Из официального американского комментария к «Четырнадцати

Пунктам»

Октябрь 1918 г.

Пункт 6. ... Первым возникает вопрос, является ли русская территория синонимом понятия территории, принадлежавшей прежней Российской империи. Ясно, что это не так, ибо пункт 13 обуславливает независимую Польшу, а это исключает территориальное восстановление империи. То, что признано правильным для поляков, несомненно придется признать правильным и для финнов, литовцев, латышей, а может быть, и для украинцев. После того как этот пункт был сформулирован, произошло возрождение этих ранее подвластных народностей, поэтому нельзя сомневаться в том, что им надо будет предоставить возможность свободного развития.

Проблема этих народностей усложняется двумя обстоятельствами: 1. Тем, что они выдвигают противоречивые требования, и 2. Тем, что эвакуация, которая предусмотрена этим пунктом, может сопровождаться большевистскими революциями на территории всех этих народностей.

Главные противоречия таковы: а) между латышами и немцами в Курляндии; б) между поляками и литовцами на северо-востоке; в) между поляками и белорусами на востоке; г) между поляками и украинцами на юго-востоке; (и в Восточной Галиции). Во всем этом приграничном районе отношения между германскими поляками и другими национальностями, грубо говоря, являются отношениями помещика к крестьянину. Следовательно, если в результате эвакуации территории возникает классовая война, она, весьма вероятно, выльется также в форму конфликта между народностями. Ясно, что в интересах доброго соглашения более важно узнать мнение основной национальности на каждой территории, а не мнение правящего и имущего класса.

Это, по меньшей мере. означает признание мирной конференцией де-факто правительств, представляющих финнов, эстонцев, литовцев и украинцев. Этот первоначальный акт признания должен быть обусловлен созывом национальных собраний для создания правительств де-юре тотчас после того, как мирная конференция определит границы этих новых государств. Насколько возможно, эти границы должны быть определены по этнографическому признаку, но во всех случаях необходимо оговорить право беспрепятственного экономического транзита. Нельзя разрешить каких-либо династических связей с германскими, австрийскими или романовскими князьями. При этом необходимо всемерно поощрять федеративные отношения между этими новыми государствами. Согласно пункту 3 экономические разделы Брест-Литовского договора отменяются, но это предложение не надо понимать в том смысле, что оно запрещает таможенный, валютный, железнодорожный и т.п. союзы между этими государствами. Необходимо также предусмотреть для Великороссии возможность федеративного объединения с этими государствами на тех же условиях.

Что же касается Великороссии и Сибири, то мирной конференции следовало бы обратиться с посланием, в котором предлагалось бы создать правительство, достаточно представительное, чтобы выступать от имени этих территорий. Должно быть ясно, что предлагается экономическое восстановление при условии, если на мирной конференции будет представлено правительство, облеченное достаточными полномочиями.

Союзники должны предложить этому временному правительству всякую помощь, какая ему понадобится. Возможность предоставления этой помощи возникает после открытия Дарданелл.

Итак, в ближайшем будущем сущность русской проблемы, по-видимому, сведется к следующему:

1. Признание временных правительств.

2. Предоставление помощи этим правительствам и через эти правительства.

Кавказ придется, вероятно, рассматривать как часть проблемы Турецкой империи. Нет никакой информации, которая позволяла бы составить мнение о правильной политике по отношению к мусульманской России, т.е. коротко говоря, к Средней Азии. Весьма вероятно, что придется предоставить какой-нибудь державе ограниченный мандат для управления на основе протектората.

Во всяком случае Брест-Литовский и Бухарестский договоры должны быть отменены как явно мошеннические.

Необходимо предусмотреть условия для вывода всех германских войск из России, и тогда перед мирной конференцией будет лежать чистый лист бумаги, на котором можно будет начертать политику для всех народов бывшей Российской империи.

Практикум по новой истории 1870-1917 / Под ред. С.Г. Десятского. М., 1986 С.184-188.

Наши рекомендации