Конкуренция - соперничество организаций, конфликтная ситуация, которая может стимулировать инновации и новые идеи или порож­дать потерю эффективности.

68. Конкурентоспособность компании - можно выразить через пятиуровне­вую иерархию факторов: 1) итоги предыдущего года; 2) потенциал выс­шего звена руководства; 3) стратегия фирмы; 4) инновационный по­тенциал, производственные и сбытовые мощности; 5) доля рынка.

69.Контроль – 1) функция управленческой деятельности, задачей которой является объективная количественная и качественная оценка результатов работы организации для последующего адекватного корректирующего воздействия (коррекция). Технология (механизм) функции контроля как вида управленческой деятельности, включает следующие этапы:

· установление стандартов, критериев, норм оценки состояния различных подсистем организации образования;

· сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам;

· сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами;

· анализ фактов, поиск путей преодоления несоответствий;

· передача и распространение информации на нижестоящие уровни о достигнутых результатах;

· оценка информации о результатах;

· осуществление корректирующих действий относительно ранее принятых решений и планов; (последний этап функции контроля указывает, что одно из возможных действий - это корректирование намеченного плана. Контроль выступает как элемент обратной связи, поэтому стрелка, исходящая от контроля (рис. 1), идет к планированию.

70. Контроль- процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов: а) установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке; б) измерение достигнутых результатов и сравнение с ожидаемыми результатами; в) корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

71. Конгломерат -тип компании, определяемый характером ее диверсифи­кации, на практике - за счет слияния и поглощения других компаний

72. Консорциум - организационная форма сотрудничества промышлен­ных и исследовательских организаций, используемых при проведении крупных проектов.

73. Координация - это функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных коммуникаций между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координирующих процессов. 2) функция управления, состоящая в согласовании и установлении функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей.

74. Корпорация - организация, созданная на основе объединения несколь­ких юридических и физических лиц для реализации совместных це­лей. В своей деятельности использует нормы и принципы совместно­го сотрудничества, отраженные в корпоративном кодексе.

75. Культура организации - свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компоненты культуры организации: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации;
- принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

76. Лабильность - способность системы обратимо менять структу­ру и функции.

77. Лицо, принимающее решение(ЛПР) - это субъект (человек), име­ющий полномочия принимать решения по определенному кругу вопросов и фактически осуществляющий выбор наилучшего ва­рианта действий (решения).

78. Линейные полномочия - полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным.

79.Метод – 1) сознательно и последовательно при­меняемый способ достижения цели. 2) способ познания, исследования явлений природы и об­щественной жизни с целью построения и обоснования системы знания.

80. Маркетинг (от англ. market - рынок, сбыт) – 1) изучение рынка и воздействия на него с целью создания условий для приспособления произ­водства требованиям рынка; 2) способ создания доверительных отношений между участниками процессов движения товаров или оказания услуг.

81. Менеджмент (от англ. Management - управление) - 1) деятельность, включающая планирование, организа­цию, координацию и контроль, осуществляемая наемными и профессиональными работни­ками (менеджерами); 2) совокупность методов, принципов, норм, разработанных с целью повышении эффективности предпринимательской деятель­ности; 3) совокупность менед­жеров, представляющих осо­бый социальный слой в систе­ме общественного разделения труда, социальной и професси­ональной структуре..

82. Менеджмент административный - административно-распорядительная форма управления.

83. Методология теории управления– совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых познании управленческих процессов.

84. Механизм управленияпроявляется при воздействии содержания на форму деятельности, в результате чего вырабатываются определен­ные управленческие программы, на основе которых и происходит управление деятельностью.

85. Миссия – 1)принципиальное назначение организации, которым она от­личается от других. (Правильно сформулированная миссия является инструментом планирования основных направлений настоящей и бу­дущей деятельности);2) миссия компании –цель организации с точки зрения общественной выгоды.

86.Модель – копия, образец, макет, схема какого–либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог.Модель (от лат. modulus - мера, образец) – 1) стандарт для измерения, аналог объек­та, образец поведения; 2) мысленно представляемая или матери­ально реализованная система, которая, отображая объект исследова­ния, замещает его так, что ее изучение дает информацию об объекте; 3) упрощенное подобие реального объекта или процесса; 4) социальная система, которая замещает объект позна­ния (оригинал) и служит источником информации о нем. (Модели подразделяются на следующие группы: эвристические и дидакти­ческие, знаковые и вещественно-технические, естественные и искус­ственные).

