, а за полгода до этого Председателем Совета Министров РСФСР был утвержден И. С. Силаев.
С этого времени возникло своеобразное двоевластие - Союзного и республиканского - Российского - центров со своими органами управления и самое главное - с разными идейно-политическими ориентирами.
Неспособность центральной власти справиться с политическими и социально-экономическими трудностями вызывала недовольство в союзных и автономных республиках. В условиях нарастающего социально-экономического кризиса националисты-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение радикальных реформ вне рамок единого союзного государства.
Это стало причиной начавшегося «парада суверенитетов», в котором приняли участие почти все союзные республики. Так российский президент, Б.Н. Ельцин, подписал указы, которыми подчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, в первую очередь - структуры Министерства обороны, КГБ и МВД СССР, и принял на себя полномочия командующего Вооруженными Силами СССР на территории РСФСР.
В ходе августовских событий 1991 года, было принято постановление Верховного Совета РСФСР о предоставлении Президенту Б. Н. Ельцину права отстранять от должности председателей Советов народных депутатов всех уровней, в случае неисполнения этими Советами законов РСФСР, указов Президента РСФСР, актов Правительства РСФСР, а также исполнения ими решений неконституционных органов. Этим же Постановлением вводилась должность главы администрации края, области и т. п., осуществляющего руководство соответствующим исполнительным органом и являвшимся, по сути, правопреемником председателя исполкома Совета народных депутатов. Президенту РСФСР предоставлялось право единолично назначать глав администраций российских территориальных образований и освобождать их от этих должностей.
В тот же день был опубликован президентский Указ № 112 «О роли Совета Министров РСФСР в системе исполнительной власти Российской Федерации», предусматривавший непосредственный президентский контроль над его деятельностью. Согласно Указу Президенту России предоставлялось право при необходимости председательствовать на заседаниях Совмина для «обеспечения Правительством РСФСР его полномочий в полном объеме».
После подавления путча. 23 августа в зале заседаний Верховного Совета РСФСР под председательством Ельцина состоялась встреча депутатов России с Президентом СССР. Здесь был подписан Указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации. Во время августовских событий 1991 года партия превратилась в тормоз общественного развития. Процесс ее перерождения достиг критической фазы, а ее лидер стал воплощением наиболее отрицательных черт разлагавшейся номенклатуры.
После распада СССР и отставки М. С. Горбачева главная проблема заключалась в сохранении нормальных взаимоотношений России с союзными республиками. Было заявлено, что Россия независимое, многонациональное государство, построенное на принципах федеративного устройства и реального равноправия, входящих в нее народов.
В декабре 1991 г. РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в Российскую Федерацию - Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.
Руководство РФ, занятое борьбой с союзным центром, поощряло сепаратистские выступления некоторых лидеров российских автономий, справедливо полагая, что это ослабляет союзный центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказалось перед серьезной проблемой сохранения государственного единства Российской Федерации. Возникла реальная угроза распада РФ. Из 31 автономии решение о преобразовании своего статуса приняли 25. Таким образом, парад суверенитетов пошел уже по России.
Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он велся в острых дискуссиях и спорах с сепаратистки настроенными политическими элитами автономных образований. Главным их итогом стало новое понимание принципа федерализма, которое вышло за сферу национальной политики, приобрело универсальный характер и было распространено на отношения между российским центром и регионами, не являвшимися национальными образованиями.
31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного договора. Он дал статус субъектов Российской Федерации не только республикам, автономным областям и автономным округам, что считалось само собой разумеющимся, но и крупным административно - территориальным единицам - краям и областям, а также Москве и Санкт - Петербургу, получившим название городов федерального значения.
Федеративный договор 1992 г. состоял из трех отдельных договоров: Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ; Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ.
Под Федеративным договором поставили подписи все национальные и территориальные образования, кроме Татарстана и Чечни. После урегулирования ряда вопросов в двустороннем договоре между РФ и Татарстаном, последний присоединился к Федеративному договору (1994).
С заключением Федеративного договора удалось избежать повторения сценария с распадом государства, на этот раз России. Окончательно изменилась ее государственно-правовая природа как федерации.
Во-первых, она стала «полной» федерацией, т.е. все ее национальные образования являются ее субъектами.
Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем устройстве как национальные, так и территориальные начала. Из 89 ее субъектов 32 строятся по национально-территориальному принципу, 57 - по национальному принципу.