Пограничные и приморские управления
Установление особого режима пограничных управлений диктовалось спецификой раннего этапа освоения дальних восточных пределов континента, когда небольшие военные отряды оказывались подчас единственными представителями русского населения и российской государственности в присоединенных районах. Отдаленность и малонаселенность этих мест заставляла правительство передоверять управление ими местным воинским начальникам.
В 1731 г. из Якутского уезда Иркутской провинции было выделеноОхотское приморское управление, которое распространялось на Охотское и Берингоморское побережья, Анадырский край, Камчатку и российские острова в Тихом океане. Оно подчинялось иркутской провинциальной канцелярии, и начальником его стал не уездный воевода, а администратор с придуманным в Сенате званием главного командира и с собственной канцелярией.
В результате нововведений в начале XIX в. статус охотского правителя был уточнен: он стал называться морским начальником, числился по морскому департаменту и управлял портом и округом по инструкциям от иркутского губернатора95. Таким образом были слиты гражданское и военное (в данном случае портовое, военно-морское) административные начала. Явное отличие от общероссийских порядков объяснялось временным характером этих мер, что официально обозначалось как "предварительное правление"96. Основательные же нормативные документы были выработаны только в 1812 г. "Положение" для Камчатки и Охотского порта, подчиненных Якутскому областному правлению, рассматривало местного администратора в качестве заведующего "морской частию" как морского чиновника, "земскою" — как исправника, "судною" — как уездного судью"97.
По предложению М.М. Сперанского в 1822 г. Охотское управление было переименовано в Приморское и получило руководящий штат из начальника, заместителя и канцеляристов. Кроме обычных административных функций начальник командовал портом, подчиняясь при этом Иркутскому губернскому правлению98.
С основанием Петропавловска-Камчатского значение Охотского порта резко уменьшается, основные заботы, связанные с тихоокеанским флотом, оказываются сконцентрированными на Камчатке, и в 1849 г. Приморское управление закрывается. Его территория вливается в Якутскую область на правах округа и попадает под обычный надзор исправника.
Камчатка до 1731 г. подчинялась Якутску, откуда приезжал приказчик (комиссар). По приезде он рассылал по острогам казаков во главе с управителями — местной властью. С 1731 г. то Сенатом, то иркутским провинциальным воеводой, а иногда и главным командиром Охотского порта стали назначаться командиры Камчатки, резиденцией которых был поселок Большерецк, а затем — Нижнекамчатск. Удаленность камчатской администрации порождала бесконтрольность и злоупотребления, поэтому в 1783 г. начальство подчинило Камчатку сравнительно близкой Охотской области.
В ходе реализации реформы Камчатка была преобразована в отдельную область с центром в Верхнекамчатске, во главе с комендантом ("правителем области Камчатской") и областным правлением. Оказалось, однако, что ресурсов края недостаточно для поддержания областного статуса, и в 1812 г. областное правление было ликвидировано. За управляющих остались начальник Камчатки, его помощник, секретарь и объездной комиссар, находившиеся в подчинении сибирского генерал-губернатора99. В 1822 г. начальник Камчатки получил права, аналогичные портовому начальнику Охотска.
По мере освоения Дальнего Востока возрастала стратегическая роль полуострова. Петропавловск, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева, сделали главным портом России на Тихом океане. Поэтому в 1849 г., одновременно с упразднением Охотского приморского управления, Камчатка вновь стала самостоятельной областью, фактически губернией100, во главе с военным губернатором из морского ведомства. Областные штаты определялись специальным "Положением" 1852 г. Область делилась на Петропавловский и Гижигинский округа, возглавлявшиеся исправниками. В сферу компетенции камчатского военного губернатора в то время было передано и Нижнее Приамурье. Позднее Нижнее Приамурье подверглось территориальному районированию и получило собственную администрацию. В 1889 г. Камчатская область была включена в Приамурское генерал-губернаторство, в составе которого пребывала до 1917 г.
