Закупки в экономической жизни государства

Содержание закупочной деятельности

В эпоху свободных рыночных отношений характеризующейся конкуренцией поставщиков и покупателей, свободой выбора партнера, равноправием партнеров; множественностью источников закупки; возросшей ролью договоров (контрактов), свободой ценообразования, экономической ответственностью сторон, инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя. Все это потребовало новых подходов, форм и методов закупочной деятельности.

Ее главная задача –выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Закупочная деятельностьявляется основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Как отмечалось, гл. функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле

Д - Т и Т - Д.

Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле: предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем преобразует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Модели и формы закупок

Закупкипредставляют собой коммерческую операцию по приобретению товаров, работ, услуг любым способом, в том числе путем купли, аренды, лизинга и др.

В современных условиях организация закупочной деятельности может осуществляться по одной из указанных моделей: централизованной, децентрализованной и комбинированной.

Ядром централизованноймодели является орган, основной задачей которого является проведение всего закупочного цикла для организаций и предприятий потребителей данной продукции.

В децентрализованной модели организации-потребители продукции самостоятельно проводят весь процесс закупки. При этом может существовать и служба, координирующая и поддерживающая закупочную деятельность всех этих предприятий. Она может выполнять общие методические функции, проводить мониторинг рынка, отслеживать работу разных заказчиков, осуществлять контроль…

Вместе с тем, в последнее время наиболее эффективными считаются комбинированныемодели, когда общее руководство закупочной деятельностью осуществляют министерства, ведомства, а конкретные закупки проводятся либо специализированными закупочными организациями, либо непосредственными потребителями продукции.

Участники госзакупок

Участником признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:

представившее предложение, - в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (за исключением процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты);

получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки, - в случае проведения закрытого конкурса, а также процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты; получившее приглашение к заключению договора, - в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

Участие юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в процедурах государственных закупок может быть ограничено только в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 5, статьями 16 и 31 настоящего Закона, пунктами 11 и 12 приложения к настоящему Закону.

Участником не может быть:

- организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;

- эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

- юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

- поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

структурное подразделение заказчика (организатора).

Биржевые торги

Порядок осуществления в Республике Беларусь закупок товаров на биржевых торгах, кроме Закона и Типовых правил биржевой торговли на товарных биржах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2009 № 1039 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О товарных биржах», регулируется также и локальными нормативными правовыми актами самой товарной биржи, обязательными для соблюдения всеми участниками биржевой торговли. К наиболее важным из них относятся, в частности, Правила биржевой торговли и Регламенты биржевых торгов по секциям биржи, которые детально регламентируют весь процесс осуществления биржевой торговли с момента аккредитации участника биржевых торгов на товарной бирже и подачи им заявки на участие в биржевых торгах до момента окончания исполнения обязательств по биржевой сделке.

Для получения права на участие в биржевых торгах субъекту хозяйствования необходимо пройти аккредитацию на бирже либо заключить договор с биржевым брокером, поручив последнему совершение на биржевых торгах сделок в своих интересах.

Для участия в биржевых торгах продавцу или покупателю необходимо в сроки и в порядке, установленные Регламентом биржевых торгов по соответствующей секции, подать на биржу заявку соответственно на продажу или покупку биржевого товара. Подача заявок производится в зависимости от вида товара одним из следующих способов:

· путем размещения заявки в базе данных Торговой системы биржи через сеть Интернет с использованием базового клиентского программного модуля подачи заявок;

· путем подачи заявки на продажу в виде Excel-файла по электронной почте.

Принятые биржей заявки на продажу и покупку биржевого товара включаются в соответствующие реестры заявок в биржевой торговой системе, а также размещаются на официальном интернет-сайте биржи. При аккредитации биржей выдаются каждому участнику биржевой торговли уникальные параметры доступа в торговую систему, которые идентифицируют данного участника при входе в торговую систему и совершении операций в ходе биржевых торгов.

Биржевые торги проводятся преимущественно в электронной форме в информационной торговой системе биржи с автоматизированных рабочих мест, находящихся в торговых залах биржи, в том числе ее областных филиалов.

Одним из основных принципов биржевой торговли при заключении и исполнении биржевых договоров является неизменность наименования, количества товара (кроме случаев его уменьшения), а также цены товара по биржевой сделке в течение всего срока ее исполнения.

