Раздел I. Теория государства

Пояснительная записка

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

«Теория государства и права».

Целями освоения учебной дисциплины являются освоение теоретических знаний об объективных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, которые имеют общий характер для всех государственно-правовых явлений; освоение фундаментальных методологических понятий, определений, типологий терминов теории государства и права, а также методологии исследования государственно-правовых явлений; формирование правосознания и правового менталитета.

Задачи дисциплины «Теория государства и права»:

· изучение основных теоретических принципов и подходов, применяемых в исследовании государственно-правовых явлений, основных методов познания государства и права;

· формирование знаний об общих объективных закономерностях функционирования и развития государства и права, как важнейших социальных институтах в обществе; выработка понятийного аппарата, необходимого для дальнейшего изучения отраслевых и специальных юридических наук;

· формирование правовой культуры юриста, его правовой психологии и правовой идеологии, необходимой в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Содержание разделов и тем учебной дисциплины «Теория государства и права»

Раздел I. Теория государства

Тема 1.1. Теория государства и права как наука.

Предмет и метод теории государства и права.

Теория государства и права как наука. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Система основных юридических понятий как предмет теории государства и права. Структура теории государства и права. Функции государства и права.

Тема 1.2. Происхождение государства и права.

Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальные нормы в догосударственный период.

Причины возникновения государства. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя. Формы возникновения государств.

Тема 1.3.Сущность и типы государства.

Понятие и определение государства. Сущность государства и ее эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Теории сущности государства.

Правовое государство: становление и развитие идеи правового государства; признаки правового государства; формирование правового государства.

Понятие формы государства. Элементы формы государства, формы правления. Формы государственного устройства, политический (государственный) режим. Формы государственного правления: монархия, республика. Формы национально-государственного и административно- территориального устройства: унитарная, федерация, конфедерация.

Тема 1.6. Механизм государства.

Механизм государства: понятие и структура. Органы государства: понятие, признаки, виды. Государство и органы местного самоуправления. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Совершенствование механизма современного Российского государства как условие повышения эффективности его функционирования.

Понятие и структура политической системы общества. Функции политической системы. Центральное положение государства в политической системе. Взаимодействие государства с партиями, общественными объединениями и т.п.

Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции.

Механизм государства состоит из его органов. Понятие органа государства означает, что государство способно проявлять себя через свои элементы. Каждый орган - элемент предоставления государства на конкретных участках, в различных сферах общественной жизни. Согласно теории систем каждый элемент системы имеет свойства самой системы, поэтому, органы государства обладают всеми признаками системы - механизма государства.

Государственный орган - это звено в системе государственного управления, обладающее властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности, которая различается по содержанию и пространственным границам своей власти. Государственные органы имеют право издавать нормативно - правовые акты обязательные для исполнения. Для того, чтобы дать функциональную характеристику органов государства необходимо использовать понятие «компетенция». Для образования органов государства необходима правовая основа - нормативно - правовой акт. Необходимо внимательно использовать ряд принципов организации и деятельности органов государства - конституционности и законности; профессионализма; демократизма; федерализма и другие. Для характеристики органов государства следует изучить и использовать их классификацию: законодательные, исполнительные и судебные; правоохранительные органы. Особое место в системе органов государства занимает Президент, как глава государства.

Теория государства и права обычно рассматривает политическую систему как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты - государство, партии и другие общественные

организации и движения, участвующие в политике, т.е. завоевание,

удержание и использование политической власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризует политические функции.

Общественные факторы, задающие тот или иной характер политической жизни общества, являются прежде всего социологическими. Поэтому характеристику политических систем можно проводить по характеру социальной среды.

Социальная среда распределительного типа может формировать тоталитарные, закрытые политические системы обществ, рыночная социальная среда обычно формирует либерально - демократические политические системы. Возможен смешанный тип социальной среды, который породит конвергенционную политическую систему, которая характеризуется обычно нестабильностью, противоречивостью и превращается либо в тоталитарную, либо в демократическую системы.

