Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Термин «экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это:

— Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематери­альными благами.

— Наука, которая исследует, как люди в условиях ог­раниченности ресурсов удовлетворяют постоянно рас­тущие потребности.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существова­ния — продуктами питания, одеждой, жильем и иными пред­метами потребления.

Экономика как система общественного производства

Материальное производство

Изготовление вещественных благ в отраслях промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства и т. д.

Произ­водство матери­альных благ

Производство материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание)

Нематериальное производство

Создание духовных и нравственных ценнос­тей

Производст­во нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Производ­ство нема­териаль­ных благ

Сфера услуг

i

Экономическая деятельность есть производство, распре­деление, обмен и потребление благ и услуг.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом эконо­мической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продук­та, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребле­ния как фазы единого процесса производства не только следу­ют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство — это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Потребность — это необходимость в чем-либо для под­держания и развития жизнедеятельности личности и об­щества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потреб­ности, называются благами.

Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распо­ряжении общества в ограниченном количестве. Для созда­ния экономических благ необходимы ресурсы. Среди них — ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них — труд, земля, капитал, предпринимательство или предпри­нимательские способности.

Труд представляет собой совокупность физических и ум­ственных способностей, которые используют люди в про­цессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль игра­ет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.

Труд характеризуется интенсивностью и производитель­ностью.

Интенсивность труда Производительность труда
Напряженность труда, ко­торая определяется сте­пенью расходования рабочей силы в единицу времени Результативность труда, ко­торая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой.

Под «землей» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных иско­паемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет до­ход того, кто владеет землей.

Капитал (от лат. capitalis — главный) включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал — это все то, что используется людьми для производства това­ров и услуг или служит необходимым условием этого произ­водства.

Основной капитал — здания, станки, оборудование; ис­пользуется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Обо­ротный капитал — сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь создан­ный продукт целиком; затраты возмещаются после реализа­ции продукции. Доход на капитал называется процентом.

Капитал в качестве средств производства (физический ка­питал) следует отличать от финансового капитала, под кото­рым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и ус­луг.

Важнейшим производственным ресурсом являются спо­собности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производст­венная деятельность невозможны. К этим функциям относят­ся: умение правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал — и организовать производство; уме­ние принимать решения и брать ответственность на себя;

умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведени­ям. Вознаграждение предпринимателю за производство това­ра или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль — это то, что остается после вычита­ния денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию. Владение информацией явля­ется неотъемлемой составляющей предпринимательских спо­собностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в эконо­мике играют большую роль такие факторы, как общая куль­тура^ различающаяся в различных обществах; наука, имею­щая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные фак­торы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограни­чены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с сущест­вующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между не­ограниченными потребностями и ограниченными средства­ми, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт* труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена, т. е. обладает стоимостью — овеществленным в то­варе трудом товаропроизводителя; должен удовлетворять потребность человека, т. е. обладает потребительной сто­имостью; должен обладать способностью обмениваться на другой товар, т. е. обладает меновой стоимостью.

Услуга — результат полезной деятельности предприя­тий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удов­летворение определенных потребностей населения и обще­ства.

Экономика как наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика тру­да, финансы и кредит, экономическая статистика и мате­матика.

Основная задача экономики

Предмет исследования экономики

Особенность экономики как науки

• Поиск путей эффективного ве­дения хозяйства

• Поиск опти­мальных меха­низмов исполь­зования ресурсов в условиях их ог­раниченности и безграничности потребностей

Экономические отно­шения, связи и взаимо­зависимости, возни­кающие в процессе раз­вития экономики

\

Поведение человека применительно к клю­чевым вопросам хозяй­ственной жизни, свя­занным с производст­вом товаров и услуг

Основной акцент делается на функ­циональных, а не на причинно-следст­венных связях

Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.

Функции экономической теории

Наименова­ние функции Ее сущность
Познаватель­ная Познание, исследование и объяснение сущности и результатов процессов и явлений, происходя­щих в экономической жизни общества на всех его уровнях
Методологи­ческая Определение методов, средств т£ научных инст­рументов исследовательских/работ в смежных дисциплинах экономическо|г науки. Определение закономерностей экономического развития \у
Практиче­ская (прагма­тическая) Использование результатов анализа экономиче­ской теории в хозяйственной политике: выра­ботка определенной экономической или страте­гической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне
Образова­тельная Предоставление человеку возможности полу­чить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни — экономики — и своих перспективах в ней
Идеологи­ческая Обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства)

Функции экономической теории взаимосвязаны и прояв­ляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономиче­ский.

Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) Микроэкономика (гр. mikros — малый)
Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира Это наука о потребителях, фир­мах и отдельных отраслях
Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода, то, что характеризует общенацио­нальные и международные экономические явления Исследует причинно-следствен­ные и функциональные связи, ко­торые влияют на принятие реше­ний как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями
Имеет дело с такими про­блемами, как повышение занятости, увеличение объемов производства, эко­номический рост, преодо­ление инфляции, безрабо­тицы, кризисов и т. д. Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, аль­тернативная стоимость, цена и ее влияние на отдельные элемен­ты хозяйства, а также с процес­сами производства и потребле­ния, изменения спроса и предло­жения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.
Стремится к стабильности Стремится к динамике, росту
Подчиняется принципу со­циального эффекта Подчиняется принципу рыночной целесообразности
Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опи­раясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ.

Экономические школы — системы взглядов и теорети­ческих изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основополож­ников и последователей, обосновывают собственную кон-

цепцию, пытаются объяснить законы экономического раз­вития общества и предложить основные направления даль­нейшего его развития.

Этапы становления и развития экономической теории

Основные эко- Представите- Время C!vTiiHOf*Ti*
номические ли экономиче- возникно-  
      экономических школ
школы ских школ вения  
Мерканти- А. Монкреть- XVI— Богатство — это
лизм (от ит. ен, У. Стаф- XVIII вв. прежде всего золото,
mercante — форд,   на которое можно все
торговец) Ж. Б. Коль-   купить. Его прино-
  бер,   сит торговля, глав-
  А.Л. Ордин-   ным образом внеш-
  Нащокин,   няя. Значит, следует
  И. Т. Посош-   его ввозить, не допу-
  ков, Петр I   ская вывоза, а потому
      исследовать надо толь-
      ко сферу обращения.
• Ранний мер-   XVI— Идеализация серебра
кантилизм —   XVII вв. и золота как единст-
монетаризм     венной формы богат-
      ства и запрещение вы-
      воза денег из страны
• Поздний   XVII— Увеличение экспорта
мерканти-   XVIII вв. промышленных това-
лизм — про-     ров, обложение ино-
текционизм     странных товаров вы-
(от лат. рго-     сокими пошлинами,
tectio — по-     покровительство
кровительст-     национальной эконо-
во, защита)     мике
Физиократы Ф. Кенэ Вторая Основной источник
(от гр. phy-   половина богатства страны —
sis — приро-   XVIII в. сельское хозяйство,
да, kratos —     сельскохозяйствен-
власть)     ное производство
Классиче- А. Смит, Конец Впервые обосновали
ская полити- Д. Рикардо XVIII — идею главенствую-
ческая эконо-   начало щей роли сферы про-
мия   XIX в. изводства в созда-
      нии общественного
      богатства.

Продолжение табл.

Основные эко­номические школы Представите­ли экономиче­ских школ Время возникно­вения Сущность экономических школ
Классиче­ская полити­ческая эконо­мия     Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что эконо­мика должна регули­роваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоев общества
Марксизм К. Маркс Вторая половина XIX в. Развил трудовую тео­рию стоимости и впервые создал уче­ние о прибавочной стоимости, в кото­ром утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации проле­тариата, а ее присвое­ние капиталистами является постоян­ным источником уве­личения их богатства
Маржина-лизм (от фр. marginal — предельный) К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас 70-е гг. XIX в. Видели задачу поли­тической экономии в поиске наиболее эф­фективных способов распределения огра­ниченных ресурсов и рационального хозяй­ствования. Понятие ценности то­вара и проблема фор­мирования его цены связывали прежде всего с его полезно­стью и редкостью

Окончание табл.

Основные эко- Представите- Время Сущность
номические ли экономиче- возникно-
      экономических школ
школы ских школ вения  
Кейнсиан- Дж. Кейнс XX в. Рассматривал вопро-
ство     сы государственного
      регулирования эко-
      номики на базе ана-
      лиза макроэкономи-
      ческих величин.
      Предмет анализа —
      народное хозяйство в
      целом
Институци- Т. Веблен, С конца Характер экономиче-
онализм (от У. Митчел, XIX в. ского развития опре-
лат. institu- М. Вебер,   деляет не рынок сам
tum — уста- Д. Гелбрейт   по себе, а вся систе-
новление, и др.   ма экономических
institutio —     институтов: фир-
обычай)     мы, профсоюзы, госу-
      дарство, законы, ука-
      зы, постановления,
      обычаи, навыки,
      традиции и т. д.

Образец задания

А1.1 Выберите правильный ответ. Предметом изучения эко-

номики как науки является

1) обмен продуктами питания

2) оформление трудового договора

3) разработка принципов распределения ресурсов

4) изобретение ресурсосберегающих технологий Ответ: 3.

