Формирование и развитие национальной системы госзакупок
В настоящее время в Республике Беларусь основной формой удовлетворения государственных потребностей выступают заказы на поставку продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг – госзакупки.
Основные принципы и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд закреплены в Законе «О поставках товаров для государственных нужд», принятом в 1993 г. и постановлении Кабинета Министров от 13.06.1994 г. №437 «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» (в редакции постановления СМ РБ от 07.12.06 №1632).
И хотя Закон «О поставках товаров для государственных нужд» содержал требования о необходимости конкурсного размещения заказов, институт проведения массовых закупок для госнужд на конкурсной основе фактически начал формироваться значительно позже. Одной из причин такого положения явилось отсутствие в законе процедур и правил проведения торгов. Только в Постановлении 1996 г. были впервые сформулированы возможные варианты и порядок проведения закупок для госнужд. Этими вариантами являлись несколько видов конкурса (открытый, ограниченный, упрощенный), переговоры и прямая закупка.
В течение всего последующего периода Правительство республики систематически совершенствует механизм правового обеспечения сферы поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд. Определенные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения государственных нужд издают министерства, иные республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.
Постепенно область применения конкурсных закупок в РБ расширилась. Хорошо зарекомендовав себя в качестве оптимальной основы для обеспечения республиканских государственных нужд, конкурсные закупки, со временем распространились и на закупки за счет местных бюджетов, а затем и для организации снабжения коммерческими структурами.
Основу действующего законодательства РБ об обеспечении государственных нужд составляют нормы Гражданского кодекса (ГК), которые определяют понятие госнужд «как определяемые в установленном порядке потребности РБ или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования».
ГК появился в те годы, когда шел процесс приватизации госсобственности, а система конкурсных закупок только зарождалась. Поэтому соответствующие статьи ГК отражают принципы торгов по продаже имущества и мало учитывают специфику конкурсов по закупке товаров, работ и услуг. Однако и в таком виде они вполне применимы и для организации конкурсов.
Сегодня размещение государственных закупок, а также закупок, проводимых организациями государственной формы собственности и хозяйственными обществами, в числе акционеров (участников), которых присутствует государство, находится под пристальным вниманием органов госуправления и контролирующих органов. Основными нормативными актами, регулирующими такие закупки, являются: «Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 г. №529 (далее – Положение) и постановление СМ РБ от 29 декабря 2007 года №1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)». Постановление предусматривает различные варианты регулирования закупок для унитарных предприятий, государственных объединений, хозяйственных обществ. Но все же основным документом выступает Положение о закупках.
В связи с отсутствием в правовом поле республики понятия «госзакупки», Указ Президента ввел данный термин и определил его значение: «Государственными закупками признаются закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств (полностью или частично) республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, в т.ч. для государственных нужд, и закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые бюджетными организациями».
Исполнение норм Указа в целом должно приводить к эффективному использованию средств, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, препятствовать коррупции и злоупотреблениям.
Специальными законодательными актами республики Беларусь регулируются госзакупки в рамках оборонного заказа, пополнения материального резерва, закупки сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Тем самым учитываются особенности размещения этих заказов, вытекающие из особенностей их производства и назначения.
Для осуществления процедур закупок товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, а также МВД, МО, МЧС, КГБ и других структур созданы две межведомственные комиссии: Республиканская комиссия по проведению конкурсов по государственным закупкам товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Республиканская комиссия по проведению процедур закупок для силовых и правоохранительных структур.
Для рассмотрения и утверждения результатов проведения закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения, лекарственных средств создана соответствующая Республиканская конкурсная комиссия.
Персональный состав данных комиссий формируется и утверждается Президентом Республики Беларусь.
Отношения, связанные с размещением заказов – новый институт гражданского законодательства, поэтому законодательная база в области госзакупок все еще находится в стадии реформирования, меняются законодательные акты, вводятся новые.