Международные договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам

Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматрива­ют международные договоры РФ — межгосударственные, межпра­вительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ

А. Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:

конвенции о борьбе с преступлениями международного характе­ра (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юриди­ческие действия — обмен информацией, передача предметов, связан­ных с преступлением, др.);

договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). При этом необходимо учитывать, что, во-пер­вых, некоторые соглашения в настоящее время прекратили свое дей­ствие (в частности, договоры с ГДР 1979 г., с Югославией 1962 г.), и, во-вторых, правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договорами о правовой помощи (некоторые договоры — о помощи лишь по гражданским делам).

В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам 1993 г., договоры о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Азербайджаном (1992 г.), Киргизией (1992 г.), Литвой (1992 г.), Лат­вией (1993 г.), Эстонией (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Договор между РФ и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания 1993 г., Договор о правовой помощи по граж­данским и уголовным делам между РФ и КНР 1992 г., Договор о выдаче между РФ и КНР 1995 г. и др.

Б. Межправительственные договоры — это прежде всего двусто­ронние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера (незаконные операции с наркотиками, культурными ценностями, контрабанда) и соглашения о сотрудниче­стве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями нало­гового законодательства (исключение составляет, пожалуй, лишь Соглашение между Правительствами РФ и США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г., носящее общий характер).

Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указан­ные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответству­ющими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

В. Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между ор­ганами прокуратуры можно выделить в отдельную группу. В их числе: Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г. (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), соглашения с Украиной (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Гру­зией (1993 г.), Арменией (1993 г.), Таджикистаном (1995 г.), Турк­менистаном (1995 г.).

Правовая помощь по данным соглашениям включает следующее:

пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности;

выполнение отдельных процессуальных действий;

осуществление надзорных функций, связанных с расследованием преступлений;

содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также этапировании арестованных и осужденных;

борьба с правонарушениями в области экономики и внешнеэко­номической деятельности;

обмен информацией о преступниках и лицах, причастных к пре­ступлениям;

сотрудничество по иным вопросам прокурорской деятельности.

Взаимодействие осуществляется через генеральные прокуратуры сторон, если межгосударственным соглашением не установлен иной порядок. Просьба об оказании правовой помощи подписывается Ге­неральным прокурором или его заместителем.

При исполнении ходатайства применяется законодательство за­прашиваемого государства. Однако при этом могут применяться и процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законам запрашиваемой стороны.

Г. В числе межведомственных соглашений можно назвать, в част­ности, Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г.. Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 1994 г. и др.

Выдача преступников.

Экстради́ция (вы́дача) (от лат. ех — «из», «вне» и traditio — «передача»)[1] —форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых судебными органами этого другого государства (для исполнения приговора)

Выдача и экстрадиция

Чаще всего эти два термина употребляются как полные синонимы. Термин «выдача» употребляется, в частности, в Большой советской энциклопедии[10], в Уголовно-процессуальном кодексе России[11], в официальных русских названиях международных документов о выдаче

Правовые основания

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции являетсяЕвропейская конвенция о выдаче 1957 г.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

Условия выдачи

Выдача преступников — право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре. Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом договорами устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи, оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Выдача своих граждан

В большинстве государств мира не допускается экстрадиция своих граждан.[4][5] Такой принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в конституции России.[4][5] Россия является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., она подписала эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан.[6]

Статья 61 Конституции РФ гласит, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».[7]

Все государства ЕС имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан.[8] Аналогичная ситуация и в США.

Китай, Япония, Израиль, Беларусь, Украина не экстрадируют своих граждан. Кроме того, по японскому законодательству экстрадиции фактически не подлежат не только граждане Японии, но и граждане других государств, являющиеся этническими японцами, поскольку они имеют право на японское гражданство (так властям Перу было отказано в выдаче Альберто Фухимори).

Процедура выдачи

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратураи т. п.).

В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.

Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит политический характер.

Современные тенденции

В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов. Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

Наибольшего прогресса в упрощении выдачи добились государства-члены Европейского союза, которые ввели в отношениях между собой так называемый«Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Выдача и передача

С выдачей часто отождествляют другие виды международной правовой помощи, в частности, те, которые официально называются «передачей». В частности:

· Передача лица международному судебному органу (такому, как Международный трибунал по бывшей Югославии или Международный уголовный суд).

· Передача осужденных (для отбывания наказания в другом государстве, нежели то, в котором вынесен приговор). Именно эта процедура была применена в 2007 при передаче Ливией Болгарии группы болгарских медсестёр, приговорённых к смертной казни[9]. Аналогичная процедура использовалась при передаче России сотрудников российских спецслужб, осуждённых в Катаре на пожизненное заключение за теракт против Зелимхана Яндарбиева. Договорённости об осуществлении таких процедур зачастую предусматривают, помимо оглашаемых формальных условий, также некие условия политического или финансового характера, которые не раскрываются.

· Временная передача лица, находящегося под стражей или осужденного к лишению свободы, для проведения следственных действий в другом государстве.

Наши рекомендации