В 1803 г. в Забайкалье, на границе с нынешней Монголией, в г. Троицкосавске, была учреждена пограничная канцелярия, которая в 1822 г. преобразовалась в пограничное управление (по "Учреждениям"М.М. Сперанского)101. Пограничный начальник и пограничное правление контролировали три территориальных участка, каждый из которых находился в ведении дистанционного начальника (пристава), назначаемого из казаков иркутским гражданским губернатором. Функции пограничной службы были обычными для местной администрации, но к ним добавлялась забота о вооруженной охране границы и обеспечении безопасности торговли. В 1851 г. Троицкосавск с близлежащими слободами объединились в особое градоначальство, подчиненное напрямую генерал-губернатору, а в 1863 г. вошли в состав области Забайкальского казачьего войска.
Среди сибирских областей особое положение занимала и Омская область в степной полосе Сибири. Согласно "Учреждениям" 1822 г.102, она была расчленена на четыре внутренних и три внешних округа и имела три степени управления — областное, окружное и волостное (станичное). На вершине иерархии стояли областной начальник и областное правление, администратором низшего уровня был командир эскадрона (эскадрон соответствовал станице). В 1830 г. внутренние округа области были переданы в ведение Тобольской губернии, а внешние в 1838 г., по представлению главного управления Западной Сибири, преобразованы в Омское пограничное управление, влившееся в 60-х гг. в Акмолинскую область.
Почти на всем своем протяжении южные границы Сибири охранялись казаками, административно-войсковая организация которых заслуживает особого рассмотрения.
Казачество
После покорения Сибирского ханства казаки-пришельцы стали обосновываться в городках и острогах края. Правительство поддерживало казачью организацию в Сибири, в отличие от буйных донцов и волжан. Причины намуже известны: это удаленность от центра, слабость административного аппарата, отсутствие частного землевладения и, следовательно, поместного дворянства — социальной опоры правительства. В XVII в. на территории края сформировалось войско, организованное по станичному принципу, во главе с выборными атаманами и сословными советами (аналогами южных казачьих кругов)103. Отношения с воеводами складывались непросто: казачество оберегало свое автономное устройство, а разрядные и уездные власти пытались рассматривать подведомственные территории как сферу своего безраздельного господства.
В 1701 г. указом Петра I казаки малолюдной еще Восточной Сибири объединяются в Якутский полк, но в 1760-х гг. его расформировывают — теперь по уездным командам. Особо были выделены казаки пограничной службы, они распределялись по восьми дистанциям под командованием приставов и троицко-савского коменданта. Необходимость обороны государственных рубежей вынуждала принимать в казачье сословие и нерусское население. Еще в XVII в. отдельные подразделения войска набирались из украинцев и ссыльных поляков. В 1764 г. Атагановский, Ашебагатский, Цонгольский и Сатраловский роды селенгинских бурят образовали четыре полка шестисотенного состава; незадолго до этого из прибайкальских тунгусов (эвенков) набрали пятисотенный конный полк104. Ставшие казаками аборигены освобождались от ясака и получали денежное жалованье, но обязывались служить в полках, пока позволяли возраст и здоровье.
В начале XIX в. регулярная армия была отведена от южносибирских пограничных линий, и их охрана целиком легла на казаков. Главный начальник сибирских пограничных линий Глазенап занялся созданием боеспособных частей, в чем нашел "августейшую" поддержку. В 1808 г. Александр I утвердил разработанное Глазенапом Положение о Сибирском линейном войске, где оговаривались условия службы, а в следующем году прислал десять полковых знамен. Войско строилось по образцу уланских армейских подразделений и возглавлялось атаманом105. Основными задачами линейных полков стало укрепление российской власти на Востоке, сопровождение торговых караванов из Сибири в Среднюю Азию и Синьцзян; позднее к этому добавилась еще и помощь западносибирской администрации в строительстве военных поселений.
Упорядочение статуса казачества, расселенного по разрозненным таежным острогам Восточной Сибири, произошло по инициативе М.М. Сперанского. "Устав о городовых казаках" объявлял о создании Тобольского городового и Сибирского Татарского казачьего полков в Тобольской губернии, Иркутского и Забайкальского казачьих полков в Иркутской губернии, Енисейского, Томского и Якутского в соответствующих губерниях и Якутской области. Полки состояли из сотен. Военно-административными отделениями полков являлись команды, дислоцированные в отдельных населенных пунктах (Томская, Кузнецкая и Нарымская команды Томского полка, Охотская, Якутская и Гижигинская команды Якутского полка и т. д.)106. Было также учреждено Троицкосавское пограничное управление, о чем сказано выше.