Государство выступает в политической системе важным объектом политической борьбы. Именно через государственный механизм партийные интересы, цели могут быть представлены как общественные.

Политические партии являются формализованными политическими организациями. Следует различать парламентские, правящие партии.

Наряду с политическими партиями следует выделять политические и национальные движения. Характеризуя такие общественные организации как профсоюзы, следует отметить, что исследователи выделяют независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы, поддерживаемые государством. Особое место в политических системах занимает соотношение государства и церкви. Существуют теократические, светские государства, и смешанные их формы.

Право и личность. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Основные права и свободы человека и гражданина. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государства - обязанность государства.

Раздел II Теория права

Понятие и определение права. Право в объективном и субъективном смысле. Нормативность, формальная определенность, волевой характер права. Право как государственный регулятор общественных отношений. Классовое и общесоциальное в сущности права.

Типы права. Различные взгляды на типологию права. Правовая система общества: понятие и структура. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Система религиозного права. Система традиционного права. Мусульманское право в современном мире.

Унификация правовых систем.

Сравнительный метод в правоведении имеет давнюю историю, однако наибольшее его развитие приходится на XIX в. и XX в. Историко - правовые исследования, дающие представление об эволюции содержание того или иного правового феномена, являются важным условием познания его сущности. Более глубокий сравнительный анализ предполагает исследование не только нормативного материала, но и социально - экономических, культурных, национальных и прочих факторов, вызвавших к жизни и обуславливающих существование данных институтов.

Сравнительное изучение права неразрывно связано со сравнительным изучением правовых теорий, которые обобщают практику, существующую в данной стране, и находят свое отражение в последующем законодательстве.

Правовую систему следует отличать от системы права. Система права - это строение права, выражающееся в разделении единого права на

взаимосвязанные отрасли и институты.

Правовая система - это наиболее широкое понятие, охватывающее не только право как нормативную систему, его источники, но и правосознание, юридическую науку, юридическую практику как практику правотворчества, систематизирующую законодательство, правоприменение, толкование.

Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. В наше время число национальных правовых систем приближается к 200. Все они, естественно, с одной стороны, имеют нечто общее как правовые системы, а с другой - несомненно, отличаются друг от друга разными признаками. Те или иные особенности, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединить их в правовые семьи.

Французский исследователь Рене Давид выделяет семьи романо - германского, англосаксонского (общего), социалистического права, религиозные правовые системы и традиционные. Это основные правовые семьи.

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на основе традиции римского права. Романо-германское право - в значительной мере результат идей, конструкций и институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям, результат рецепции (восприятия) римского права.

Особенности романо-германской правовой семьи проявляются в следующем. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм невелико. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов. Основной источник права - нормативный акт. Среди законов высшей юридической силы обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают и нормативные договоры, в некоторых случаях правовые обычаи. Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от римского права. Важное значение имеет кодификация. Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права. Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы. На основе толкования и решения судов складывается определенная практика. По поводу этой практики существуют разные мнения. Одни исследователи считают ее источником права, другие - нет.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии и распространилась затем на бывшие доминионы и колонии Англии. Огромную роль в формировании общего права сыграли суды, которые представляют централизованную систему. В результате деятельности судов создавались прецеденты, на основе которых решались другие аналогичные дела. Важным источником англосаксонского права являются статусы (законы), принимаемые высшими законодательными органами. Соотношение статусов и прецедентов неоднозначно. Закон может реализоваться в прецедентах, он должен «обрасти» прецедентами и только тогда будет действующим. Источником права являются здесь и правовые обычаи, в особенности в Англии, где отсутствует писаная конституция. Нормы права носят детальный казуистический характер, ибо формируется в виде прецедентов при решении конкретных дел. В статусах нормы права вступают в виде правил общего характера. Значительна в этой системе роль судов. Суды обладают большей самостоятельностью, их роль в формировании права путем прецедентов, велика.