Биржевой договор, все дополнительные соглашения об изменении и дополнении такого договора подлежат обязательной регистрации на товарной бирже и в соответствии с нормами Закона и ГК считаются заключенными только с момента такой регистрации.

Наиболее эффективные закупки являются результатом тщательного выбора конкурсной процедуры, способствующей, с одной стороны, созданию конкуренции между максимальным числом участников, а с другой – обеспечению эффективности закупок.

Из предлагаемых мировой практикой альтернатив для контрактов стоимостью выше порогового значения наиболее предпочтительными считаются открытые конкурсные торги. Их преимущества - более широкий круг участников и, следовательно, более высокая конкуренция и низкие цены, хорошо известны. Открытые торги обычно не требуют и обоснования в отличие от всех других процедур. Вместе с тем, как уже отмечалось, однозначно утверждать, что данный метод всегда оказывается эффективным, нельзя. Необходимы соответствующие расчеты и обоснования. Чаще всего в практической деятельности при выборе процедуры закупок перед заказчиком стоит проблема: проводить открытые торги или открытые с предквалификацией (ограниченные, двухэтапные), т.к. случаи применения переговоров (закупки из одного источника) четко определяются законом. В зарубежной практике предварительная квалификация, как правило, предваряет конкурс по крупным строительным контрактам, услугам, закупкам сложного оборудования. Вместе с тем в руководствах по проведению торгов некоторых международных организаций рекомендуется предварительная квалификация и для небольших торгов в тех случаях, когда важно установить число потенциальных участников и их производственные возможности, а также для своевременного внесения необходимых корректив в условия контракта.

Процедуры предквалификации на первый взгляд увеличивают затраты времени и ресурсов заказчика. Однако на практике такие торги часто оказываются более эффективными за счет уменьшения числа участников к процедуре оценки и значительно более высокой гарантии качественной и своевременной поставки. При выборе заказчик должен сопоставить объемы дополнительных затрат времени и средств, связанных с проведением предварительной квалификации с возможной экономией ресурсов, которые она может дать.

Содержание конкурсного процесса

Конкурсный (тендерный) процесс представляет собой последовательность юридически регулируемых действий и формальных документов, посредством которых покупатели (государство) и поставщики могут достичь заключительной стадии – подписания и реализации контракта.

Все этапы конкурса жестко регламентированы: определен механизм извещения о предстоящем конкурсе, установлены требования к содержанию конкурсной документации и регламентирован порядок подачи, вскрытия и оценки конкурсных заявок.

Комплект конкурсной документации передается претендентам по их официальному запросу, как правило, за плату. Стоимость конкурсной документации в этом случае определяется заказчиком и не должна превышать затраты на ее тиражирование и представление.

После того как конкурсная документация разработана, необходимо проинформировать общественность о предстоящих торгах.

В ответ на общее извещение потенциальные участники посылают заявки, которые должны регистрироваться подразделением по реализации проектов. Только после этого публикуется приглашение к конкретным торгам, которое в этом случае называют «специальным».

На основании конкурсной документации претенденты подготавливают тендерные предложения.

Подача предложения (оферты) в ответ на конкурсное приглашение является свидетельством принятия претендентом (оферентом) всех условий, установленных в конкурсной документации. Конкурсное предложение оферта продавца – обязательно для исполнения претендентом.

В соответствии с правилами проведения торгов все претенденты одновременно с подачей предложений вносят гарантийный залог – конкурсное обеспечение, в любой приемлемой для заказчика форме, оговоренной в конкурсной документации и не противоречащей действующему законодательству. Обычно конкурсное обеспечение имеет форму банковских гарантий, залога или поручительства. Оферентам, проигравшим конкурс, гарантия возвращается по истечении определенного срока, предусмотренного законодательством (условиями тендера).

Оценка конкурсных заявок и выбор победителя является наиболее важным и ответственным этапом конкурсного процесса. Выбор поставщика и присуждение контракта могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших предложений в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самой низкой ценой при аналогичных других условиях конкурсных предложений.

Оценка и сравнение принятых оферт производится в строгом соответствии с критериями, сформулированными в конкурсной документации.

Решение комиссии об определении победителя оформляется в виде протокола.