"Устав о городовых казаках" действовал почти без изменений до 1870-х гг., но количество управлявшихся по уставу казаков постоянно уменьшалось. С 1851 г. начался перевод их из гражданского (полицейского) ведомства в военное. Иркутский и Енисейский полки в 1867 г. были расформированы, Тобольский, Сибирский Татарский и Томский полки включались в состав Сибирского линейного войска, командование которого находилось в Омске. Забайкальский полк (уже как конный казачий, а не городовой) вместе с полками бурят и эвенков составил Забайкальское казачье войско, куда также вошли Верхнеудинские станичные округа (они появились в начале XIX в.) и все пограничные казаки окрестных земель. Все вместе они выставляли шесть конных шестисотенных полков (четыре русских и два "инородческих")107, объединенных в две конные бригады, которые рассредоточивались по всей монгольской границе. Войско не занимало сплошной территории: селения казаков перемежались с обычными крестьянскими деревнями. Сначала оно делилось на три отдела (округа), в 1895 г. прибавился четвертый. Отделы включали станицы и поселки, жители которых также служили в войске.
Военное управление в иерархическом отношении делилось на главную и местную ступени108. К первой относился генерал-губернатор Восточной Сибири, ко второй — войсковой наказной атаман, бригадные и сотенные управления. Атаман распоряжался в военных делах через особый орган, называемый дежурством, в гражданских вопросах — через войсковое правление (на правах гражданского губернатора). Бригадные и сотенные управления во главе со своими командирами тоже соединяли военную и гражданскую власть. В ходе общероссийской военной реформы в устройстве войска произошли значительные изменения: контроль над финансами возлагался на Читинское областное казначейство; дела о правонарушениях, не связанных со службой, передавались общегражданским судам; школы переводились в компетенцию Министерства просвещения. Урезание автономии сопровождалось также изменениями в порядке призыва и комплектования частей. Звание наказного атамана соединялось с должностью военного губернатора Забайкальской области. Атаманская канцелярия и все прежние войсковые административные учреждения упразднялись, их место занимали соответствующие областные организации (областное правление и войсковое хозяйственное правление). Командование войском состояло теперь из штаба и управлений отделов.
В конце 1880-х гг. во главе всех казачьих войск империи был поставлен наследник престола цесаревич Николай. Непосредственно же забайкальские казаки подчинялись наказному атаману Приморских казачьих (Амурского и Забайкальского) войск, который являлся одновременно приамурским генерал-губернатором и командующим войсками Приамурского военного округа. Перед ним отчитывались областное и хозяйственное правления и штаб. Областное правление действовало посредством окружных исправников, а те — через земских заседателей. Штаб имел своими представителями на местах атаманов отделов и начальников частей. На низовом уровне управляли станичные и поселковые атаманы и правления вместе со станичными судами и поселковыми сходами. В бурятских полках были сотенные правления во главе с председателями.
В 1856 г. переселенный на Амур казачий полк взял под охрану береговую линию. По проекту генерал-губернатора Н. Муравьева в 1860 г. эти казаки составили отдельное Амурское войско109. В началеXX в. здесь насчитывалось 11 станичных округов, которые были разбиты на участки во главе с участковыми из войсковых офицеров, подчиненными войсковому правлению. Административная структура в основном соответствовала принятой в Забайкальском войске.
Обострение политической ситуации на Дальнем Востоке в 1880-х гг. потребовало усиления военного присутствия России в Приморье. Уссурийский полубатальон Амурского войска в 1889 г. был преобразован в Уссурийское казачье войско. Его область делилась на 3 участка и 6 станичных округов, а управление осуществлялось по изложенной выше схеме. Административным центром войска считался Владивосток, резиденция уссурийского наказного атамана — военного губернатора Приморской области110.
Все казачьи войска Сибири подчинялись высшей гражданской власти в губерниях. Следовательно, несмотря на автономию, они представляли собой один из элементов административной структуры империи.
Русская Америка
В течение XVIII в. в результате морских экспедиций российские торговцы и промышленники начали закрепляться на островах северной части Тихого океана и северо-западном побережье Американского континента. После походов и открытий А. Чирикова в 1728—1741 гг. Россия объявила территорию Северной Америки севернее 55° с. ш., включая Алеутские и более северные острова, своей собственностью.Во второй половине 1780-х гг. на берегах полуострова Аляска устанавливаются металлические доски с декларациями о принадлежности этих земель империи111.