87. Модель двухфакторная профессора Херцберга - теория мотивации, по которой различают две группы факторов, влияющих на трудовое поведение.

88. Модель массового обслуживания - модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. (Называется также моделью очереди).

89. Модель ментальная - рациональные рамки, заключающие внут­ренний мир человека, посредством которого он созерцает и интерпретирует действительность.

Модель Портера-Лоулера - ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.

91. Модель потребительских ожиданий - прогноз, основанный на изучении потребителей организации.

92. Модель Хоманса - теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.

93. Модернизация (от франц. Modern - современный) - 1) придание современного характера чему-либо, приспо­собление к современным социально значимым потребно­стям; 2) взаимообусловлен­ные общественные процессы на основе индустриализации и урбанизации, характеризу­емые углублением разделе­ния труда (специализации и дифференциации труда), институционализацией, соци­альной стратификацией и мо­бильностью, динамичностью ценностных ориентации, по­требностей и интересов.

94. Модификация (от лат. мodificare - изменять, правиль­но размерять) - 1) видоизме­нение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых черт и свойств; 2) один из вариантов состояний объекта, явления, процесса, характеризуемый определенной структурой, связями и отношениями меж­ду элементами.

95. Мониторинг (от лат. мonitor - предостерегающий) - 1) система отслеживания происходящих в социальных общностях и организациях изменений, осуществляемого через определенный промежуток времени; 2) специ­ально организованное, систе­матическое наблюдение за со­стоянием объектов, явлений, процессов с целью их оцен­ки, контроля, прогноза.

96. Мотиваторы (в двухфакторной теории Герцберга) - факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов, проистекают из сущности самой работы.

97. Мотивация – 1) осмысленный выбор и оценка индивидом различных моделей поведения, система мотивов поведе­ния субъекта; 2) сумма внутренних побудителей поведения личности, обеспечивающая реализацию основных нужд, необходимых для поддержания жизни; 3) процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации; 4) активизирование у объекта внутреннего побуждения к выполнению каких-либо действий.

98.Мотивация – 1) процесс активизации работников в совместной деятельно­сти или стремление к достижению целей на основе моральных и материальных стимулов; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. 2. Мотивация - функция управленческой деятельности по стимулированию профессиональной деятельности подчиненных и их саморазвитию (мотивация), а также созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, способствующего творческой активности (активизация). Процесс перевода внешних целей во внутренние (мотивы) должно осуществляться на всех уровнях управления. Чтобы сотрудник хотел решать поставленные задачи, испытывал удовлетворение от их решения, эти задачи должны быть поняты и приняты им, а не навязаны ему извне. Достижение успеха значимо для каждого человека, считающего общественно полезную трудовую деятельность сферой своих личных достижений. Однако анализ показывает, что этот мотив и связанные с ним положительные эмоции переживания успеха менее всего задействованы руководителями, хотя не требуют больших финансовых затрат. Мотив самовыражения, самореализации проявляется в естественном стремлении личности полностью раскрыть свои возможности, навыки, умения, знания в конкретной трудовой деятельности. С этой точки зрения важно создать все необходимые условия для реализации имеющихся профессиональных возможностей человека. 3. Мотивация - как функция управления - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.

99. Мотивация негативная -мотивация, использующая нежелание объекта подвергаться наказаниям какого-либо рода.

100. Мотивация положительная- мотивация, основанная на поощрении объекта.

101. Мотивация по принципу кнута и пряника - намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.

102. Мотивация социальная- мотивация, опирающаяся на использование социальных потребностей человека.

103. Мотивация трудовая - воздействие на поведение работника (побуждение к эффективной деятельности) для достижения как личных целей, так и целей производственной системы и общества в целом.

104.Мысль управленческая - результат познавательного отношения к проблемам практики управления, отражения их в опыте руководителей и в материалах исследований специалистов различных отраслей научного знания.

105. Норма управляемости - численность подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель.

106.Объект -индивид, который в конкретном вза­имодействии играет роль воспринимающей стороны и образует не­кий субстрат (основу) системы данного взаимодействия.

107. Опыт - 1) совокупность зна­ний и умений, приобретенная на основе и в процессе непо­средственного практического взаимодействия индивида с внешним миром; 2) практи­ческое познание действитель­ности; 3) эксперимент.

108. Организационная структура - состав и взаимосвязь звеньев в систе­ме управления организацией. В основу положены четыре фундамен­тальных принципа менеджмента: специализация и разделение труда, обособление функциональной деятельности, норма управляемости и единоначалие, сочетаемое с делегированием полномочий.

