Возникновение народничества. III течения в народничестве.
В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение
особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные
ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу,
отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело
плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие
студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле,
других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами,
писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим
направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники
- защищали интересы крестьян;
- отрицательно относились к буржуазному строю;
-верили в социалистическую утопию;
-надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община - зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;
-не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;
- рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках,
отрицали их самостоятельную роль;
- не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;
- полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.
В своем развитии народничество прошло два этапа:
-первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;
- второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.
В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:
- пропагандистское направление — идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти ксоциализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община,которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя итолпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героямиявляются лучшие представители интеллигенции. При этом он считал, что не толькокрестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению,нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенциядолжна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднятькрестьян на восстание;
- бунтарское, или анархическое, направление - идеолог Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он считал, что государство - это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» - союзы общин,волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, но мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок «Народная расправа», и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер - это «обреченный человек, у него одна страсть - революция», что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые
аморальные. Он создал подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной. Студента Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской крепости.
- заговорщическое направление - идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому дляего свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группазаговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования,установят равенств братство. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать
верх в народническом движении.
Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов. В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»). Его участники готовили пропагандистов из интеллигенции рабочих для работы «в народе».
Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Москвы, Петербурга, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда
социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием Земля и Воля». В нее вошли братья Михайловы, Плеханов позднее Перовская, Фигнер (всего 150 человек).
Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией,
дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций. В 1877 г. началось второе хождение в народ. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание.
Второе хождение в народ было разгромлено.