Завершающим моментом процедуры выбора поставщика является документальное оформление взаимных обязательств сторон.

23. Конкурсная документация: сущность, требования, порядок разработки и утверждения

Конкурсная документация (досье тендера)– это комплект документов, содержащих информацию, позволяющую претенденту принять решение об участии в торгах и подготовить конкурсные предложения (оферты) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с требованиями покупателя, а также правила проведения конкурса.

Конкурсная документация исполняет ряд важных функций: - инструктирует потенциальных участников о процедуре торгов; - дает описание закупаемых товаров; - устанавливает критерии для оценки предложений; - определяет условия будущего контракта.

Состав конкурсной документации обычно указывается в законодательных актах и включает следующие блоки:

1. Характеристика товаров, работ и услуг. Обычно эта информация приводится в виде технических спецификаций (технические задания, спецификации, эксплуатационные характеристики или перечень функциональных обязанностей для услуг). В случае необходимости приводятся чертежи, схемы, другая дополнительная информация.

2. Критерии оценки предложений и условия передачи победителю заказа. Критериями присуждения контракта могут быть: цена, качество, надежность, долговечность, эстетические и функциональные характеристики и др.. Все выбранные критерии, их порядок, значимость в обязательном порядке должны найти отражение в конкурсной документации, в противном случае он (критерий) не может рассматриваться при подведении итогов конкурса. Если в конкурсной документации критерий не указан, при подведении итогов автоматически принимается первый – самая низкая цена. Кроме того, обязательным требованием является установление в конкурсной документации порядка выбора победителя на основе выбранных критериев оценки. Информированность участников размещения заказа о значимости (весомости) тех или иных критериев, о методике оценки способствует открытости при подведении итогов конкурса и не позволяет заказчикам предоставлять незаконные преференции кому-либо из участников.

3. Условия контракта, в которых должны найти отражение сроки и условия поставки, особенности и объем обязательств сторон, условия их выполнения, степень ответственности по обязательствам и обеспечение гарантий. Как правило, приводится типовой проект контракта – образец (проект) договора, который служит основой переговоров о заключении сделки. В процессе подписания контракта он может корректироваться и дополняться сторонами.

4. Инструкция участникам торгов. Цель инструкции заключается в том, чтобы установить правила конкурсного соревнования, облегчить процесс подготовки предложений поставщиками и подведения итогов конкурсной (оценочной) комиссией. Как правило, инструкция содержит следующую информацию: реквизиты заказчика, формы предложения и гарантии предложения, требования к квалификации претендента. Приводятся имена и адреса лиц, с которыми необходимо связываться в случае необходимости, а также любая другая информация, которая, по мнению заказчика, может понадобиться претенденту в процессе подготовки предложения и участия в конкурсе.

Конкурсные документы могут оформляться на бумажных носителях, а также в форме электронного документа и представляться бесплатно или за плату на основании решения заказчика. Размер платы за конкурсные документы определяется заказчиком, но не может превышать 5 базовых величин. Передача конкурсной документации без взимания платы может значительно увеличивать число мелких фирм-участниц, но отпугивать крупные организации. С другой стороны, высокая стоимость конкурсной документации отсекает от участия в торгах мелкие фирмы. Поэтому в каждом конкретном случае при формировании цены на конкурсную документацию необходимо взвешивать все аспекты и выбирать по возможности наиболее эффективный вариант.

От конкурсной документации, ее качества, во многом зависит эффективность конкурсного процесса и всей закупки в целом. Все неточности, ошибки могут иметь весьма негативные последствия для заказчика в будущем. Поэтому в случаях выявления погрешностей заказчику дана возможность уточнить и исправить те или иные положения конкурсной документации в определенное время до истечения срока подачи предложений (гл. 2 Положения).

Заключение договора

Договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона - по цене последней ставки этого участника, в том числе с учетом ее уменьшения в соответствии с частью четвертой пункта 5 статьи 47 настоящего Закона, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь.

В случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.

Договор должен содержать обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, а также обязательные условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором. Договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Для бюджетных организаций требование о предоставлении обеспечения исполнения договора не устанавливается.

Размер и порядок предоставления обеспечения исполнения договора устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения.

Размер обеспечения исполнения договора не должен превышать пятнадцати процентов от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках.

Обеспечением исполнения договора могут быть банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ. В случае, если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора.