109. Организационная структура функциональная- тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.

110.Организационная функция управления - функция управления, обеспечивающая переход управляемой системы из существующего состояния в планируемое состояние. В задачу организационной функции входит формирование структуры управления организацией. Организационная функция включает: а) распределение работы среди персонала; б) группировку задач в логические блоки; в) создание подразделений; г) координацию работы подразделений.

111. Организация (от англ. organization) – 1) объединение людей институционального характера, предназначенное для выполнения конкретных функций; 2) характеристика степени упорядоченности объекта, раскрывающая его структуру и типы связей целого и составных частей; 3) стадия управленческого цикла; 4) функция менеджмента, позволяющая посредством методов организации распределить и упорядочить работу исполни­телей, нередко используется для придания смысла технологизации процесса разработки и принятия решений; 5) объединение людей и капиталов для достижения совместных целей; 6)внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автоном­ных частей целого, обусловленные его строением; 7) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствова­нию взаимосвязей между частями целого; 8) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на ос­нове определенных правил и процедур; 9) целостная совокупность явлений, свойства которых проявляют­ся как функции сохранения и развития этой совокупности. Слово «организация» проис­ходит от древнегреческого «органон», что обозначает орудие или инструмент. В понятии «организация» отражается единство целесообразно дей­ствующих частей, которые в организованном объекте выступают как органы, обладающие определенной функцией относительно всей организации.

112.Организация – совокупность людей, объединенных для достижения ка­кой–либо цели на основе разделения труда, их обязанностей, взаимоотношений и упорядоченной структуры; упорядоченная во времени и пространстве дея­тельность субъекта управления по реализации спланированных мероприятий с учетом имеющихся сил и средств.

113.Организация - функция управленческой деятельности по формированию структуры управления, делегированию задач путем распределения полномочий и ответственности, а также обеспечению связей, коммуникаций, рационального взаимодействия сотрудников посредством совокупности приемов, способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. Технологию (механизм)функции организации как вида управленческой деятельности можно рассматривать как процесс, состоящий из следующих этапов:

· определения рациональных форм разделения труда;

· разработки организационной структуры управления;

· распределения работы, делегирования прав и обязанностей среди сотрудников отделов и подразделений организации образования;

· регламентации функций, подфункций, работ и операций;

· подбора и расстановки кадров.

Основными инструментами организационной функции являются приказы, положения, правила, инструкции, памятки, совещания, собеседования и др.

В современном мире нельзя эффективно управлять организацией, у которой нет четкой структуры. Можно сказать, что структура управления - это организационная форма, в рамках которой осуществляется процесс управления. Создание рациональной организационной структуры не является самоцелью, а представляет собой средство для достижения целей".

114. Организация децентрализованная - организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.

115. Организация коммерческая - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. (В РФ коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов).

116. Организация некоммерческая - организация, не имеющая целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками. В РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов.

117. Организация неформальная- спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

118. Организация матричная - тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

119. Органы управления - организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

120. Ответственность - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

121. Отношение - философская категория или научный термин, обозначающий любое понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов.

122. Оценка- это не знание, а утилитарное (полезное) отношение человека к тем предметам и людям, с которыми он взаимодействует..

123. Парадигма (от греч. paradeigma) – 1) образ мышления, способ видения мира; 2) совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование.

124.План – 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов последовательности и сроков выполнения.

125.Планирование – функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реа­лизации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.

126. Планирование - это функция управленческой деятельности, связанная с составлением планов организации и её составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения, необходимые для достижения поставленных целей. С помощью планирования руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Планирование включает:

· установление целей и задач;

· разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

· определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

· доведение планов до всех, кто отвечает за реализацию.

127. Поведение– 1) совокупность реакции индивида на воздействия (сти­мулы) внешней среды; 2) присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

128. Поведение организационное -совокупность действий и поступков индивида по его адаптации (направленной на адаптацию) к условиям и требованиям окружения.

129. Подчинение - 1) выполне­ние предписанных ролевых функций индивидом или группой, находящимися в зависимости от других инди­видов или групп, занимаю­щих более высокий статус в системе социальной иерар­хии; 2) совершение индиви­дом или группой поступков, действий под давлением дру­гих индивидов или групп.

130. Подходы(наиболее общие) к теории управления:

· подход процессный основывается на идее существования некоторых универсальных функций управления.

· подход системный сложился на базе общей теории систем: система — это некая целостность, состоящая из взаимозависимых подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.