Религиозные правовые системы построены на религиозных источниках. Согласно догмам ислама мусульманское право своим происхождением обязано Аллаху, который открыл это право и довел его до общества.

Социалистические правовые семьи складывались в период становления социалистических государственных систем и на современном этапе некоторые из них сохраняются, но в модернизированном виде.

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие. Противоречие между правом и моралью и пути их устранения и преодоления. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву. Взаимодействие с обычаями, традициями, корпоративными и др. нормами.

Тема 2.4. Нормы права.

Понятие системы права, ее отличие от правовой системы общества. Объективность системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Понятие отрасли права. Общая характеристика отраслей права. Институт права: понятие и виды. Частное и публичное право.

Понятие и необходимость толкования норм права. Уяснение и разъяснение содержания правовых норм. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Разновидности официального толкования.

Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. Юридическая практика. Юридическая природа актов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Толкование права является необходимым элементом его применения и может рассматриваться как самостоятельная стадия правоприменения.

Толкование норм права - деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан по уяснению и разъяснению содержания и смысла юридических норм.

Объектом толкования являются юридические нормы, изданные и опубликованные в официальном издании.

Как процесс мыслительной деятельности толкование включает в себя два этапа - уяснение содержания юридической нормы и разъяснения содержания и смысла юридических норм.

Существуют следующие приемы уяснения = логическим, грамматический, систематический, исторический, юридический. После применения указанных приемов толкующий получает результат или объем толкования. Различают буквальное, ограничительное и распространительное толкование по объему.

По субъектам толкование можно подразделить на официальное и неофициальное.

Специально уполномоченные органы дают официальное толкование, которое обязательно для всех организаций и лиц, применяющих право. Если толкование дал орган, принявший нормативный акт, то оно будет аутентичное. Если толкование дает орган, не издававший толкуемый акт, то оно считается легальным.

Неофициальное толкование не носит обязательного характера для правоприменительных органов и иных субъектов права. Его может давать любой орган и любое лицо. Оно может быть обязательным, то есть таким, какое может дать любой человек, не обладающий юридическими знаниями.

Если норму права толкует юрист, то это компетентное или профессиональное толкование. Доктринальное или научное толкование дают крупные ученые - юристы (например, комментарии к законодательству).

Различают официальное нормативное и казуальное толкование. Нормативным называется оно потому, что носит общий характер, формально обязательно для рассмотрения всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Нормативное толкование заключается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ наделены Конституционный Суд РФ. Кроме верховных судебных инстанций официальное толкование законов РФ могут давать и исполнительные органы власти в пределах своей компетенции. Казуальное толкование дается по отдельному случаю применения нормы, конкретному делу, оно обязательно только для этого случая, этого дела.

Тема 2.11. Правосознание и правовая культура

Понятие правосознания. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания. Структура правосознания. Правовая психология и правовая идеология. Виды правосознания: индивидуальное, групповое, массовое, обыденное, профессиональное, научное. Взаимодействие права и правосознания.

Понятие и структура правовой культуры общества и личности. Знание, понимание, уважение к праву, активность в правовой сфере. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовое воспитание как целенаправленное формирование правовой культуры граждан. Правовая культура и ее роль в становлении нового типа юриста, государственного служащего.

Под правосознанием понимается совокупность правовых идей, эмоций, представлений, в которых выражается отношение людей, групп, общества в целом к существующему или желаемому праву, правовым явлениям.

Правосознание, как и право, явление неоднозначное. В классовом обществе правосознание различных социальных групп, классов различаются. Отдельные группы людей, личности не всегда одобрительно относятся к праву.

Очень важную роль играет правосознание для правоприменительной, которые при решении юридических дел, руководствуются не только нормами права, но и правосознанием. Считается, что чем выше уровень правосознания, тем будет грамотнее решено дело.

Правосознание включает в себя два элемента - правовую идеологию и правовую психологию. Правовая психология это чувства, эмоции, выражающие отношение людей к праву.

Правовая идеология - это осознанное отношение к праву. Она выражается в виде идей, представлений о праве, его оценки.