В случае неисполнения обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлено обеспечение исполнения договора, денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки.

Договор между заказчиком и участником-победителем, за исключением процедуры закупки из одного источника, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя, установленного абзацем третьим пункта 2 статьи 54 настоящего Закона, а если имело место обжалование - после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы в течение:

двадцати календарных дней - в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;

тридцати календарных дней - в случае проведения иных видов процедур государственных закупок.

Сведения о договоре подлежат размещению на официальном сайте. Такие сведения и цена договора, начиная с которой сведения о договоре подлежат размещению на официальном сайте, определяются Советом Министров РБ. Порядок исполнения обязательств заказчиков по договорам в части оплаты с использованием бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов определяется бюджетным законодательством.

Не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:

- изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с пунктом 4 статьи 20 наст. Закона. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения;

- изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры гос.закупки, а также в связи с изменением законодательства;

- увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).

В случае надлежащего исполнения обязательств по договору односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от их исполнения не допускается.

Подведение итогов конкурса

Окончательный выбор победителя производится в результате проведенной объективной оценки полученных торговых предложений и их технико-коммерческого сопоставления. При этом учитываются такие моменты, как: способность поставщика выполнять ремонт и техническое обслуживание поставляемых изделий; проводить техническую консультацию; его местонахождение, опыт работы с ним; его репутация и др. Участники торгов ранжируются, что позволяет не только определить победителя, но и резервировать поставщиков на случай отказа победителя от заключения договора.

С изменением экономической ситуации в странах могут меняться и подходы к определению победителя.

В итоге составляется оценочный отчет, в соответствии с которым выносятся рекомендации о присуждении контракта. Покупатель оставляет за собой право отклонить все предложения и прекратить процесс торгов в любой момент, если об этом было заявлено в конкурсных документах. Основанием того, чтобы считать торги несостоявшимися, может быть недостаточная конкуренция, которая выражается в малом количестве участников, или если представленные предложения не удовлетворяют требования заказчика. В этом случае пересматриваются условия торгов, проводятся повторные торги или иные процедуры.

Решение комиссии об определении победителя оформляется в виде протокола.

Завершающим моментом процедуры выбора поставщика является документальное оформление взаимных обязательств сторон. Контракт - это юридический документ, фиксирующий достигнутые между сторонами соглашения и условия их выполнения. Подписание контракта является кульминацией всей предшествующей работы.

Планирование закупок в организации

План (график) закупок – схема работ по организации и осуществлению закупки товаров, работ, услуг с описанием и детализацией задач и процедур, касающихся закупки и порядка ее выполнения.

Прежде чем приступить к непосредственной подготовке конкретного конкурсного процесса, необходимо уточнить ситуацию свершения закупки, объем средств, выделяемых для предстоящих закупок; потребное количество закупаемых товаров; специфические требования к ним; сроки и место поставки.

Как уже отмечалось, организация закупочной деятельности во многом зависит от ситуации свершения закупки. Существуют три основных вида ситуаций совершения закупок: повторная без изменений, повторная с изменениями и новая закупка. Значение отдельных этапов процесса закупки в зависимости от ее вида показано на рис.8. Модель отражает и относительную важность отдельных этапов процесса для каждой из известных ситуаций закупки ресурсов в промышленной среде. Знаком Х обозначены действия, которые имеют место в процессе закупки.

Этапы процесса закупки Вид ситуации закупки
  Новая Повторяющаяся с изменениями Повторяющаяся без изменений
1. Формирование потребности в ресурсах Х    
2. Определение структуры и характеристик ресурсов Х    
3. Поиск и анализ поставщиков Х Х  
4. Анализ предложений поставщиков Х Х  
5. Оценка и выбор поставщика Х Х Х
6. Принятие решений о структуре, объемах и условиях закупки Х Х Х

Рис. Модель организации закупки производственной фирмы.

В относительно простой ситуации обычной закупки без изменения условий наиболее важен этап оценки соответствующих решений и их результатов. В этой ситуации имеет особое значение оценка традиционных поставщиков ресурсов.

При новой покупке существенную роль играют все стадии, начиная с самой первой. Эффективность каждой последующей стадии определяется общим результатом всех предшествующих.