· подход ситуационный рассматривает любую организацию как открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой, следовательно, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне её, то есть в той ситуации, в которой она реально функционирует.

· подход универсальный сложился на базе научной школы Универсологии, теории Универсального управления, теории переходных процессов, теории относительности сознания, и рассматривает любую систему в совокупности ее вертикальных и горизонтальных связей.

·подходсубстратный, основанный на структурной оптимизации стратегии и принимаемых решений посредством выявления субстратов (ключевых моментов эффективности) в значимых классах информационного контекста управленческой ситуации. Процесс построения такой структурно-субстратно-оптимальной стратегии называют структурной оптимизацией.

131. Полномочия - это право отдавать приказания и власть, обеспечивающая послушание.

132. Полномочия административные - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

133. Полномочия государственного органа - строго очерченный пере­чень прав и обязанностей, способов их реализации, предоставляемых государственным органам в целом, должностному лицу - в частности.

134. Потребности– 1) специфические формы удовлетворения человеческих нужд. Нужды человека ограничены, потребности же безграничны. Человеческие потребности формируются и видоизменяются под воздействием общественных сил и социальных институтов, таких как церковь, школа, семья и производители.Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в по­литической свободе, как побуждения к творческой деятельно­сти и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как ос­нова возникновения их разнообразных интересов. 2) психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.Потребность – 1) нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятель­ности индивида, личности, социальной группы и обще­ства в целом, побудитель активности.2)выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их разви­тия.

135. Потребности базисные (основные, первичные) - обычно врожденные потребности, такие как потребностьвыжить.

136.Потребности вторичные - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.

137.Практика - деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества.

Предприятие -

139. Предприятие совместное– 1) форма организации компании, объединяющей капиталы партнеров (юридических и физических лиц) из двух и более стран. Основной целью совместного предприятия является увеличение объема экспорта товаров и услуг и повышение эффективности экспортно-импортных операций; 2) предприятие, которым владеют (50%–50%, 49%–51% или в любой другой пропорции) две «родительские» компании или, реже, кооперация двух или более фирм, направленная на реализацию специфических целей (стратегический союз).

140. Предприятие унитарное - организационно-правовая форма коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, долям и паям. (В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Управляющим является назначаемый собственником руководитель. Имущество находится в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или хозяйственного управления).

141.Принципы - руководящие идеи, основные правила, положенные и основу деятельности в рамках писанных норм (правовые) и неписанных норм (этические).

142. Принцип единоначалия – принцип, согласно которому полномочия руководства в компании, организации, подразделении концентрируются в руках одного лица - руководителя. (Принцип единоначалия работает только в иерархической структуре предприятия. «Один подчиненный - один начальник»).

143.Принцип координации -одно из фундаментальных положений орга­низации, позволяющее сообща достигать целей организации.

144.Принцип организационный - принцип оптимизации структуры организации; принцип разделения труда; принцип соответствия обязанностей и др.

145. Принцип Питера - тенденция продвижения людей по службе до уровня, превышающего их компетентность («в любой иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня не­компетентности »).

146. Принципы организации классические -относительно универсаль­ные и жесткие положения, определяющие поведение руководителей и организацию бизнеса

147.Принцип скалярный –принцип,описывающий вертикальную координацию. Термин «скалярный» произошел от слова «скейл», что означает лестницу, движение по социальным ступенькам вверх, карьеру, один из основополагающих принципов построения организационных структур. Скаляр, или скалярная величина (от лат. scalaris - ступенчатый), есть величина, каждое значение которой может быть выражено одним (действительным) числом. Вследствие этого совокупность значений скаляра можно изобразить на линейной шкале. Скалярный принцип управленияпредполагает, что объем полномочий и ответственности, делегированный конкретному должностному лицу, в линейной цепи подчиненных уменьшается пропорционально его удалению от главного управляющего, т. е. скалярно.

148.Прогноз – научное заключение о предстоящем развитии или исходе собы­тий, явлений на основании специального исследования.

149. Прогнозирование – исследования на основе научных методик, преиму­щественно с количественными оценками и с указанием определенных сроков изменения объекта управления в будущем.

150. Производство -процесс преобразования чело­веком предметов природы, имеющий целью получение вещей, удов­летворяющих те или иные потребности людей, т. е. потребительных стоимостей.

151.Процесс –в широком смысле - последовательная смена в развитии явлений, состояний и изменений; в узком смысле - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. Обычно процессы состоят из этапов (фаз)

Наши рекомендации