Тема 2. Экономическая культура

Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий чело­века, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура предполагает:

— уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

— неприятие настроений уравниловки;

— создание и развитие социальной среды для предприни­мательства и т. п.

Экономическая культура личности — это органиче­ское единство сознания и практической деятельности, оп­ределяющее творческую направленность экономической ак­тивности человека в процессе производства, распределения и потребления.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации де­ятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является со­знание. Экономические знания — совокупность экономиче­ских представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они яв­ляются важным компонентом экономической культуры. Эко­номические знания формируют представление об экономиче­ских взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе раз­виваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного пове­дения, значимые в современных условиях экономические ка­чества личности.

Важной составляющей экономической культуры личнос­ти выступает экономическое мышление. Оно позволяет по­знавать сущность экономических явлений и процессов, опе­рировать усвоенными экономическими понятиями, анализи­ровать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социаль­но-психологических качеств участников экономической де­ятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личнос­ти, компонентами которой выступают потребности, инте­ресы и мотивы деятельности человека в экономической сфе­ре. Направленность личности включает социальную уста­новку и социально значимые ценности.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые яв­ляются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

Образец задания

В1. I Запишите слово, пронущенное в схеме.

  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ  
                   
Экономические   Экономическое мышление   Экономическая направленность
                   

Ответ: Знания.

Тема 3. Экономическое содержание собственности

Собственность (от древнерусск. «собность» — владение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материаль­ных и духовных ценностей определенным лицам, юридиче­ское право на такую принадлежность и экономические от­ношения между людьми по поводу принадлежности, разде­ла, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и по­требления представляет собой единство юридического и эко­номического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридиче­ское содержание собственности получает экономическую фор­му реализации.

Субъекты собственности Объекты собственности
• Человек • Факторы производства и готовая про-
• Семья дукция:
• Трудовой коллек- — земля, земельные участки, площади,
тив предприятия угодья
• Социальная группа — деньги, валюта, ценные бумаги
• Население террито- — материально-имущественные цен-
рии ности
• Органы управления — природные богатства
всех уровней — драгоценности
• Народ страны — здания социально-культурного на-
  значения
  — основные производственные фонды
  — рабочая сила
  — духовные, интеллектуальные, ин-
  формационные ресурсы и продукты

Юридическое содержание собственности реализуется че­рез совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользо­вание, распоряжение.

      Право собственности      
           
           
Владение   Пользование   Распоряжение
Фактическое об-   Процесс извле-   Возможность изме-
ладание данным   чения полез-   нять состояние, назна-
имуществом,   ных свойств из   чение, принадлеж-
закрепленное   данного иму-   ность имущества (про-
юридически   щества и/или   давать его, дарить,
    получение пло-   менять, передавать по
    дов и доходов   наследству, сдавать в
        аренду, залог и т. п.)
                   
    Аренда   Траст (от англ. trust — доверие)    
    Право поль-   Право собственника    
    зоваться   передавать право управ-    
    имущест-   ления своим имущест-    
    вом, не имея   вом другому лицу, без    
    права распо-   права вмешательства в    
    ряжаться   его действия    
    I      
                   

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе со­ставляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управ­ление и контроль. Причем главным является контроль над производственно-финандовой деятельностью субъекта собст­венности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу.

Экономическое содержание собственности

Функциональные характеристики Владение, управление, контроль
Отношение человека к природе Человек присваивает и потребляет приро­ду, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей, т. е. трудится
Отношение человека к себе Неотчуждаемое право человека на свою ра­бочую силу и способности как на объект собственности

Существующие формы собственности весьма разнообраз­ны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Классификация № 1

Виды собственности
Общая Частная Смешанная
собственность собственность собственность
  Формы собственности  
• Первобытно- • Трудовая: семейная, • Акционерная
общинная фермерское хозяйство, • Кооперативная
• Семейная индивидуальная трудовая • Совместная
• Государствен- деятельность  
ная • Нетрудовая: рабовладель-  
• Коллективная ческая, феодальная, буржу-  
  азно-индивидуальная  

Классификация № 2

Формы собственности

Частная (личная, индивидуальная

Государственная

Коллективная, совместная

Современная рыночная экономика предполагает сущест­вование различных форм собственности, в том числе государ­ственной, коллективной, групповой, индивидуальной и мно­жества смешанных форм, таких как, например, коллек­тивно-частная или государственно-коллективная и др. Современная рыночная экономика — это экономика со сме­шанной собственностью, как в смысле существования различ­ных форм собственности, так и в смысле образования смешан­ных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации при­знаются и защищаются равным образом частная, государст­венная, муниципальная и иные формы „собственности.