В ситуации модифицированной покупки с изменениями существенно возрастает значение сравнительного анализа и оценки поставщиков и их предложений. Для подобной ситуации характерно обострение конкуренции между традиционными и потенциальными поставщиками. Результатом деятельности по закупке в конечном итоге может стать смена поставщиков или, более того, трансформация этого вида ситуации в новую покупку.

В общем случае планирование закупки обычно включает следующие действия.

Содержание закупочной деятельности

В эпоху свободных рыночных отношений характеризующейся конкуренцией поставщиков и покупателей, свободой выбора партнера, равноправием партнеров; множественностью источников закупки; возросшей ролью договоров (контрактов), свободой ценообразования, экономической ответственностью сторон, инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя. Все это потребовало новых подходов, форм и методов закупочной деятельности.

Ее главная задача –выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Закупочная деятельностьявляется основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Как отмечалось, гл. функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле

Д - Т и Т - Д.

Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле: предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем преобразует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Модели и формы закупок

Закупкипредставляют собой коммерческую операцию по приобретению товаров, работ, услуг любым способом, в том числе путем купли, аренды, лизинга и др.

В современных условиях организация закупочной деятельности может осуществляться по одной из указанных моделей: централизованной, децентрализованной и комбинированной.

Ядром централизованноймодели является орган, основной задачей которого является проведение всего закупочного цикла для организаций и предприятий потребителей данной продукции.

В децентрализованной модели организации-потребители продукции самостоятельно проводят весь процесс закупки. При этом может существовать и служба, координирующая и поддерживающая закупочную деятельность всех этих предприятий. Она может выполнять общие методические функции, проводить мониторинг рынка, отслеживать работу разных заказчиков, осуществлять контроль…

Вместе с тем, в последнее время наиболее эффективными считаются комбинированныемодели, когда общее руководство закупочной деятельностью осуществляют министерства, ведомства, а конкретные закупки проводятся либо специализированными закупочными организациями, либо непосредственными потребителями продукции.

Закупки в экономической жизни государства

Государство как форма организации общества выполняет многообразные функции, направленные на поддержание существующей системы общественных отношений:

· проводит необходимую экономическую и внешнюю политику;

· обеспечивает законность;

· укрепляет обороноспособность и гос. аппарат;

· поддерживает равновесие с окружающей средой;

· решает вопросы информационного обеспечения процессов управления и планирования.

Кроме того, государство стремится обеспечить свое собственное бытие в качестве независимой и эффективно функционирующей социально-экономической структуры. Для выполнения всех этих задач государство располагает необходимой имущественной и финансовой базой – общественным (государственным) сектором.

Бюджет– наиболее универсальная составляющая общественного сектора. Концентрация огромной части национального дохода в руках государства позволяет ему осуществлять поставку материальных благ, стимулировать развитие наиболее перспективных отраслей экономики, поддерживать пропорции, финансировать программы.

В современных условиях гос. сектор присутствует практически во всех странах, но его масштабы и роль в экономическом процессе – различны. Гос.собственность и бюджет рассматриваются, прежде всего, в качестве инструментов, призванных обеспечить удовлетворение потребностей общества в тех благах, которые недостаточно эффективно производятся или не могут производиться в частном секторе.

Структура государственных расходов зависит от множества факторов: политики государства, государственного устройства, размера государственного сектора, общего уровня экономики, традиций и др. Однако во всех случаях расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в общественных благах и целенаправленно использоваться для максимального удовлетворения этих потребностей.

В ряде стран (России, Беларуси) первоочередные потребности государства и его административно-территориальных единиц ежегодно устанавливаются в законодательном порядке и признаются государственными нуждами.

Основой обеспечения государственных нужд выступает гос. заказ на поставку (закупку) товаров, работ и услуг. Госзаказ не только обеспечивает закупку продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, но и служит важнейшим инструментом государственного регулирования, позволяющим активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство, способствовать модернизации инфраструктуры и т.д.

Особенностью гос. заказа является то, что закупки в рамках гос. заказа оплачиваются за счет средств, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах и всегда являются компонентом программы гос. расходов. При этом совершенно не важно, кто является конкретным получателем продукции – тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конкретным потребителем. Органы исполнительной власти осуществляют размещение гос. заказа путем закупок товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки называются государственными.

Наши рекомендации