Впервые Русская Америка оказалась выделенной в самостоятельную единицу при изменении в 1796 г. системы сибирских наместничеств. Побережье Аляски с островами объявлялось особой частью Иркутской губернии112. Однако восточносибирские власти не обрели реальной возможности осуществить свои полномочия, так как все вопросы, связанные с освоением американских владений, их управлением, находились в компетенции торгово-промышленной Российско-Американской компании.
Основатель ее Г. Шелихов составил план утверждения компании на новоприобретенных территориях — в "Славороссии" После одобрения в иркутской и столичной канцеляриях проектов началось административное обустройство. Частная по форме компания всегда контролировалась правительством и приравнивалась к государственному ведомству. Для контроля над ней в 1799 г. учреждается пост корреспондента (или протектора), а в следующем году создается правление компании в Петербурге. Императорский манифест по этому поводу гласил, что компании разрешалось "пользоваться всеми промыслами и заведениями по берегу Америки, тако ж на островах Курильских, Алеутских и других по Северо-восточному океану лежащих"113 Для более жесткого правительственного контроля в 1804 г. был создан временный комитет (с 1813 г. — постоянный совет) из трех акционеров, один из которых назначался царем. В компетенции данного органа находились политические вопросы; коммерческими же делами всецело распоряжалось главное правление. Главным правителем с 1818 г. всегда становился морской офицер114, что позволило, как об этом уже говорилось, военному ведомству прибрать к рукам управление в российских колониях. Таким образом, в конце XVIII и в первые десятилетия XIX в. Российско-Американская компания превратилась по существу из торгово-промышленной организации в государственное учреждение по освоению американских владений России.
За годы существования Русской Америки здесь возникло почти 60 русских поселений. Наиболее населенными оказались острова Алеутского архипелага — Кадьяк и Уналашка, остров Ситха, а также форт Росс в Калифорнии115. Главный правитель, обладавший неограниченной властью, сначала жил в поселке Ситха, считавшемся "столицей" Русской Америки. Американские владения делились на отделы под управлением контор во главе с приказчиками. При образовании Российско-Американской компании отделов и контор было по четыре, а ко времени продажи Русской Америки стало шесть: Атхинский, Кадьякский, Курильский, Михайловский (Северный), Ситхинский, Уналашкинский.
Аборигенное население Аляски и островов обычно подразделялось в документах компании на "действительно зависимых" (островные и береговые алеуты), "полузависимых" (индейцы внутренней Аляски и эскимосы южного и северного ее побережья) и "совершенно независимых" (тлинкиты)116 Если "полузависимость" атапаскских племен сводилась лишь к меновой торговле с русскими поселенцами, то алеуты испытали на себе всю тяжесть непосредственного правления компании. Туземцы привлекались конторами для морского промысла и строительства русских поселков ("оседлостей"). Это право компания получила в 1821 г. Несмотря на то что указом Павла I (1799 г.) запрещалось брать ясак и прочие подати с коренных американцев, повинности в пользу компании оказывались довольно значительными. Алеутских предводителей (русские называли их тойонами — по аналогии с якутской племенной знатью) избирали по российской инструкции на неопределенный срок из знатных и удачливых на охоте островитян. Тойоны подчинялись начальникам отделов; из ведомства главного правителя им шло жалованье (250 рублей в год), подарки и иногда медали за усердие. Чтобы облегчить наблюдение над этой группой подданных, руководство компании решило учредить пост главного тойона. С 1842 г. его стал утверждать в должности сам император. Тойоны должны были назначать алеутов на промыслы, следить, чтобы они ловили рыбу только ради пропитания, а не обмена. Помимо тойонов, фактически превратившихся в приказчиков компании, главное правление подбирало также низший слой алеутского руководства — управляющих и байдарочников. Использование аборигенов облегчалось практикой насильственной концентрации жителей разрозненных островов в крупных поселках. Оторванные от родных мест, под гнетом тяжелых работ, алеуты в этих сборных пунктах страдали от голода и болезней. Отлучаться из поселков без дозволения начальства (тойонов)им не разрешалось.