В общественной жизни выделяется правосознание отдельных лиц (индивидуальное), социальных групп, правосознание классов, наций, народа.

Массовое и групповое правосознание выражается не иначе как через правосознание индивидуальное.

По содержанию различают правосознание обыденное, профессиональное, научное.

Правосознание - необходимый и важный элемент правовой культуры. Поэтому, правовая культура понимается как определенный уровень правосознания, их убежденность в необходимости соблюдать юридические нормы. Это и культура правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовую культуру характеризует высокий уровень, внутренних убеждений личности, знаний и умений, реализующих в правовой сфере. Правовая культура это и высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Составной частью правовой культуры общества является правовая культура отдельных граждан. Она включает в себя знание права и убежденность в необходимости строго следовать правовым предписаниям. Юридические знания граждан, должностных лиц не всегда говорит о высокой правовой культуре, даже если они и значимы. Необходимо не только знать право, но и уважать, соблюдать его.

Правовое воспитание это постоянное, целенаправленное воздействие на граждан для формирования у них правовой культуры. Это необходимо для общества и государства в целом. Формы правового воспитания - это и разъяснение законодательства, его пропаганда. Средствами правового воспитания служат и массовая информация, литература. Юридический всеобуч - универсальное средство правового воспитания, который должен проводится среди населения на пути построения правового государства.

Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма, выражается в негативно - отрицательном отношении и праву, правопорядку в целом. Это явление необходимо изживать, оно мешает формированию правовой культуры. Правовой нигилизм выражает недооценку права, правовой идеализм - его переоценку. Предпосылки у этих явлений одинаковы - это юридическая неграмотность, деформированное правосознание, дефицит правовой культуры.

Тема 2.12. Механизм правового регулирования

Понятие механизма правового регулирования. Его основные элементы и стадии. Роль норм права, юридических фактов и правоприменения, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды. Цели и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Юридическая ответственность и другие меры государственно-правового принуждения.

Правомерное поведение - поведение, соответствующее нормам права, не нарушающее ее.

С позиции общества оно полезное, одобряемое им. Правомерность и общественная полезность не всегда совпадают в нем. Поведение может быть правомерным (не нарушающим нормы), но неполезным (неучастие в выборах и т.д.). Посредством правомерного поведения реализуют нормы права.

Правомерное поведение можно классифицировать по некоторым основаниям. По субъективной стороне (мотивам, целям) оно может быть конформистским, маргинальным, привычным, активно полезным.

Правонарушение - это противоправное, виновное действие (или бездействие), причиняющее вред общественным отношением, охраняемым законом. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей. Это всегда определенное психофизическое действие (деяние) активного характера или пассивное поведение. Правонарушение всегда противоправное деяние, нарушают нормы права. Оно всегда приносит какой-то вред признанным в обществе ценностям (жизнь, честь, права человека, общественный порядок и др.)

Правонарушение это деяние виновное. Виновность предполагает свободу волеизъявления правонарушителя, возможность выбора одного из многих вариантов поведения.

Состав правонарушения - это идеальная структура правонарушения, показывающая, из каких частей, элементов они состоят, складываются. Это идеальная модель, отражающая структурный характер правонарушения. Он складывается на основе анализа и обобщения признаков правонарушения - противоправности, вредоносности, виновности. Эту модель (состав) можно приложить к любому правонарушению.

Состав правонарушения складывается из четырех элементов, объединяющих однородные его признаки: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объект правонарушения - это охраняемое законом общественное отношение, которым наносится вред.

Объективную сторону правонарушения образует само противоправное действие (или бездействие), его противоправный результат и причинная связь между действием и указанным результатом.

Субъект правонарушения - индивид, достигший определенного возраста, дееспособный и вменяемый.

Юридические лицами являются субъектами правонарушений в экологической, таможенной, налоговой и других сферах.

