Конкурсная комиссия: понятие, порядок создания, ограничения
Конкурсная комиссия. В соответствии с законодательством заказчик создает постоянно или временно действующую конкурсную (ценовую) комиссию – рабочий орган конкурсного процесса. Ее численность, должностной и персональный состав определяются организацией, осуществляющей закупки. Обычно это 5–7 человек – специалисты по закупкам, финансовые, экономические и технические эксперты, юрист. Персональный состав комиссии может быть утвержден приказом руководителя заказчика один на все закупки, а может варьироваться в зависимости от предмета закупки или создаваться для каждой закупки отдельно. Одновременно назначаются председатель, зампредседателя и секретарь комиссии.
Заказчик и конкурсная комиссия работают в тесном контакте. Вместе с тем функции каждого должны быть четко очерчены. Так, заказчик принимает решение о проведении торгов, о присуждении контракта, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции. Конкурсная комиссия, как правило, осуществляет функции, связанные непосредственно с проведением конкурсного процесса. Порядок работы комиссии определяется ее регламентом, утверждаемым председателем комиссии. Работа комиссий организуется в форме заседаний, на которых могут присутствовать уполномоченные представители контролирующих органов. В практике встречаются конкурсные комиссии, которые только утверждают окончательные решения. В этом случае дополнительно может создаваться и рабочая группа, на которую будет возложена техническая часть по подготовке к конкурсу.
Формирование в организации собственной системы закупок – достаточно трудоемкая работа, требующая специальных знаний и навыков. Вместе с тем опыт показывает, что там, где эти системы создаются, существенно сокращается количество ошибок, допускаемых при организации и проведении процедур закупок, а также количество времени, затрачиваемое на их подготовку.
34. Описание предмета государственной закупки: требования и порядок их применения
Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями.
Технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).
Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова "или аналог".
Исключение составляют случаи, когда использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). Обоснование необходимости обеспечения совместимости входит в компетенцию заказчика.
Объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок. Допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на десять процентов, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором.
Предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов).
Не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте):
технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в том числе в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о части которых составляют государственные секреты.
Не допускается разделять объем (количество) предмета государственной закупки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, если таким образом можно избежать проведения соответствующего вида процедур государственных закупок, определенного статьей 17 настоящего Закона.