Реформа местного самоуправления.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти. В ведении земств находились вопросы местного значения:

-строительство и содержание дорог на местах;

-открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

- оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

-оказание агрономической помощи крестьянам;

-сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская

реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они веда­ли в основном хозяйственными вопросами:

-благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

-организация местного здравоохранения, открытие больниц;

-забота о народном образовании, открытие школ;

-открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

-содержание полиции, тюрем;

-организация противопожарных мер;

-занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имелитолько те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры,владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения былаотстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министрвнутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном

движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

Судебная реформа. Почти одновременно с земской проводилась и реформа судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать судебную реформу на­иболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сослов­ным.

Судебными функциями наделялась ад­министрация. Помимо этого, существовали специальные отраслевые суды - коммерчес­кие, вотчинные и др. Решение дел было закры­тым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер. Судебные уставы 1864 г. наиболее по­следовательно проводили в жизнь демократи­ческие принципы судопроизводства: гласность, выборность, всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от адми­нистрации, несменяемость судей и следовате­лей, равенство всех перед судом. Вся судебная система России делилась на две части - мест­ный и общий суд. Местный суд состоял из двух инстанций - волостного суда, судившего толь­ко крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Более крупные дела вхо­дили в компетенцию окружного суда. Вся тер­ритория страны была поделена на судебные ок­руга, в каждом из которых создавался окруж­ной суд. В него входили гражданское и уголов­ное отделения. Гражданские дела рассматри­вались так называемым «коронным судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 при­сяжными

заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех сословий, После рассмотрения дела присяжные выноси­ли вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым предусматривались серьезные нака­зания, рассматривались только с участием присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде поддер­живал прокурор, а защиту осуществлял адво­кат, в ходе разбирательства обе состязающиеся сто­роны считались равными. Роль адвоката, впервые

появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала гласность су­допроизводства. На судебные заседания допус­калась публика, их материалы публиковались в прессе.

Военная реформа. Важнейшей составляющей преобразователь­ного процесса была военная реформа. Ее иници­атором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милюти­на, готовившего крестьянское освобождение.

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сокра­тил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реоргани­зовал систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был при­нят новый военно-судебный устав, реорганизо­вана

система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина явля­ется отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы стала ре­организация армии (сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны).

Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для ар­мии и в 7 лет для флота.

Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы.

Неграмотных солдат обуча­ли на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в случае раз­вития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому технико-экономиче­ская реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строи­тельство парового флота. Таким образом, в по­реформенный период русская армия пережила значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных, в 60-70-х гг. прово­дились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

-крестьяне получали гражданские права и становились полноправным сословием;

-при освобождении крестьяне получали зе­мельный надел;

- создавалось местное самоуправление на на­чалах выборности, всесословности;

-вводил­ся буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

-произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

-появилась более демократическая судебная система;

-вводились новые принципы комплектова­ния, организации и управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации. Однако в аг­рарном секторе реформы носили ограничен­ный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наде­ления крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в порядке исчисле­ния выкупных платежей, в ограничении права собственности на

землю.

Вопрос №34. Общественно-политические движения пореформенной

Наши рекомендации