Источники права, применяемые Судом

При рассмотрение дела и вынесения решений Суд применяет источники права, которые определены в статье 38 его Статута, а именно

· международные конвенции и договоры;

· международный обычай;

· общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

· судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву.

Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать дело на основе принципа ex aequo et bono, то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

Средняя продолжительность рассмотрения дела в Суде примерно 4 года.

Секретариат ООН.

Секретариат ООН — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь (Пан Ги Мун), который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединённых Наций, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби. Отделение Организации Объединённых Наций в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение Организации Объединённых Наций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за злоупотреблением наркотиками, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 000 сотрудников

30. Специализированные учреждения ООН.

Специализированные учреждения ООН —самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Специальные учреждения ООН. Статус специального учреждения имеют те международные организации универсального уровня, которые связаны специальными договорами с экономическим и социальным советом ООН, данные договоры утверждаются генеральной ассамблеей ООН.

Специальными учреждениями являются:

Наименование Дата Основания Местонахождение Сайт
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, FAO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Рим [17]
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, UNIDO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Вена [16]
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, UNESCO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Париж [15]
Международный фонд сельскохозяйственного развития(ИФАД, IFAD) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Рим [14]
Международный союз электросвязи (МСЭ, ITU) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Женева [13]
Международный валютный фонд (МВФ, IMF) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Вашингтон [12]
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Вашингтон [11]
Международная финансовая корпорация (МФК, IFC) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Вашингтон [10]
Международная организация труда (МОТ, ILO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Женева [9]
Международная организация гражданской авиации (ИКАО, ICAO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Монреаль [8]
Международная морская организация (ИМО, IMO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Лондон [7]
Международная ассоциация развития (МАР, IDA) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Вашингтон [6]
Всемирный почтовый союз (ВПС, UPU) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Берн [5]
Всемирная туристская организация (ЮНВТО, WTO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Мадрид [4]
Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС, WIPO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Женева [3]
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Женева [2]
Всемирная метеорологическая организация (ВМО, WMO) Источники права, применяемые Судом - student2.ru Женева [1]

31. Финансовые специализированные учреждения ООН.

Всемирный банк—международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Финансовые специальные учреждения:
1) МВФ (международный валютный фонд):
2) МБРР (международный банк реконструкции и развития):
А) МАР (международная ассоциация развития)
Б) МФК (международная финансовая корпорация).
Это группа Всемирного банка.
Данные финансовые специальные учреждения были созданы на основе решений Бреттон - Вудской конференции (США) 1944 года. Участники конференции договорились в своих отношениях руководствоваться двумя принципами:

1)признавать особую роль доллара США

2)создавать условия для взаимной обратимости национальных денежных единиц.

В указанных специальных учреждениями действует система взвешенного голосования, в соответствии с которой количество голосов каждого государства прямо пропорционально его вкладу в уставной капитал организации. Все 4 штаб квартиры находятся в Вашингтоне. США имеют наибольший вклад в уставной капитал МВФ.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

1. ликвидация нищеты и голода;

2. обеспечение всеобщего начального образования;

3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

4. сокращение детской смертности;

5. улучшение охраны материнства;

6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

32. Международное агентство по атомной энергии.

МАГАТЕЭ.
Занимает автономное положение в системе ООН, связано прямым договором с генеральной Ассамблеей ООН. Действует на основе устава, вступившего в силу в 1957 году. Штаб квартира в Вене (Австрия).
Основные задачи:

1) Контроль за выполнением договора 1968 года «О нераспространении ядерного оружия», в соответствии с договором ядерные страны обязались не передавать, а не ядерные не создавать ядерное оружие.

2) Содействие странам в деле мирного использования ядерной энергии. Система мер направленная на недопущение использования мирных ядерных объектов в военных целях называется гарантиями МАГАТЭ.

В 1963 году в Москве был подписан договор «О запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой».

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

В функции Агентства входит:

· поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;

· поощрение обмена научными достижениями и методами;

· формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;

· разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности.


МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Наши рекомендации