Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

Принцип свободы открытого моря связан с принципом сво­боды открытого воздушного пространства над ним. Все госу­дарства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т. е. без разрешения кого-либо, осу­ществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства су­веренных прав. Однако данная свобода реализуется государст­вами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистри­рованным им воздушным судном, осуществляющим полет в ме­ждународном воздушном пространстве. Власть другого государ­ства на данное воздушное судно не распространяется, что озна­чает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.

Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных су­дов других государств, а также безопасности мореплавания. С этой целью государства заключают договоры о предотвраще­нии инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. В частности, не допускаются имитация атак посредст­вом имитации применения оружия по самолетам и кораблям; выполнение военными самолетами опасных облетов иностран­ных морских судов и любые другие действия, представляющие опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море. В связи с этим важное зна­чение имеет соблюдение правила — каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствую­щие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зареги­стрированы. Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.Вместе с тем международное право допускает в строго оп­ределенных случаях исключения из свободы открытого моря и принудительные действия воздушных судов в районах откры­того моря.

Принцип свободы международного воздушного простран­ства не отвергает необходимости упорядочения международ­ных полетов с учетом обязательства участников Чикагской кон­венции 1944 г. обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских воздушных судов. Это требование обес­печивается внедрением со стороны ИКАО системы маршрутов обслуживания воздушного движения.

Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем существуют свобода научных исследований посредством воздушных судов, свобода использования летательных аппара­тов для обеспечения рыболовства и возведения установок и со­оружений.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регули­руется Договором об Антарктике 1959 г. Все государства, неза­висимо от их участия в данном Договоре, имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздуш­ных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО. Антарк­тика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов ору­жия, включая ядерные взрывы. В воздушном пространстве над Антарктикой могут осуществлять полеты и военные летатель­ные аппараты, но только для осуществления целей Договора 1959 г., в частности для доставки и вывоза персонала и оснаще­ния станций.

57. Международное гуманитарное право.В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для госу­дарств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юри­дической возможности реализовать и защищать признавае­мые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и ос­новных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-пер­вых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распростра­нение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-треть­их, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отно­шение к основным. правам и свободам как в нормальных жиз­ненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантиро­вана только при условии всеобщего характера правового регу­лирования и правовой зашиты.В современном международном праве и в науке междуна­родного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права целостного комплекса норм, непосред­ственно связанных с правами и свободами личности. Этот ком­плекс однородных норм, объединенных предметом регулирова­ния и базирующихся на принципе уважения прав человека и основных свобод, представляет собой отрасль международного права, для обозначения которой предлагались разные наимено­вания: "международная защита прав человека", "международ­ное сотрудничество в обеспечении прав человека", "права че­ловека и международное право" (либо просто "права челове­ка"). Все эти варианты не подходят для отрасли права, поскольку характеризуют субъективные права, а не право как совокуп­ность норм. А формулировка: "Права человека как отрасль права есть совокупность принципов и норм..."* — допускает смешение указанных взаимосвязанных, но не однопорядковых категорий. Ближе к характеристике отрасли выражение "право прав че­ловека", но такое словосочетание вряд ли удачно.В последнее время для обозначения рассматриваемой от­расли предложен термин "международное гуманитарное пра­во

То обстоятельство, что термин "международное гуманитар­ное право" в течение десятилетий уже использовался для обо­значения норм, относящихся к защите жертв войны, жертв воо­руженных конфликтов, т. е. к правам гражданского населения, раненых и больных из состава вооруженных сил в период воен­ных действий, не может служить препятствием для его приме­нения в более широком значении. Этот термин сложился в свя­зи с регламентацией средств и способов ведения войны, когда международное право еще не "вторгалось" в сферу прав чело­века в обычных ситуациях. Распространение международного права на эти ситуации означает охват его регулирующим воз­действием всей области закрепления, обеспечения и защи­ты прав и свобод человека, т. е. области гуманитарного сотруд­ничества в целом и в любых условиях. Это обстоятельство оп­равдывает комплексное истолкование и употребление термина "международное гуманитарное право".

Таким образом, международное гуманитарное право пред­ставляет совокупность норм, определяющих единые для ме­ждународного сообщества права и свободы человека, устанав­ливающих обязательства государств по закреплению, обеспе­чению и охране этих прав и свобод и предоставляющих инди­видам юридические возможности реализации и защиты при­знаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нор­мы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрез­вычайного положения); 2) нормы, предназначенные для усло­вий вооруженных конфликтов с целью их максимально ^воз­можной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание правосубъ-ектности, право на свободу мысли, совести и религии, запреще­ние пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обраще­ния и наказания).Специфика международного гуманитарного права заклю­чается в том, что участниками регулируемых его нормами от­ношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

Наши рекомендации