Формы собственности i в Российской Федерации (по Конституции РФ)
Частная Государственная Муниципальная
собственность собственность собственность
— Собственность — Федеральная соб- Принадлежит город-
граждан ственность (при- ским и сельским
— Собственность надлежит Россий- поселениям, другй^
юридических лиц ской Федерации) муниципальным
  — Собственность образованиям
  субъектов РФ  

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собствен­ности может меняться — государство может проводить нацио­нализацию (лат. natio — народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и привати­зацию (лат. privatus — частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или созда­ваемым ими юридическим лицам.

Образец задания

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю-

В2.

чением одного, связаны с понятием «собственность». Владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользо­вание.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собст­венность». Ответ: Акция.

Тема 4. Экономические системы

Экономическая система — установленная и действую­щая совокупность принципов, правил, законов, определяю­щих форму и содержание основных экономических отноше­ний, которые возникают в процессе производства, распреде­ления, обмена и потребления экономического продукта.

Тип экономической системы характеризуется: формами собственности; способами распределения ограниченных ре­сурсов; способами регулирования экономики.

Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и воз­растающих потребностей, являются вопросы: «Что произво­дить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Основные типы экономических систем

Линии сравнения Традиционная Централизован­ная (командная) Рыночная
1.Что произво­дить? Продукты сель­ского хозяйства, охоты, рыболовст­ва. Производится мало продуктов и услуг. Что произ­водить, определя­ется обычаями и традициями, ко­торые меняются медленно Определяется группами про­фессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьюте­рам, представи­телями про­мышленности — ♦ плановиками » Определяют сами потреби­тели. Произ­водители про­изводят то, что хотят по­требители, т. е. то, что может быть куплено

Окончание табл.

Линии сравнения Традиционная Централизован­ная (командная) Рыночная
2. Как произвол дить? Производят так и тем, как и чем производили предки Определяется планом Определяют сами произво­дители
3. Кто по­лучает товары и услуги? Большинство лю­дей существует на грани выжива­ния. Добавочный продукт достает­ся вождям или собственникам земли, остав­шаяся его часть распределяется согласно обычаям «Плановики», направляемые политически­ми лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг Потребители получают столько, сколько хо­тят, произво­дители — при­быль
4. Опреде­ление Способ организа­ции экономиче­ской жизни, ба­зирующийся на отсталой техноло­гии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ органи­зации экономи­ческой жизни, при котором ка­питал и земля, практически все экономиче­ские ресурсы находятся в собственности государства Способ орга­низации эко­номической жизни, при котором капи­тал и земля находятся в частной соб­ственности отдельных лиц

К началу XXI в. большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях. В реальной экономической действи­тельности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономи­ки не существует, а имеет место смешанная экономика, пре­имущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.

Смешанная экономика — способ организации экономиче­ской жизни, при котором земля и капитал находятся в ча­стной собственности, а распределение ограниченных ресур­сов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Смешанная экономика характеризуется таким хозяйст­венным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодейст­вуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.

Смешанная экономика

Рыночная сфера

Государственная сфера

*    
Потребители   Производители
 
Свободный обмен   Государственный план,
    программы, распределение
Производители  
    Потребители
  | Экономика    
  Сфера натурального хозяйства  
  Производители — потребители  
         

Наиболее современными являются модели социальной рыночной экономики. Их функционирование построено на достижении сбалансированности экономической и социаль­ной эффективности. Причем социально ориентировано функ­ционирование как рынка, так и государства. Рынок направ­ляет производство на удовлетворение растущих и меняющих­ся потребностей людей, способствует увеличению затрат на развитие человеческого потенциала, предполагает сосущест­вование различных форм собственности. Государство высту­пает социальным гарантом стабильности и защищенности лю­дей в рыночной экономике

Основу экономической системы составляют отношения собственности, оформленные юридически и институцио­нально.

Централизованную (командную), рыночную и смешанную экономические системы можно объединить в один тип — то­варное производство. Человечество знает две основные фор­мы экономической организации производства:

— натуральное хозяйство — хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку.

— товарное хозяйство — хозяйство, при котором про­дукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Таким образом, товарное производство, а на его базе и сов­ременное рыночное хозяйство основываются на опосредован­ных связях между производителями и потребителями через куплю-продажу товара. Рыночная система становится проти­воположностью натуральному хозяйству.

вз.

Образец задания

Установите соответствие между типами экономиче­ских систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТИПЫ ЭКОНОМИ­ЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) Б) В) Г) Д)

1) 2)

командная эко­номика

рыночная эконо­мика

цены на товары определяются соот­ношением спроса и предложения основные средства производства при­надлежат государству экономические пропорции устанав­ливаются централизованно развитие производства основывается на конкуренции производителей периодически возникает дефицит то­варов

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В

Наши рекомендации