Теория цивилизации Стадиальный подход Локальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)

Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существу­ет длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, соци­ально-политической, духов­ной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

Структура

Современные типы: западная, восточноевро­пейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамери­канская

Культурно-психологическая под­система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обы­чаи и нормы, право, власть и об­щество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (про­изводство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло­гиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (се­мья, родственные связи, половоз­растные отношения, гигиена, пи­тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.) Различными исследователями выделяется множество ло­кальных цивилизаций (например, английский историк, социо­лог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото­рые могут совпадать с границами государств (китайская ци­вилизация) или охватывать несколько стран (античная, за­падная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое восп­риятие — «фаустовско-гамлетовское » Эмоциональное, целост­ное восприятие (икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда­но для его пользы. Для возмещения несо­вершенства человека производится и ис­пользуется техника Стремление быть в гар­монии с природой. Чело­век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по­строены на изучении законов природы). Усо­вершенствование своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы под­чинения личности (под­данных) обществу (госу­дарству). Господство тра­диций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-представительные структуры. Пар­ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
Отношение к прогрессу стремление к прогрессу, постоянное изменения форм деятельности, использование новаций Развитие общества носит поступательный характер. Стремление к воспроизводству самих себя, поддержание традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер

Таким образом, формация концентрирует внимание на уни­версальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на ло­кально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать


    отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоин­ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека
5. Недос­татки — многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при­менение формационного подхода неизбежно ото­двигает на задний план — при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;
5. Недостатки роль человеческого фак- — сводит к минимуму
  тора, человеческую возможности исследова-
  деятельность; ния закономерностей ис-
  — недостаточное внима- торического развития
  ние уделяется своеобра- человеческого общества
  зию, уникальности, непо-  
  вторимости отдельных об-  
  ществ и народов  

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Наши рекомендации