С деятельностью Российско-Американской компании связана авантюрная попытка установления российского владычества на Сандвичевых (Гавайских) островах. Сотрудник компании доктор Г. Шеффер втерся в доверие к одному из местных правителей, которому требовалась вооруженная помощь в междоусобной борьбе, и в 1817 г. уговорил того подписать на имя Александра I прошение о принятии его владений под покровительство России. Шеффер успел обратить "короля" в российское подданство и получить от него в подарок "половину островаВагу с жителями"117. При этом компании были гарантированы удобные портовые гавани, право строительства факторий и монополия на торговлю сандаловым деревом. Царь и Министерство иностранных дел, оценив политические последствия протектората над Гавайями, наотрез отказались вступать в какие-либо отношения с "его величеством Тамари Таевичем". В 1819 г. последние русские поселенцы оставили Гавайские острова.
Урянхайский край (Тува)
До 1911 г. Тува входила в состав Цинской империи. После падения Цинской династии в результате народно-освободительной революции в Китае Тува обрела независимость. Ее территория делилась на 9 округов-хошунов во главе с князьями-нойонами. Верховным правителем являлся князь крупнейшего хошуна с титулом амбын-нойон. В 1911—1913 гг. тувинская знать и духовенство неоднократно обращались к российскому правительству с просьбами принять страну под покровительство. Приводились такие доводы в пользу этой меры: экономическая мощь России, особенно в сравнении с соседней Монголией, тоже претендовавшей на овладение Тувой; военная мощь России, необходимая для защиты от монгольских вторжений и волнений подданных; тесные исторические связи местного тувинского населения и пришлых русских крестьян, во множестве переселявшихся в Туву (главным образом в период столыпинских реформ). При этом оговаривались два условия: нойоны и ламы просили, во-первых, сохранить в неприкосновенности традиционный порядок управления; во-вторых, не препятствовать функционированию и распространению ламаистского буддизма — религии тувинцев118.
Во избежание осложнений с союзниками по Антанте правительство первоначально не торопилось с решением тувинского вопроса. Однако по настоянию Николая II в апреле 1914 г. оно объявило Туву находящейся под российским протекторатом и включило ее под именем Урянхайского края в состав Енисейской губернии Иркутского генерал-губернаторства. Государственная дума учредила пост комиссара по делам Урянхайского края (то есть наместника), который состоял в номенклатуре Министерства иностранных дел, но подчинялся иркутскому генерал-губернатору.
Условия протектората были следующие: отказ Тувы от самостоятельных сношений с иностранными государствами; решение всех внутренних конфликтов через российского представителя-комиссара; верховным правителем края номинально оставался амбын-нойон, сохранялось деление на хошуны и власть в них хошунных князей; традиционные верования, как и традиционное хозяйство (кочевое скотоводство), находились вне ведения российских властей120. Тувинская знать была приведена к присяге, заверила подписями свое согласие с этими принципами протектората и сдала хошунные печати (символы суверенной власти) в канцелярию комиссара.
На практике же нойоны поддерживали сепаратные связи с Монголией. Российская администрация по своему усмотрению смещала амбын-нойонов и правителей хошунов, ввела общеимперскую систему судопроизводства, поставила во главе хошунов полицейских приставов, чем свела на нет княжеские полномочия.
Комиссар по делам Урянхайского края имел дело в основном с аборигенным населением. Другой высший российский чиновник в крае — представитель переселенческого ведомства, ведавший устройством русских поселений (служил в штате МВД), — решал вопросы, связанные с переселенцами из России. Если МИД и состоявший в нем комиссар выступали за политику постепенного вовлечения тувинцев в административную систему и рынок империи, то переселенческое ведомство видело свою задачу в максимально быстром заселении Тувы русскими. Ее "колонизационная емкость" оценивалась в 400 тыс. переселенцев.
В апреле 1917 г. Временное правительство подтвердило незыблемость российского протектората над Тувой. Однако в крае усиливалось движение тувинцев за независимость. В июне 1918 г. съезд представителей тувинского и русского населения объявил о праве тувинского народа на самоопределение, о возвращении местной аристократии хошунных печатей и о выходе Тувы из-под протектората России.
Протекторат представлял собой форму межгосударственных договорных отношений. Управление Урянхаем базировалось на сочетании местных и российских институтов власти. Сходное сочетание имело место при регулировании отношений российской администрации с традиционными органами управления и других народов Сибири.