Субъективную сторону правонарушений - составляет вина - это психическое отношение субъекта к своим действиям. Различаются формы вины - умысел и неосторожность.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. Последние обладают либо небольшой степенью общественной опасности по отношению к преступлениям, либо являются вредоносными, а не общественно опасными. Выделяют административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые нарушения.

Термин «ответственность» не однозначен. Поэтому юридическая ответственность подразделяется на позитивную (перспективную) и негативную (ретороспективную). В первом случае это долг, позитивная обязанность, обусловленная службой, специальной ролью личности.

Негативная (ретроспективная) юридическая ответственность возлагается уже за совершенное деяние.

Юридическая наука по разному определяет юридическую ответственность (разные учения).

Тема 2.14. Законность, правопорядок, дисциплина

Понятие и принципы законности. Презумпция невиновности. Законность и целесообразность. Законы и законность. Укрепление законности - условие формирования правового государства. Законность и произвол. Гарантии законности: понятие и виды.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1.Понятие науки и предмета теории государства и права. Место и роль теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право.

2.Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства и права. Теории происхождения государства.

3.Понятие и признаки государства. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы. Достоинства и недостатки подходов.

4. Форма правления: понятие, виды. Факторы, влияющие на форму правления.

5.Понятие формы государственного устройства. Унитарные и федеративные государства.

6.Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений.

7.Понятие и виды политических режимов.

8.Понятие и классификация функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

9.Механизм государства: понятие, признаки, элементы. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

10.Государственный орган: понятие, признаки, классификация.

11.Социальные нормы: понятие, признаки и виды. Соотношение норм права и норм морали.

12.Понятие, признаки и функции права.

13.Право в субъективном и объективном смысле. Право и справедливость. Право и государство.

14.Принципы права: понятие, виды и общая характеристика.

15.Понятие, признаки и классификация правовых норм.

16.Структура нормы права: понятие, элементы и способы изложения в статьях нормативно-правовых актов.

17.Источники (формы) права: понятие и виды.

18.Понятие, признаки и классификация нормативно-правовых актов.

19.Система права: понятие, признаки, основные элементы.

20.Предмет и метод правового регулирования как основание деления системы права на отрасли.

21.Общая характеристика основных отраслей российского права.

22.Правотворчество: понятие, признаки и виды. Субъекты правотворчества.

23.Понятие, признаки и виды правоотношений. Их связь с нормами права.

24.Структура правоотношений: понятие и характеристика элементов.

25.Правосубъектность: понятие и характеристика ее элементов.

26.Юридические факты: понятие, признаки и классификация. Юридический (фактический) состав.

27.Правонарушение: понятие, признаки , классификация.

28.Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов.

29.Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

30.Принципы, цели и функции юридической ответственности.

31.Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

32.Законность: понятие, принципы и гарантии. Правопорядок: понятие, принципы и виды. Соотношение законности и правопорядка.

33.Понятие и структура правосознания. Виды и уровни правосознания. Понятие и виды деформации правосознания. Формы правового нигилизма и пути его преодоления.

34.Понятие и структура правовой культуры.

35.Понятие и признаки правового государства.

Пояснительная записка

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

«Теория государства и права».

Целями освоения учебной дисциплины являются освоение теоретических знаний об объективных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, которые имеют общий характер для всех государственно-правовых явлений; освоение фундаментальных методологических понятий, определений, типологий терминов теории государства и права, а также методологии исследования государственно-правовых явлений; формирование правосознания и правового менталитета.

Задачи дисциплины «Теория государства и права»:

· изучение основных теоретических принципов и подходов, применяемых в исследовании государственно-правовых явлений, основных методов познания государства и права;

· формирование знаний об общих объективных закономерностях функционирования и развития государства и права, как важнейших социальных институтах в обществе; выработка понятийного аппарата, необходимого для дальнейшего изучения отраслевых и специальных юридических наук;

· формирование правовой культуры юриста, его правовой психологии и правовой идеологии, необходимой в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Содержание разделов и тем учебной дисциплины «Теория государства и права»

Раздел I. Теория государства

Наши рекомендации